г. Краснодар |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А32-6869/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Малыхиной М.Н. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное производственное предприятие "Юг"" (ИНН 2302033951, ОГРН 1032300667992) - Бабышевой М.С. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие истца - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752), извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2023 по делу N А32-6869/2022, установил следующее.
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в арбитражный суд к ООО Сельскохозяйственное производственное предприятие "Юг"" (далее - общество) с иском о взыскании 342 608 рублей 18 копеек задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением суда от 12.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.02.2023, в иске отказано.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт. Заявитель ссылается на то, что ответчик не представил управлению отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициента 25 к ставке платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и к ставке платы за размещение отходов производства и потребления начислена истцом правомерно. Объект ответчика подлежит федеральному государственному экологическому надзору, поэтому представление обществом названного отчета в министерство природных ресурсов Краснодарского края не свидетельствует о надлежащем исполнении обществом соответствующей обязанности.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на государственный учет поставлен объект общества, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) (код 03-0223-007733-П ООО "СПП "Юг" котельная). Объект относятся к III категории НВОС.
26 февраля 2021 года общество представило в управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Управление направило обществу требование о представлении пояснений (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внесении соответствующих исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
При проведении проверки декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и представленных обществом пояснений управление посчитало неправомерным неприменение коэффициента 25 к ставке платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и к ставке платы за размещение отходов производства и потребления на объекте общества, поскольку в отчетный период общество не представило отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением управления от 10.01.2022 N 03-23-2797-Ф-З общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение в установленный срок обязанности по представлению в управление отчета за 2020 год об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля по объекту, относящемуся к III категории воздействия.
Управление составило акт от 10.12.2021 N 4 проведения контроля за начислением платы за негативное воздействие на окружающую среду и доначислило обществу 342 608 рублей 18 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Неоплата задолженности послужила основанием для обращения управления в арбитражный суд с иском.
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 06.05.2022 по делу N 12-60/2022, оставленным без изменения решением Краснодарского краевого суда от 07.07.2022, постановление управления от 10.01.2022 N 03-23-2797-Ф-З отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в управление. Судами установлено, что отчет за 2020 год направлен обществом 23.03.2021 через личный кабинет природопользователя в министерство природных ресурсов Краснодарского края, осуществляющее региональный экологический надзор; объект с кодом 03-0223-007733-П поставлен управлением на учет в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, только 30.07.2021, а до этого момента спорный объект подлежал региональному экологическому надзору.
Руководствуясь статьями 16.1, 16.4, 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, суды первой и апелляционной инстанций признали неправомерным расчет за негативное воздействие на окружающую среду, произведенный управлением с применением коэффициента 25, и отказали в иске.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 67 Закона N 7-ФЗ).
Такие требования, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) от 28.02.2018 N 74.
Согласно пунктам 1 и 2 названного порядка (приложение 2 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 N 74) отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.
Суды учли, что отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, 23.03.2021 представлен обществом органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному на осуществление регионального государственного экологического надзора (министерство природных ресурсов Краснодарского края), то есть в установленный срок. Объект с кодом 03-0223-007733-П поставлен управлением на учет в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, только 30.07.2021. Внесение спорного в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, после 25.03.2021 не может порождать обязанность общества направить указанный отчет за 2020 год в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.
Согласно статьям 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений; лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Суд кассационной инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и полномочий суда кассационной инстанции, соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы истца отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2023 по делу N А32-6869/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 1 и 2 названного порядка (приложение 2 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 N 74) отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2023 г. N Ф08-2273/23 по делу N А32-6869/2022