Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 15 декабря 2023 г. N 74-НК
"Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования на территории Смоленской области на 2024 год"
31 января 2024 г.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с пунктом 15 Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" приказываю:
1. Утвердить Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования на территории Смоленской области на 2024 год (далее - Программа профилактики).
2. Департаменту по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Смоленской области (далее - Министерство) (Л.B. Фокиной) обеспечить выполнение мероприятий Программы профилактики.
3. Департаменту по надзору и контролю в сфере образования Министерства разместить Программу профилактики на официальном сайте Министерства в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования и науки Н.В. Шелабину.
Министр |
В.В. Новиков |
Утверждена
приказом Министерства образования
и науки Смоленской области
от 15.12.2023 N 74-НК
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования на территории Смоленской области на 2024 год
31 января 2024 г.
Паспорт программы
Администратор Программы |
Министерство образования и науки Смоленской области по (далее - Министерство) |
Ответственный исполнитель Программы |
Департамент по надзору и контролю в сфере образования Министерства (далее - департамент Министерства) |
Наименование Программы |
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования на территории Смоленской области на 2024 год (далее - Программа профилактики) |
Правовые основания разработки Программы |
1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". 2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации". 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования". 5. Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям". |
Цели Программы |
1. Предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям. 2. Предупреждение нарушений обязательных требований в области федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - государственный контроль (надзор) в сфере образования). 3. Повышение прозрачности деятельности контрольного (надзорного) органа при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью контролируемых лиц. 4. Снижение издержек контрольной (надзорной) деятельности и административной нагрузки на контролируемых лиц. 5. Предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований в сфере государственного контроля (надзора) в сфере образования, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований. 6. Разъяснение контролируемым лицам обязательных требований законодательства в сфере образования. 7. Формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц. |
Задачи Программы |
1. Выявить причины, факторы и условия, способствующие причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований. 2. Определить способы устранения или снижения рисков их возникновения. 3. Устранить причины, факторы и условия, способствующие возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований. 4. Повысить уровень правовой грамотности контролируемых лиц. 5. Совершенствовать механизмы аналитического обеспечения профилактической деятельности с целью качественного улучшения и расширения подходов к ее осуществлению. |
Показатели эффективности Программы |
1. Выполнение утвержденной Программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования (доля проведенных плановых мероприятий от общего количества запланированных). 2. Размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в сфере образования. 3. Доля выданных предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований. 4. Повышение степени исполнительности контролируемых лиц/устранение причин и условий, способствующих возникновению нарушений обязательных требований. 5. Доля профилактических мероприятий, по итогам проведения которых поступают обращения граждан. 6. Доля охвата контролируемых лиц профилактическими мероприятиями. |
Ожидаемые результаты |
1. Снижение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или нарушений обязательных требований. 2. Повышение уровня правовой компетентности контролируемых лиц и участников образовательных отношений. 3. Повышение прозрачности деятельности департамента Министерства на территории Смоленской области. 4. Формирование единого понимания обязательных требований в сфере образования у всех участников контрольной (надзорной) деятельности. 5. Совершенствование системы профилактики, осуществляемой департаментом Министерства. 6. Повышение качества образовательной деятельности, осуществляемой контролируемыми лицами на территории Смоленской области. 7. Разработка образцов эффективного, законопослушного поведения контролируемых лиц. 8. Уменьшение административной нагрузки на контролируемых лиц. 9. Мотивация контролируемых лиц к добросовестному поведению. |
Срок реализации Программы |
с 01.01.2024 по 31.12.2024. |
Источник финансирования Программы |
Программа профилактики реализуется в рамках осуществления полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и предусмотренного финансирования за счет средств субвенции из федерального бюджета. |
Структура Программы |
Паспорт Программы профилактики. 1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности. 1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики. 2. Показатели результативности и эффективности Программы профилактики. |
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
Анализ текущего состояния осуществления Департаментом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики проведены с соблюдением требований, установленных:
- статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Деятельность Департамента в рамках переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования по исполнению функции федерального государственного контроля (надзора) направлена на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования.
При организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий, профилактических мероприятий Департамент исходил из необходимости достижения целевых показателей федерального государственного контроля (надзора).
1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
Осуществление Департаментом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2023 году регламентировалось нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом N 248-ФЗ;
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской - Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);
- постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" (далее - Постановление 997).
