г. Краснодар |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А01-36/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Коржинек Е.Л. и Твердого А.А., в отсутствие в судебном заседании истца - комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105001072, ОГРН 1020100694063), ответчика - управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (ИНН 0105043805, ОГРН 1040100552095), третьего лица - Схапцежука Мурата Гисовича, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 10.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А01-36/2022, установил следующее.
Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (далее - налоговый орган) по исключению общества с ограниченной ответственностью проектный строительный - технологический институт "Адыгеястройтехпроект" (далее - общество) из Единого государственного реестра юридических лиц и по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 11.01.2021 за государственным регистрационным номером 2210100000438 об исключении недействующего юридического лица - общества; а также о возложении на налоговый орган обязанности исключить указанную запись из ЕГРЮЛ.
25 октября 2021 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея прекратила свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея, в связи с чем, в данном деле заинтересованным лицом является Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 09.02.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Схапцежук М.Г.
Решением от 10.11.2022, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 07.02.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В кассационной жалобе комитет приводит доводы о нарушении судебными инстанциями норм материального права при принятии обжалуемых судебных актов, в частности, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), указывая, что комитет является кредитором исключенного из ЕГРЮЛ общества, ссылаясь на судебные дела, по которым с общества в пользу комитета взыскана задолженность по арендной плате (дела N А01-451/2016, А01-2034/2017, А01-3588/2018, А01-1160/2020).
Отзывы на жалобу не поступили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает их подлежащими отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регулируются Законом N 129-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и пунктами 1, 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрены условия, при наступлении которых регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Так, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица, к которым отнесены: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету; такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
Согласно подпункту "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотренный названной статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в названном реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Таким образом, в силу действующего правового регулирования применяется единый порядок исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица и юридического лица, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений, в том числе об адресе юридического лица.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 06.12.2011 N 26-П, определениях от 17.01.2012 N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В силу пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 названного Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Согласно пункту 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 данного Федерального закона, заявления не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса).
Следует учитывать, что по смыслу и содержанию норм Закона N 129-ФЗ исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра такого лица, поскольку применение норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.
Из системного толкования указанных выше правовых норм и разъяснений следует, что наличие предусмотренных в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
Данный правовой подход отражен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2021 N 305-ЭС20-16189 и от 11.04.2022 N 305-ЭС21-26568 и пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021.
Решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П).
Пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ установлено, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и защите своих прав и законных интересов судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Разрешая спор, суды установили следующие обстоятельства.
23 сентября 2020 года в ЕГРЮЛ внесена запись N 2200100059300 о принятом налоговым органом решении от 21.09.2020 N 934 о предстоящем исключении ООО проектный строительный - технологический институт "Адыгеястройтехпроект" (ИНН 0105039421, ОГРН 1030100531075) из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Информация о принятом налоговым органом решении от 21.09.2020 N 934 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ опубликована 23.09.2020 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 38 (805) часть 2.
11 января 2021 года в ЕГРЮЛ внесена запись N 2210100000438 о прекращении деятельности ООО проектный строительный - технологический институт "Адыгеястройтехпроект" (ИНН 0105039421, ОГРН 1030100531075) в связи с его исключением из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Не согласившись с действиями налогового органа, комитет обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления комитета, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, а также положениями статей 21.1, 22 Закона N 129-ФЗ, установив, что на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения, общество отвечало критериям недействующего юридического лица, в связи с наличием в ЕГРЮЛ недостоверных сведений, при этом информация о предстоящем исключении общества была опубликована в Вестнике государственной регистрации и мотивированных возражений относительно исключения указанного общества из ЕГРЮЛ в налоговый орган не поступало, пришли к выводу о законности решения налогового органа ввиду соблюдения процедуры исключения общества из ЕГРЮЛ, и об отсутствии нарушений прав комитета. Суды указали, что разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не был лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Кроме того, суды указали, что комитет вправе при последующем нахождении имущества должника воспользоваться средствами защиты, предусмотренными пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса.
Между тем, суды не учли следующее.
Пунктом 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2021 разъяснено, что повторная процедура исключения из ЕГРЮЛ юридического лица как недействующего не может быть инициирована регистрирующим органом до истечения 12-месячного срока со дня прекращения предыдущей процедуры исключения того же юридического лица.
Проверив материалы дела, суд кассационной инстанции установил, что суды не исследовали имеющиеся в деле доказательства и не учли вышеприведенные разъяснения.
Так, из имеющейся в деле выписки из ЕГРЮЛ усматривается, что налоговым органом ранее принималось решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ:
от 27.01.2020 N 5, на которое комитетом направлялось возражение от 11.02.2020 N 1255 (т. 1, л. д. 20, 65, 66), о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 26.02.2020.
Судам надлежало дать оценку действиям налогового органа по инициированию повторного исключения общества из ЕГРЮЛ до истечения 12-месячного срока со дня прекращения предыдущей процедуры исключения того же юридического лица.
Суды не установили причину принятия налоговым органом решения о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ в административном порядке (от 27.01.2020 N 5).
Как усматривается из выписки из ЕГРЮЛ, до принятия налоговым органом решения от 27.01.2020 N 5 комитет направлял возражения от 11.02.2020 N 1255 против исключения общества из ЕГРЮЛ.
На основании изложенного принятые по делу судебные акты нельзя признать законными и обоснованными ввиду неисследования доказательств по делу и неустановления существенных по делу обстоятельств. Приведенные нарушения повлияли на исход дела, и без их устранения невозможно разрешить спор правильно.
Судебные акты подлежат отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное в настоящем постановлении, принять во внимание необходимость неформального подхода к принятию решения о прекращении деятельности юридического лица, правильно установить фактические обстоятельства дела, исследовать представленные в материалы дела доказательства всесторонне, полно и объективно, дать оценку доводам лиц, участвующих в деле, и, исходя из подлежащих применению норм материального права, с учетом разъяснений Высших судебных инстанций, касающихся разрешения аналогичных споров, принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 10.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А01-36/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявления комитета, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, а также положениями статей 21.1, 22 Закона N 129-ФЗ, установив, что на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения, общество отвечало критериям недействующего юридического лица, в связи с наличием в ЕГРЮЛ недостоверных сведений, при этом информация о предстоящем исключении общества была опубликована в Вестнике государственной регистрации и мотивированных возражений относительно исключения указанного общества из ЕГРЮЛ в налоговый орган не поступало, пришли к выводу о законности решения налогового органа ввиду соблюдения процедуры исключения общества из ЕГРЮЛ, и об отсутствии нарушений прав комитета. Суды указали, что разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не был лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Кроме того, суды указали, что комитет вправе при последующем нахождении имущества должника воспользоваться средствами защиты, предусмотренными пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса.
...
Пунктом 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2021 разъяснено, что повторная процедура исключения из ЕГРЮЛ юридического лица как недействующего не может быть инициирована регистрирующим органом до истечения 12-месячного срока со дня прекращения предыдущей процедуры исключения того же юридического лица."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 мая 2023 г. N Ф08-4221/23 по делу N А01-36/2022