г. Краснодар |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А32-13728/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис" (ИНН 2315157143) - Вострокнутовой Я.О. (доверенность от 20.10.2022), от администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301027017) - Федченко А.В. (доверенность от 20.03.2023), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Анапа на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А32-13728/2022, установил следующее.
ООО "Мегаполис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными уведомлений администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация) о несоответствии указанных в уведомлениях о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 22.12.2021; возложении на администрацию обязанности выдать обществу уведомления о соответствии указанных в уведомлениях о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельных участках с кадастровыми номерами 23:37:1006000:10819; 23:37:1006000:10820; 23:37:1006000:10824; 23:37:1006000:10834; 23:37:1006000:10835; 23:37:1006000:10836; 23:37:1006000:10845; 23:37:1006000:10846; 23:37:1006000:10945; 23:37:1006000:10946; 23:37:1006000:10947; 23:37:1006000:10948; 23:37:1006000:10950; 23:37:1006000:10951; 23:37:1006000:10962; 23:37:1006000:10963 в отношении сорока пяти объектов индивидуального жилищного строительства.
Решением от 28.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.02.2023, заявление общества удовлетворено: признаны незаконными уведомления администрации от 22.12.2021 N 1/51, 2/51, 3/51, 4/51, 5/51, 6/51, 7/51, 8/51, 9/51, 10/51, 11/51, 12/51, 13/51, 14/51, 15/51, 16/51, 17/51, 18/51, 19/51, 20/51, 21/51, 40/51, 41/51, 42/51, 43/51, 44/51, 45/51, 46/51, 47/51, 48/51, 49/51, 50/51, 51/51, 52/51, 53/51, 54/51, 55/51, 56/51, 57/51, 58/51, 59/51, 60/51, 61/51, 62/51, 63/51 о несоответствии указанных в уведомлениях о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; на администрацию возложена обязанность на основании уведомлений от 16.12.2021 о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 23:37:1006000:10819; 23:37:1006000:10820; 23:37:1006000:10824; 23:37:1006000:10834; 23:37:1006000:10835; 23:37:1006000:10836; 23:37:1006000:10845; 23:37:1006000:10846; 23:37:1006000:10945; 23:37:1006000:10946; 23:37:1006000:10947; 23:37:1006000:10948; 23:37:1006000:10950; 23:37:1006000:10951; 23:37:1006000:10962; 23:37:1006000:10963 подготовить и выдать обществу уведомления о соответствии указанных в уведомлениях о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на указанных земельных участках в отношении сорока пяти объектов индивидуального жилищного строительства; с заинтересованного лица в пользу заявителя взыскано 135 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Судебные инстанции исходили из того, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа принадлежащие заявителю на праве собственности земельные участки расположены в Зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-1А), установленной для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов; категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. Доказательства неверного определения границ земельных участков общества не представлены. В соответствии с Правилами землепользования и застройки (в редакции решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 08.07.2021 N 165) максимальная площадь возводимого жилого дома с количеством этажей не более, чем три, не должна превышать общей площади 500 кв. м, при этом методика подсчета общей площади жилого дома не приведена. Заявителем представлена проектная документация типовых жилых домов на земельных участках, выполненная ООО "АРТ проект", согласно которой общие площади планируемых к строительству индивидуальных жилых домов на рассматриваемых земельных участках не превышают 500 кв. м. Не имея в распоряжении информации о площади всех частей планируемых к строительству индивидуальных жилых домов (включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд), о наличии/отсутствии балконов, лоджий, веранд и террас в планируемых к строительству объектах индивидуального жилищного строительства, позиция администрации о превышении общей площади в размере 500 кв. м в планируемых к строительству жилых домах неправомерна. Доступ к земельным участкам осуществляется с территории земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:7039 категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства", который находится в собственности общества на основании договоров купли-продажи земельных участков от 16.12.2009 N 16/12/09/3, 16/12/09/4. Оснований для ограничения права общества на строительство индивидуальных жилых домов в связи с изданием постановления администрации от 30.04.2021 N 1240 "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа" (далее - постановление N 1240) не имелось. Признание земель или земельного участка виноградопригодным отнесено к исключительной компетенции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, сведения о виноградопригодных земельных участках включаются в федеральный реестр виноградопригодных земель, ввиду чего постановление N 1240 издано за пределами компетенции. В качестве правовосстановительной меры суды обязали администрацию выдать заявителю уведомления о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельных участках общества.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 28.11.2022 и постановление апелляционного суда от 07.02.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Советом муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2013 N 424 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, согласно которым спорные земельные участки расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
В соответствии с регламентом в данной территориальной зоне максимальная площадь возводимого жилого дома с количеством этажей не более, чем три, не должна превышать общей площади 500 кв. м. Доступ к земельным участкам общества обеспечен посредством земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:7039 с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", который находится в частной собственности. Земельный участок с кадастровым номером 23:37:1006000:7039 с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", посредством которого обеспечивается доступ на остальные земельные участки заявителя, является многоконтурным согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), состоит из трех контуров, обременен сервитутом в пользу Сазанова И.С., Бертрама А.А., Беловой Д.А., Назаровой С.В., Региной Ю.А., Хайдукова В.В. и Хайдуковой М.В., винодельни "Скалистый берег", не привлеченных к участию в деле. Судами не дана оценка тому, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:1006000:7039 отвечает признакам территории общего пользования. Кроме того, суд не может подменять органы власти, а судебное решение - предусмотренные законом административные процедуры, следовательно, избранная правовосстановительная мера в виде возложения на администрацию обязанности подготовить и выдать уведомления не подлежала применению. В кассационной жалобе также отмечено, что апелляционный суд протокольным определением приобщил отзыв на апелляционную жалобу с дополнительными документами.