На основании части 3 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
- соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
- соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
- исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Объектами федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в соответствии с пунктом 3 Постановления N 997, с учетом требований пунктов 18, 19, 20 статьи 2, статьи 7 Федерального закона N 273-ФЗ являются организации, осуществляющие образовательную деятельность на основании лицензии и зарегистрированные по месту нахождения (индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность на основании лицензии и зарегистрированные по месту жительства) на территории Смоленской области, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ.
Общее количество объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования со стороны Департамента согласно Государственной информационной системе "Сводный реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности" - 989 (по состоянию на 1 сентября 2023 г.), из них:
- 263 дошкольных образовательных организаций;
- 361 общеобразовательных организаций;
- 38 профессиональных образовательных организаций;
- 134 организаций дополнительного образования;
- 33 организации дополнительного профессионального образования;
- 2 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 19 организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание;
- 94 иных организаций;
Объектами государственного контроля (надзора) в сфере образования являются 27 органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (далее - ОМС).
В соответствии с частью 4 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования.
На основании пунктов 6, 7 Постановления N 997 объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования ежегодно подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования по критериям, представленным в приложении N 1 Постановления N 997 (далее - категории риска).
Приказом Департамента Смоленской области по образованию и науки от 12.09.2022 N 38-УНК/22 "Об утверждении перечня объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Смоленской области, по категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" контролируемые лица были отнесены к категориям риска на основе сопоставления их характеристик с критериями отнесения указанных объектов к категориям риска, содержащихся в приложении N 1 Постановления N 997.
Таблица
Отнесение объектов к категориям риска
N |
Категория риска |
Количество объектов* |
1. |
Низкий |
914 |
2. |
Средний |
34 |
3. |
Высокий |
0 |
------------------------------
* по состоянию на 01.09.2023
------------------------------
В соответствии с Постановлением N 336 в 2023 году контрольные (надзорные) мероприятия не проводились.
В 2023 году во исполнение письма Рособрнадзора от 25.01.2023 N 02-6 департаментом проведена внеплановая документарная проверка, по согласованию с органами прокуратуры, в отношении 1 общеобразовательной организации.
Решение о проверке принято на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ в связи с соответствием объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, утвержденных приказом Рособрнадзора от 04.10.2021 N 1336 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования", а именно: непредставление в течение календарного года (2022 года) организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам основного общего образования не менее шести лет на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, оператору федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" сведений о документах об образовании в порядке, установленном Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N 825.
По результатам внеплановой проверки:
- выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
- составлен протокол об административном правонарушении части 1 статьи 19.30.2 КоАП РФ (неполнота внесения сведений о документах об образовании в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (далее - ФИС ФРДО).
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении должностное лицо, допустившее нарушение, привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 тысяч рублей.
Контролируемым лицом представлен отчет об исполнении предписания в полном объеме.
На основании подпункта "в" пункта 26 Постановления N 997, пункта 10 Постановления N 336 Министерство проводит постоянное наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объектов, деятельность которых подлежит федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования со стороны.
С января по сентябрь 2023 года мониторинг безопасности был проведен в отношении 1311 контролируемых лиц, из них:
- 787 общеобразовательных организаций;
- 263 дошкольных образовательных организаций;
- 128 организаций дополнительного образования,
- 34 организации дополнительного профессионального образования;
- 23 организации среднего профессионального образования;
- 1 индивидуальный предприниматель;
- 8 организаций профессионального образования;
- 67 иных организаций.
Предметом мониторингов безопасности стало наблюдение за соблюдением обязательных требований:
- при заполнении федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (далее - ФИС ФРДО) в течение последних 5 лет;
- к структуре специального раздела "Сведения об образовательной организации" официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) общеобразовательных организаций;
- к структуре специального раздела "Сведения об образовательной организации" официальных сайтов организаций дополнительного образования;
- при заполнении ФИС ФРДО;
- к структуре образовательных программ организаций, осуществляющих обучение частных охранников;
- к локальным нормативным актам, регламентирующим правила приема в дошкольные образовательные организации.
В ходе мониторинга безопасности управлением Департамента были получены сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, а также сведения об отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
По результатам проведенных мониторингов безопасности управлением Департамента проанализированы выявленные нарушения и определен перечень типичных.
1. Типичные нарушения в деятельности общеобразовательных организаций (далее - ОО).
