г. Краснодар |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А01-2352/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., в отсутствие заявителя - администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546), заинтересованного лица - Министерства финансов Республики Адыгея (ИНН 0105019880, ОГРН 1020100701433), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023 по делу N А01-2352/2021, установил следующее.
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Республики Адыгея (далее - министерство) о взыскании 1 814 050 рублей убытков.
Решением суда первой инстанции от 08.11.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2022, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда кассационной инстанции от 29.04.2022 решением суда первой инстанции от 08.11.2021 и постановление суда апелляционной инстанции от 01.02.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением суда первой инстанции от 15.12.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.03.2023, требования администрации удовлетворены.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суды установили, что протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам администрации от 17.01.2018 N 1 физическое лицо признано нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в связи с инвалидностью имеющее право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилого помещения.
Решением Майкопского городского суда от 13.06.2018 по делу N 2-1309/2018 на администрацию возложена обязанность по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма в размере не ниже социальных норм.
Во исполнение указанного судебного акта администрацией приобретено жилое помещение общей площадью 62,3 м2, расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Чкалова 77, кв. 2, что подтверждается соответствующим пакетом документов.
Между администрацией (наймодатель) и физическим лицом (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения от 27.05.2019, по условиям которого наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности.
Письмом от 10.06.2021 N 3673 администрация обратилась в министерство с просьбой о выделении из республиканского бюджета средств на возмещение расходов бюджета муниципального образования "Город Майкоп", связанных с обеспечением жильем инвалидов.
В связи с неполучением от министерства указанных денежных средств администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании убытков, связанных с приобретением спорного помещения.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, социальная защита, включая социальное обеспечение.
Пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Суды указали, что в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), предусмотренных статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также статьей 55, статьями 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании изложенного, учитывая положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае обязанность по возмещению спорных денежных средств подлежит возложению на казну субъекта Российской Федерации в лице Министерства финансов Республики Адыгея, поскольку реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалида является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Данная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 N 302-ЭС20-20930.
Кроме того, суды указали, что согласно представленным в материалы дела документам, администрация информировала органы власти субъекта о необходимости предоставления денежных средств в целях компенсации расходов, понесенных в связи с исполнением отдельных государственных полномочий - предоставления жилья инвалидам (по состоявшимся судебным актам).
Вместе с тем министерство понесенные администрацией расходы на исполнение государственных полномочий не компенсировало.
Учитывая тот факт, что имеется вступивший в законную силу судебный акт суда общей юрисдикции, которым права инвалида реализованы за счет средств органа местного самоуправления, к полномочиям которого указанные вопросы не отнесены, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных администрацией требований за счет средств казны соответствующего субъекта.
В этой связи доводы кассационной жалобы о том, что у соответствующих органов государственной власти Республики Адыгея отсутствуют полномочия по возмещению муниципальному образованию понесенных им затрат на предоставление жилья для гражданина, имеющего право на получение такого жилья в связи с инвалидностью, обоснованно отклонены судебными инстанциями.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023 по делу N А01-2352/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), предусмотренных статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также статьей 55, статьями 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании изложенного, учитывая положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае обязанность по возмещению спорных денежных средств подлежит возложению на казну субъекта Российской Федерации в лице Министерства финансов Республики Адыгея, поскольку реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалида является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Данная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 N 302-ЭС20-20930."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 мая 2023 г. N Ф08-4493/23 по делу N А01-2352/2021
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4493/2023
03.03.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6/2023
15.12.2022 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-2352/2021
29.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3392/2022
01.02.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23616/2021
08.11.2021 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-2352/2021