Общество представило отзыв, в котором указало на отсутствие оснований для отмены (изменения) состоявшихся по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель администрации на удовлетворении кассационной жалобы настаивал; представитель общества пояснил, что выводы судов основаны на представленных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в судебном заседании от 10.05.2023 объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут 17.05.2023; в назначенное время рассмотрение жалобы продолжено.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что жалоба удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Как установлено судами, обществу на основании договоров купли-продажи земельных участков от 16.12.2009 N 16/12/09/3, 16/12/09/4 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:1006000:10819; 23:37:1006000:10820; 23:37:1006000:10824; 23:37:1006000:10834; 23:37:1006000:10835; 23:37:1006000:10836; 23:37:1006000:10845; 23:37:1006000:10846; 23:37:1006000:10945; 23:37:1006000:10946; 23:37:1006000:10947; 23:37:1006000:10948; 23:37:1006000:10950; 23:37:1006000:10951; 23:37:1006000:10962; 23:37:1006000:10963, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, площадью 5000 кв. м адрес (местоположение): Краснодарский край, район Анапский, город-курорт Анапа, о чем в ЕГРН внесены соответствующие записи.
16 декабря 2021 года заявитель обратился в администрацию с уведомлениями о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства на указанных земельных участках.
22 декабря 2021 года администрация выдала застройщику уведомления N 1/51, 2/51, 3/51, 4/51, 5/51, 6/51, 7/51, 8/51, 9/51, 10/51, 11/51, 12/51, 13/51, 14/51, 15/51, 16/51, 17/51, 18/51, 19/51, 20/51, 21/51, 40/51, 41/51, 42/51, 43/51, 44/51, 45/51, 46/51, 47/51, 48/51, 49/51, 50/51, 51/51, 52/51, 53/51, 54/51, 55/51, 56/51, 57/51, 58/51, 59/51, 60/51, 61/51, 62/51, 63/51, в которых указала на недопустимость размещения объектов индивидуального жилищного строительства. В обоснование уведомлений указано, что решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2013 N 424 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, в соответствии с которыми земельные участки расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Согласно регламенту в данной территориальной зоне максимальная площадь возводимого жилого дома с количеством этажей не более, чем три, не должна превышать общей площади 500 кв. м. Также указано, что доступ к земельным участкам обеспечен посредством земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:7039 с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", который находится в частной собственности. Кроме того, согласно постановлению N 1240 рассматриваемые земельные участки отнесены к виноградопригодным территориям.
Полагая, что уведомления муниципального органа не соответствуют положениям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статьям 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
При рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает в уполномоченный орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, содержащее определенные сведения.
В силу части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику в случае, если размещение указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (часть 11 статьи 51.1 Градостроительного кодекса).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Согласно проектной документации типовых жилых домов на земельных участках общества, выполненной ООО "АРТ проект", общие площади планируемых к строительству индивидуальных жилых домов не превышают 500 кв. м.
Доступ к земельным участкам заявителя осуществляется с территории земельного участка (23:37:1006000:7039), принадлежащего обществу на праве собственности. Оснований для ограничения права собственника земельных участков на строительство индивидуальных жилых домов в связи с изданием постановления N 1240 не имелось, поскольку признание земель (земельного участка) виноградопригодными отнесено к исключительной компетенции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (названное постановление издано органом местного самоуправления в отсутствие полномочий).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" содержит следующие разъяснения по применению норм статьи 201 Кодекса. Признав оспоренное решение, действия (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений. Если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела.
В этой связи выбор судами в целях восстановления нарушенного права заявителя возложение на уполномоченный орган обязанности выдать обществу уведомления о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельных участках заявителя не противоречит приведенным процессуальным положениям и разъяснениям высшей судебной инстанции.
Материалы дела исследованы судами двух инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора и нормам права. Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены решения и постановления, суд округа не установил.
Администрация (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А32-13728/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (часть 11 статьи 51.1 Градостроительного кодекса).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Согласно проектной документации типовых жилых домов на земельных участках общества, выполненной ООО "АРТ проект", общие площади планируемых к строительству индивидуальных жилых домов не превышают 500 кв. м.
...
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 мая 2023 г. N Ф08-3594/23 по делу N А32-13728/2022