1.1. Не обеспечено соблюдение обязательных требований в части открытости и доступности информации на официальных сайтах, а именно:
1.2. В подразделе "Документы" раздела "Сведения об образовательной организации" не представлены в полном объеме копии локальных нормативных актов, установленных статьей 29 Федерального закона N 273-ФЗ и пунктом 3.3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 (далее - Требования 831), регламентирующие: правила приема граждан на обучение в 00, режим занятий, порядок и основания перевода и отчисления обучающихся, порядок оформления возникновения и прекращения отношений между ОО и родителями (законными представителями) обучающихся;
1.3. В подразделах "Структура и органы управления образовательной организацией", "Образовательные стандарты и требования", "Организация питания в образовательной организации" отсутствует информация, предусмотренная пунктами 3.2, 3.3, 3.5, 3.14 Требований 831.
2. Типичные нарушения в деятельности дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО):
2.1. В содержании локального нормативного акта ДОО, регламентирующего правила приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования, и в прилагаемых к нему формах документов (журнал приема заявлений, расписка в получении документов при приеме), установлено наличие требования в предоставлении родителями (законными представителями) медицинского заключения для приема ребенка в ДОО, что противоречит пункту 11 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства просвещения от 15.05.2020 N 236 (далее - Порядок N 236);
2.2. Форма заявления о приеме не содержит в полном объеме сведения, установленные пунктом 9 Порядка N 236 (отсутствует информация об адресе места жительства (места пребывания, места фактического проживания) ребенка, о направленности группы, необходимом режиме пребывания ребенка, желаемой дате приема на обучение и др.).
3. Типичные нарушения в деятельности организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования (далее - организации):
3.1. Не обеспечена полнота, достоверность и актуальность сведений, занесенных в ФИС ФРДО, не своевременно вносятся сведения в ФИС ФРДО;
3.2. Отсутствует либо не доступен официальный сайт организации;
3.3. На официальном сайте организации не в полном объеме размещена информация, предусмотренная Требованиями N 831.
Контрольно-надзорная деятельность
1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности
При осуществлении Департаментом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования, стало приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2023 году управлением Департамента осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики.
Они проводились в плановом режиме по 5 направлениям: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит.
Для достижения поставленных целей и результатов профилактики нарушений обязательных требований в Программе профилактики были определены целевые показатели эффективности реализации и выполнение утвержденной Программы профилактики (100%).
1) Информирование.
С целью повышения информированности контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, снижения количества нарушений обязательных требований на официальном сайте Департамента размещены и поддерживаются в актуальном состоянии:
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), сведения о внесенных в них изменениях, о сроках и порядке вступления их в силу;
- перечень нормативных актов(с текстами) с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информации о мерах ответственности за нарушение обязательных требований;
- информация (комментарии) о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере образования или лицензионные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также методических рекомендациях по проведению необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований в сфере образования, лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, требований ФГОС, ФГТ;
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категорий риска;
- Программа профилактики рисков причинения вреда;
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействий) его должностных лиц;
- обзор правоприменительной практики управления Департамента;
- оценочные листы для самостоятельной оценки соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами;
- материалы по результатам совещаний и вебинаров, проведенных с целью разъяснения контролируемым лицам норм действующего законодательства, устанавливающего обязательные требования;
- методические рекомендации, разработанные специалистами управления Департамента для контролируемых лиц;
- доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики управления Департамента;
- доклады о государственном контроле (надзоре) контроле.
На 30.09.2023 проведено 115 информирований контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
2) Обобщение правоприменительной практики.
В рамках исполнения требований статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ, пункта 15 Постановления N 997 Департаментом подготовлен Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики за 2022 год (далее - Доклад). Доклад утвержден приказом Департаментом от 15.05.2023 N 150-у и размещен на официальном сайте Департамента (https://edu.admin-smolensk.ru/upravlenie-po-nadzoru-i-kontrolyu/profilaktika-narushenij/obobschennye-pravoprimenitelnye-praktiki/) в установленные законодательством сроки. Доклад содержит анализ реализованной в 2022 году Программы профилактики.
В рамках обобщения правоприменительной практики Департаментом с января по сентябрь 2023 года были проведены 3 вебинара (в режиме видео-конфернц-связи (далее - ВКС) с представителями ОМС, руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
На вебинарах рассматривались вопросы о:
- проведенных в отношении контролируемых лиц профилактических мероприятий;
- наложенных, по результатам указанных мероприятий, мерах административной и иной публично-правовой ответственности;
- типовых и массовых нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению.
