г. Краснодар |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А32-12093/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истца - администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия (ИНН 2308038402) - Шпака П.С. (доверенность от 12.01.2023), ответчика - акционерного общества "НЭСК-Электросети" (ИНН 2308139496) - Зайцевой Д.В. (доверенность от 01.01.2023), в отсутствие третьих лиц: администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246), департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310133029), департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310095359), общества с ограниченной ответственностью "Юг-Артстрой" (ИНН 0710006790), общества с ограниченной ответственностью "ИСК "Атлан"" (ИНН 7724666542), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе посредством сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "НЭСК-Электросети" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2023 по делу N А32-12093/2022, установил следующее.
Администрация Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (далее - управление) обратилась в арбитражный суд с иском к АО "НЭСК-электросети" (далее - общество) об обязании разработать и согласовать с управлением раздел проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой подрядчика-строителя И.О. Бека", 1910-е годы, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, ул. Седина, 5 (литера А) и объекта культурного наследия федерального значения "Грунтовый могильник", расположенного по адресу:
г. Краснодар, угол ул. Постовой и ул. им. Митрофана Седина, или проект обеспечения их сохранности при проведении земляных работ в рамках разрешения на осуществление земляных работ от 07.03.2022 N 1024-А либо иного разрешения, выданного на осуществление земляных работ по данному адресу с соблюдением норм действующего законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования город Краснодар, департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар, департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310095359), ООО "Юг-Артстрой" и ООО "ИСК "Атлан"".
Решением от 14.11.2022, оставленным без изменения постановлением от 06.02.2023, исковые требования удовлетворены. Также, с общества в доход федерального бюджета взыскано 6 тыс. рублей государственной пошлины по иску. Судебные акты мотивированы тем, что у общества в силу положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) возникла обязанность по разработке и согласованию с управлением разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, поскольку общество осуществляет земляные работы вблизи объектов культурного наследия.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. Податель жалобы ссылается на то, что управлением не соблюден досудебный порядок урегулирования спора; избранный способ защиты не предусмотрен действующим законодательством; земляные работы проводятся не обществом, а подрядчиком.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества настаивал на доводах жалобы, представитель управления просил судебные акты оставить в силе.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей управления и общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты не подлежат отмене.
Как установили суды, на основании задания на проведение выездного обследования в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой подрядчика-строителя И.О. Бека", 1910-е годы, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, ул. Седина, 5 (литера А) и объекта культурного наследия федерального значения "Грунтовый могильник", расположенного по адресу: г. Краснодар, угол ул. Постовой и ул. им. Митрофана Седина, управлением в результате данного обследования установлен факт проведения земляных работ по устройству траншеи (шириной около 40 сантиметров, глубиной около 80 сантиметров, длиной около 135 метров) на расстоянии около 3,5 метров от стен вышеуказанного объекта культурного наследия вдоль всего тротуара по нечетной стороне улицы Седина (здания N 1, 3, 5, 7, 7/1, 9) от перекрестка с улицей Пушкина до перекрестка с улицей Постовой, на территории, связанной с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия. В результате проведения вышеназванных работ создается угроза причинения вреда объекту культурного наследия. Также трансформированная территория полностью находится в границах объекта культурного наследия "Грунтовый могильник", расположенного по адресу: г. Краснодар, угол ул. Постовой и ул. им. Митрофана Седина. На дно траншеи просыпана песчаная подушка, отдельные участки траншеи полностью засыпаны песчано-гравийной смесью.
Разрешением на осуществление земляных работ от 07.03.2022 N 1024-А, выданным Департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар филиалу АО "НЭСК-Элекросети" "Краснодарэлекросеть", допускается производство аварийных работ (с разрытием) кабельной линии КЛ-6 кВ РП-11 - ТП-633, по адресу: г. Краснодар, ул. Пушкина, 44.
ООО "Юг-Артстрой" выполняет восстановительные работы (акт контрольного мероприятия от 09.03.2022). Указанные обстоятельства также зафиксированы в протоколе осмотра от 09.03.2022 с приложением фотоматериала.
Поскольку проводимые работы могут создать угрозу объектам культурного наследия, управление обратилось в арбитражный суд с иском.
При разрешении спора суды обоснованно исходили из следующего.
Закон N 73-ФЗ регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развития культуры.
В силу пункта 3 статьи 11 Закона N 73-ФЗ региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Предметом такого надзора, является, в том числе, осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами мер по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (утверждено постановлением главы администрации Краснодарского края от 08.12.2016 N 1000 "Об управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края") управление является структурным подразделением Администрации Краснодарского края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3.11 указанного положения, управление осуществляет согласование проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, проектов их проведения, а также выдает заключения о возможности проведения таких работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению.