На вебинарах даны разъяснения о:
- неоднозначных или неясных для контролируемых лиц обязательных требований, в том числе в силу пробелов или коллизий в нормативных правовых актах;
- новых требованиях нормативных правовых актов.
3) Объявление предостережения.
При наличии у управления Департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, управление объявляло контролируемым лицам предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований и предлагало принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В адрес 427 контролируемых лиц с января по сентябрь 2023 года были направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережения), из них в:
- 98 организаций дополнительного образования;
- 24 организации дополнительного профессионального образования;
- 249 общеобразовательные организации;
- 12 организации среднего профессионального образования;
- 2 профессиональные образовательные организации;
- 42 иные организации.
Предостережения были направлены контролируемым лицам в связи с выявленными признаками нарушения обязательных требований в части:
- обеспечения формирования открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию об их деятельности, обеспечения доступа к таким ресурсам посредством размещения их на официальных сайтах;
- соответствия структуры официальных сайтов образовательных организаций и формата представления информации на них;
- внесения сведений в ФИС ФРДО о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении выпускникам образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования и профессионального обучения;
- соответствия образовательных программ организаций, осуществляющих обучение частных охранников, типовым программам профессионального обучения, утвержденным приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 30.11.2019 N 396 "Об утверждении Типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частных охранников", в части наличия в структуре образовательных программ дисциплины "Противодействие терроризму" и соответствие ее содержания типовым программам;
- принятия локальных нормативных актов образовательных организаций без учета мнения совета обучающихся, совета родителей;
- наличия информации в Уставе образовательной организации, противоречащей требованиям законодательства в сфере образования;
- отсутствия согласия родителей (законных представителей) на привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой;
- нарушения сроков ликвидации академической заложенности обучающимися.
Возражения контролируемых лиц в отношении объявленных предостережений в адрес Департамента не поступали.
4) Консультирование.
На основании пункта 17 Постановления N 997 управление Департамента осуществляло консультирование контролируемых лиц и их представителей:
- в виде устных разъяснений на личном приеме;
- в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита;
- посредством видео-конференц-связи;
- посредством телефонной и почтовой связи.
На официальном сайте Департамента содержится информация о месте и времени проведения консультирования.
По состоянию на 30.09.2023 управлением Департамента проведены 544 консультаций, из них:
- 212 общеобразовательных организаций;
- 15 дошкольных образовательных организаций;
- 20 профессиональных образовательных организаций;
- 2 организаций дополнительного профессионального образования;
- 265 организаций дополнительного образования;
- 19 ОМС;
- 2 индивидуальных предпринимателей;
- 9 иных организаций.
Консультирование осуществлялось по вопросам, связанным с организацией и проведением государственного контроля (надзора) в сфере образования, разработкой и принятием локальных нормативных актов и образовательных программ, организацией приема, перевода и отчисления обучающихся, защитой их прав, получением и переоформлением лицензии на осуществление образовательной деятельности, переходом на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты и программы, разработкой рабочих программ педагогических работников, снижением документационной нагрузки на педагогических работников, обеспечением учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, организацией подвоза обучающихся и другие.
5) Профилактический визит.
Управлением Департамента проводились профилактические визиты в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ и Постановлением N 997 (пункты 21-25).
За период с января по сентябрь 2023 год проведено 32 профилактических визита, из них в отношении:
- 2 общеобразовательных организаций;
- 3 дошкольных образовательных организаций;
- 3 индивидуальных предпринимателей;
- 22 организаций дополнительного образования;
- 2 иных организаций.
Основанием проведения профилактических визитов являлось получение лицензии и начало осуществления образовательной деятельности.
Профилактические визиты проводились в форме профилактической беседы по месту нахождения контролируемого лица.
В ходе всех профилактических визитов контролируемые лица информировались о (об):
- порядке организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (информирование об изменениях в контрольно-надзорной деятельности, о видах профилактических мероприятий, особенностях их организации и т.д.);
- отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска;
- обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности либо к принадлежащим им объектам контроля.
В рамках профилактических визитов контролируемые лица были проконсультированы о соблюдении обязательных требований при осуществлении образовательной деятельности, в том числе:
- лицензионных требований к образовательной деятельности;
- требований к структуре официального сайта контролируемого лица;
- требований к оказанию платных образовательных услуг;
- требований к организации приема и перевода обучающихся в другие образовательные организации.
Таким образом управлением Департамента выполнены все плановые мероприятия, предусмотренные Программой профилактики на 2023 год по состоянию на 01.09.2023.
Профилактические мероприятия
1.3. Характеристика проблем, на решения которых направлена Программа профилактики
Анализ результатов контрольной (надзорной) деятельности Департамента указывает на:
- необходимость повышения уровня знаний и владения требованиями нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования руководителями образовательных организаций, специалистами ОМС;
- недостаточную эффективность методического сопровождения со стороны муниципальных методических служб организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- несвоевременное приведение локальных нормативных актов образовательных организаций в соответствие с действующим законодательством;
- дефицит специалистов соответствующей квалификации в образовательных организациях и ОМС.
К числу наиболее распространенных случаев наличия нарушений и (или) признаков нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования, а, следовательно, наиболее значимых рисков для охраняемых законом ценностей, относятся нарушения обязательных требований:
1) к структуре и наполнению официального сайта организации;
2) к структуре и содержанию образовательных программ;
3) порядку формирования и ведения ФИС ФРДО;
4) порядку приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования;
5) исполнению полномочий, отнесенных к компетенции образовательной организации.
В целях решения вышеуказанных проблем Департаментом определена необходимость осуществления профилактических мероприятий, направленных на:
- повышение уровня информированности контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере образования;
- формирование понимания обязательных требований контролируемыми лицами;
- совершенствование системы обратной связи с контролируемыми лицами по вопросам применения обязательных требований, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- обеспечение устойчивого взаимодействия, основанного на диалоге с контрольными лицами в инновационных формах общения (создание Бота на Telegram-платформе, который поможет ориентироваться в вопросах законодательства и получать готовые ответы на вопросы, осуществлять проектную деятельность совместно с контролируемыми лицами, которая позволит предложить готовые кейс-решения, направленные на соблюдение законодательства по разным направлениям деятельности, создание информационного Telegram-канала ОбрНадзор67, направленного на оперативное информирование, получение обратной связи от контролируемых лиц);
- мотивирование контролируемых лиц к добросовестному и сознательному соблюдению обязательных требований.
Информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и проведенных профилактических мероприятиях Программы профилактики, размещаются на официальном сайте Департамента.
Раздел 2. Показатели результативности и эффективности Программы профилактики
Эффективность реализации Программы профилактики оценивается:
- повышением эффективности системы профилактики нарушений обязательных требований;
- повышением уровня правовой грамотности контролируемых лиц в вопросах исполнения обязательных требований, степенью их информативности об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения контрольных мероприятий, правах контролируемых лиц и их обязанностях;
- снижением количества правонарушений при осуществлении контролируемыми лицами образовательной деятельности;
- пониманием обязательных требований, однозначностью их толкования контролируемыми лицами;
- вовлечением контролируемых лиц в регулярное взаимодействие и участие в мероприятиях, проводимых управлением Департамента.
Для достижения поставленных целей и результатов профилактики нарушений обязательных требований Программой профилактики на 2023 год была установлена система оценки эффективности профилактической деятельности, состоящая из следующих целевых показателей:
- доля проведенных профилактических мероприятий от запланированных - показатель достигнут и составил 100% от запланированного;
- опубликование на официальном сайте нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования - показатель достигнут и составил 100% от запланированного;
- доля выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований - показатель достигнут и составил 100% от запланированного (100%);
- повышение степени исполнительности контролируемыми лицами/устранение причин и условий возникновения выявленных нарушений обязательных требований - показатель достигнут и составил 80% от запланированного;
- доля профилактических мероприятий, по итогам проведения которых поступали обращения граждан - показатель достигнут и составил 0% от запланированного.
Оценка эффективности реализации программы Профилактики управлением Департамента в 2023 году составила 100%.
Таблица 2
Показатели эффективности Программы профилактики на 2024 год
N |
Наименование показателя |
2023 год, % |
2024 год, % |
1. |
Доля проведенных профилактических мероприятий от запланированных:
ПМ Ф - фактическое количество профилактических мероприятий ПМ П - плановое количество профилактических мероприятий |
100 |
100 |
2. |
Опубликование на официальном сайте нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования (НПА):
НПА раз - количество НПА, содержащие обязательные требования, размещенные на официальном сайте; НПА ут - общее количество утвержденных НПА, содержащие обязательные требования, |
100 |
100 |
3. |
Доля выданных предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований Пред - количество выданных предостережений С п - количество поступивших сведений о готовящихся нарушений или признаков нарушений |
100 |
100 |
4. |
Повышение степени исполнительности контролируемых лиц/устранение причин и условий выявленных нарушений обязательных требований
Пред - количество исполненных предостережений Пред и - общее количество выданных предостережений |
80 |
90** |
5. |
Доля профилактических мероприятий, по итогам проведения которых поступают обращения граждан
ОГ - количество обращений граждан с жалобами на деятельность контролируемых лиц, к которым был выполнен профилактический визит либо направлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований П в - количество проведенных профилактических визитов; Пред - количество объявленных предостережений |
30 |
20** |
6.* |
Доля охвата контролируемых лиц профилактическими мероприятиями:
С ПМ - количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия; С общ - общее количество контролируемых лиц |
|
75** |
------------------------------
* Данный показатель вводится в 2024 году.
** Целевые показатели подлежат ежегодной актуализации.
------------------------------
Раздел 3 изменен с 31 января 2024 г. - Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 31 января 2024 г. N 19-НК
3. Перечень профилактических мероприятий на 2024 год
Информирование при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) | |||||
N |
Наименование мероприятия |
Краткое описание формы мероприятия |
Периодичность проведения, срок исполнения |
Ожидаемые результаты мероприятия |
Ответственный за организацию и проведение мероприятия |
1 |
Размещение на странице департамента Министерства на официальном сайте Министерства информации о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере образования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также о методических рекомендациях по проведению необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований в сфере образования при осуществлении образовательной деятельности |
Анализ новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере образования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие |
В 10-дневный срок с момента официального опубликования нормативных правовых актов |
Повышение уровня компетентности контролируемых лицо законодательстве Российской Федерации в сфере образования, формирование единого понимания обязательных требований в сфере образования у всех участников контрольно-надзорной деятельности |
Фокина Л.B., Бусалова Т.С. |
2 |
Размещение на странице департамента Министерства на официальном сайте Министерства перечня объектов контроля отнесенных к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
Перечень на 2024 год |
Сентябрь |
Повышение информированности контролируемых лиц об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования |
Фокина Л.B. |
3 |
Размещение на странице департамента Министерства на официальном сайте Министерства обобщенной практики осуществления департаментом Министерства государственного контроля (надзора) за 2024 год |
Анализ практики |
Июнь
Февраль |
Содействие расширению практики использования предупреждений нарушений |
|
4 |
Размещение на странице департамента Министерства на официальном сайте Министерства аналитической информации о результатах профилактических мероприятий по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования при осуществлении образовательной деятельности |
Анализ итогов профилактических мероприятий |
По состоянию на 30.06.2024, 30.12.2024 |
Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования |
|
5 |
Подготовка и направление в органы местного самоуправления муниципальных образований и городских округов в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, информационно-аналитических писем о типичных нарушениях обязательных требований в сфере образования |
Анализ изменений в законодательстве Российской Федерации в сфере образования, анализ результатов мероприятий по контролю, результатов проверок |
Постоянно (по результатам обобщения данных) |
Устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований посредством информирования о содержании вступивших в силу нормативных правовых актов, устанавливающих либо изменяющих обязательные требования, о типичных обязательных требованиях в сфере образования |
Фокина Л.B. |
6 |
Размещение на странице департамента Министерства на официальном сайте Министерства актуализация оценочных листов для контролируемых лиц в целях самообследования (по содержанию и технически) на соответствие требованиям законодательства |
Анализ изменений законодательства Российской Федерации в сфере образования |
По мере внесения изменений |
Устранение условий и факторов, способствующих нарушению обязательных требований |
Фокина Л.B. |
7 |
Размещение доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики |
Анализ практики |
1 раз в год до 1 июня 2024 |
Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, предотвращение и снижение количества нарушений обязательных требований |
Фокина Л.B. |
8 |
Подготовка информационно-разъяснительных писем по вопросам: организации и осуществления образовательной деятельности организациями дополнительного образования, реализующими программы спортивной подготовки; - о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию; - обучения детей, нуждающихся в длительном лечении. |
Анализ изменений, вносимых в Порядки проведения, анализ результатов мероприятий по контролю |
Февраль
Май
Сентябрь
и по мере необходимости |
Приведение в соответствие информации, содержащейся на официальных сайтах образовательных организаций, требованиям к информированности граждан о действующем законодательстве |
Фокина Л.B., Бусалова Т.С. |
9 |
Подготовка сборника информационно-аналитических материалов в помощь контролируемым лицам |
Анализ изменений законодательства Российской Федерации в сфере образования, анализ результатов мероприятий по контролю, результатов проверок |
1 раз в год |
Повышение правовой компетентности контролируемых лиц |
Фокина Л.B., Бусалова Т.С. |
10 |
Размещение Программы профилактики на странице департамента Министерства официальном сайте Министерства на 2024 год |
Размещение Программы профилактики |
До 01.10.2023 (для обсуждения) До 05.12.2023 (утвержденную) |
Повышение уровня правовой осведомленности граждан |
Фокина Л.В. |
11 |
Размещение доклада о государственном контроле (надзоре) |
Анализ изменений законодательства Российской Федерации в сфере образования, анализ результатов мероприятий по контролю |
Февраль |
Устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований. Обеспечение публичности доклада |
Фокина Л.B. |
12 |
Ведение чата ОбрНадзор67 в ИКОП "Сферум" |
Анализ изменений и дополнений законодательства Российской Федерации в сфере образования, анализ результатов мероприятий по контролю |
В течение года |
Обеспечение устойчивого взаимодействия с контролируемыми лицами информирование, получение обратной связи от контролируемых лиц |
Фокина Л.B. |
13 |
Разработка оценочных листов для самостоятельной оценки контролируемыми лицами соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования при организации и проведения ВПР. |
Анализ изменений, вносимых в Порядки проведения, анализ результатов мероприятий по контролю |
Февраль |
Повышение правовой компетентности контролируемых лиц |
Фокина Л.B. |
14 |
Сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействий) его должностных лиц |
Размещение на официальном сайте Министерства о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействий) его должностных лиц |
В течение года |
Повышение информированности контролируемых лиц о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействий) его должностных лиц. Обеспечение реализации соответствующего права контролируемых лиц на досудебное обжалование. |
Фокина Л.B. Бусалова Т.С. |
Консультирование при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) | |||||
15 |
Проведение консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере образования (при обращении контролируемых лиц) |
Индивидуальные и групповые консультирования по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования |
Ежемесячно Первый вторник месяца
Второй вторник месяца
Третий вторник месяца |
Профилактика причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований |
Фокина Л.B. Бусалова Т.С. |
16 |
Проведение совещаний, круглых столов с руководителями органов местного самоуправления муниципальных образований и городских округов в сфере образования, с руководителями муниципальных, частных, областных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере образования, при осуществлении образовательной деятельности |
Анализ итогов контрольных и профилактических мероприятий, проведение совещаний |
В течение года |
Актуализация знаний законодательных норм, регламентирующих деятельность образовательных организаций, формирование единого понимания обязательных требований участников контрольно-надзорной деятельности, повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) |
Фокина Л.B., Бусалова Т.С. |
17 |
Проведение консультаций посредством ресурса "Горячая линия" по вопросам соблюдения обязательных требований и снижению документационной нагрузки |
Организация работы "Горячей линии" через размещение информации на официальном сайте Министерства и чата ОбрНадзор67 в ИКОП "Сферум" |
В течение года |
Создание условий до доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения. |
Фокина Л.B. |
18 |
Проведение тематических совещаний по вопросам: - соблюдения обязательных требований в сфере образования при организации сетевой формы; - соблюдения обязательных требований в сфере образования организациями, осуществляющими реализацию программ ДПО и ПО (автошколы); - соблюдение обязательных требований в сфере образования подведомственными организациями, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования |
Анализ изменений законодательства и результатов контрольных (надзорных) мероприятий |
Февраль
Май
В течение года |
Профилактика причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований, актуализация знаний законодательных норм, регламентирующих деятельность образовательных организаций |
Фокина Л.B. |
19 |
Правовой час для ОМС и руководителей ОО |
Анализ правонарушений обязательных требований, включая рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься контролируемыми лицами в целях недопущения таких нарушений |
1 раз в квартал |
Профилактика причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований, актуализация знаний законодательных норм, регламентирующих деятельность образовательных организаций |
Фокина Л.B. |
Обобщение практики при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования | |||||
20 |
Подготовка проекта доклада о результатах правоприменительной практики департамента Министерства |
Анализ и обобщение наиболее распространенных случаев нарушений обязательных требований, включая подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься контролируемыми лицами в целях недопущения таких нарушений |
1 раз в год до 30 апреля 2024 |
Обеспечение возможности ознакомления контролируемых лиц с практикой осуществления управлением Департамента государственного контроля (надзора) в сфере образования с целью устранение ими причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований |
Фокина Л.B. |
21 |
Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики департамента Министерства |
Анализ правонарушений обязательных требований, включая подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься контролируемыми лицами в целях недопущения нарушений |
Апрель
Август
Декабрь |
Ознакомление контролируемых лиц с правоприменительной практикой в целях устранения ими причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований |
Фокина Л.B. |
22 |
Подготовка Доклада "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования. Его эффективность". Размещение доклада на странице департамента Министерства на официальном сайте Министерства |
Сбор, обобщение, анализ информации по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования |
Февраль |
Повышение информированности контролируемых лиц об осуществлении государственного контроля (надзора) |
Фокина Л.B. |
23 |
Формирование и размещение на странице департамента Министерства на официальном сайте Министерства Перечня типичных нарушений обязательных требований, выявленных в результате анализа и обобщения правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности |
Анализ результатов федеральных и региональных оценочных процедур 2024 года |
До 1 декабря |
Предупреждение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований |
|
Профилактический визит при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) сфере образования | |||||
24 |
Профилактический визит |
Профилактические беседы с контролируемыми лицами, получившими лицензию на осуществление образовательной деятельности (не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности) |
Согласно графику |
Профилактика причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований, актуализация законодательных норм, регламентирующих деятельность образовательных организаций |
Фокина Л.B. |
25 |
Профилактические беседы с контролируемыми лицами, деятельность которых отнесена к категории высокого риска (в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) к категории высокого риска) |
Анализ информационной системы |
По необходимости |
Профилактика причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований, актуализация законодательных норм, регламентирующих деятельность образовательных организаций |
Фокина Л.B. |
26 |
Профилактические беседы с контролируемыми лицами по их заявлению |
Сбор, обобщение, анализ информации по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования |
По необходимости |
Профилактика причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований, актуализация законодательных норм, регламентирующих деятельность образовательных организаций |
Фокина Л.B. |
Объявление предостережения при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования | |||||
27 |
Объявление контролируемым лицам предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в сфере образования при осуществлении образовательной деятельности |
Подготовка и направление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования |
По мере необходимости, при наличии предусмотренных законодательств ом оснований |
Недопущение возможных нарушений обязательных требований |
Фокина Л.B. |
28 |
Ведение учета объявленных предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований |
Анализ информационных систем учета предостережений, планирование профилактических мероприятий |
Постоянно |
Недопущение возможных нарушений обязательных требований |
Фокина Л.B. |
Меры стимулирования добросовестности | |||||
N п/п |
Наименование мероприятия |
Краткое описание формы мероприятия |
Периодичность проведения, срок исполнения |
Ожидаемые результаты мероприятия |
Ответственный за организацию и проведение мероприятия |
1 |
Мероприятия, направленные на стимулирование контролируемых лиц, соблюдающих обязательные требования, посредством привлечения в качестве экспертов; отнесения объектов к более низким категориям риска; выдвижения представителей контролируемых лиц в общественные органы при Министерстве |
Стимулирующие мероприятия |
Постоянно |
Использование элементов риск-ориентированного подхода, стимулирование контролируемых лиц к добросовестному соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования |
Фокина Л.В. |
Подраздел изменен с 31 января 2024 г. - Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 31 января 2024 г. N 19-НК
План
проведения профилактических визитов на 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 15 декабря 2023 г. N 74-НК "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования на территории Смоленской области на 2024 год"
Вступает в силу с 15 декабря 2023 г.
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 27 ноября 2024 г. N 371-НК
Изменения вступают в силу с 27 ноября 2024 г.
Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 22 октября 2024 г. N 321-НК
Изменения вступают в силу с 22 октября 2024 г.
Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 24 сентября 2024 г. N 294-НК
Изменения вступают в силу с 24 сентября 2024 г.
Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 16 августа 2024 г. N 250-НК
Изменения вступают в силу с 16 августа 2024 г.
Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 21 июня 2024 г. N 183-НК
Изменения вступают в силу с 21 июня 2024 г.
Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 23 мая 2024 г. N 153-НК
Изменения вступают в силу с 23 мая 2024 г.
Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 9 апреля 2024 г. N 112-НК
Изменения вступают в силу с 9 апреля 2024 г.
Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 18 марта 2024 г. N 83-НК
Изменения вступают в силу с 18 марта 2024 г.
Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 13 марта 2024 г. N 76-НК
Изменения вступают в силу с 13 марта 2024 г.
Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 31 января 2024 г. N 19-НК
Изменения вступают в силу с 31 января 2024 г.