Суды, исходя из положений подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ, пришли к правомерным выводам о том, что управление является органом государственной власти, уполномоченным осуществлять региональный государственный надзор в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, и вправе обратиться в арбитражный суд с иском понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Выявленные памятники истории и культуры, в том числе в пределах границ города Краснодара, утверждены распоряжением администрации Краснодарского края от 10.10.1995 N 14-р.
Пообъектный состав недвижимых памятников истории и культуры местного значения, расположенных на территории Краснодарского края, определен Законом Краснодарского края от 17.08.2000 N 313-КЗ, куда включены жилой дом в городе Краснодаре, по ул. Седина, 5 (литера А) и "Грунтовый могильник", расположенный по адресу: г. Краснодар, угол ул. Постовой и ул. им. Митрофана Седина. Сведения о перечисленных объектах внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный номер учетной карты 23194010001) на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2017 N 111819-р.
Согласно статье 10 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 N 3223-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с Законом N 73-ФЗ. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия территорией таких объектов признается часть земной поверхности, занятая соответствующими объектами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Закона N 73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ).
Суды установили, что ООО "Юг-Арстрой" и ООО "ИСК "Атлан"" по заданию общества (договоры подряда) выполняли земляные работы в непосредственной близости с памятниками культурного наследия, в отсутствие проектной документации об обеспечении сохранности вышеуказанных объектов культурного наследия или проекта обеспечения его сохранности при проведении земляных работ по устройству траншеи.
Возражая против исковых требований, ответчик ссылался на то, что согласно договору подряда от 24.11.2021 N 955, заключенному между обществом (заказчик) и ООО "ИСК "Атлан"" (подрядчик), выполнялся капитальный ремонт производственных объектов в филиале АО "НЭСК-Элекросети" "Краснодарэлекросеть" кабельной линии КЛ-6кВ от РП 11-ТП633А.
При заключении указанного договора ООО "ИСК "Атлан"" предоставлен титульный лист проекта проведения спасательных археологических работ (договор N 39/2022-РОН от 04.04.2022) со штампом согласования начальника управления.
Вместе с тем, общество на основании разрешения на осуществление земляных работ от 07.03.2022 N 1024-А (л. д. 62) производило аварийные работы (с разрытием) кабельной линии КЛ-6 кВ РП-11 - ТП-633, по адресу: г. Краснодар, ул. Пушкина, 44, путем привлечения подрядчика - ООО "Юг-Арстрой".
Впоследствии данные работы приостановлены в районе перекрестка ул. Седина и ул. Постовой на основании предписания администрации от 09.03.2022.
С 20.04.2022 работы продолжены силами ООО "ИСК "Атлан"".
Данные обстоятельства подтверждаются схемами 3 и 4 проекта проведения спасательных археологических работ, согласно которым ООО "ИСК "Атлан"" выполняло работы по прохождению участка под полотном дороги (ул. Постовая) методом горизонтально-направленного бурения (далее - ГНБ) протяженностью 57 м с указанием расположения памятников археологии и точек вхождения / выхода для бурения методом ГНБ на исследованном земельном участке (г. Краснодар, угол ул. Седина и ул. Постовой), приложением N 1 к протоколу испытания АО "НЭСК-электросети" силового кабеля до 10 кВ от 06.07.2021 N 585 в виде схемы определения места повреждения кабельной линии на углу ул. Седина и ул. Пушкина, ситуационной схемой проведения земляных работ по устройству траншеи путем разрытия на тротуаре по ул. Пушкина (в районе дома N 44, перекресток с ул. Седина) вдоль всего тротуара по нечетной стороне улицы Седина (здания NN 1, 3, 5, 7, 7/1, 9) от перекрестка с улицей Пушкина до перекрестка с улицей Постовой (приложение к протоколу осмотра управления от 09.03.2022; л. д. 61).
Исследовав представленные в дело доказательства, суды установили, что проектная документация на ремонтные работы кабельной линии в отношении конечного участка под полотном дороги (перекресток ул. Седина и ул. Постовой) не имеет отношения к предмету заявленных требований и необходимости соблюдения положений Закона N 73-ФЗ.
Суды, установив нарушения Закона N 73-ФЗ, допущенные обществом при производстве работ, обоснованно удовлетворили иск управления. При таких обстоятельствах, возражения общества относительно избранного управлением способа защиты нарушенного права несостоятельны.
Доводы кассационной жалобы о том, что фактически работы выполняло не общество, а подрядчик, правомерно отклонены судами.
Как установили суды, договор подряда от 24.11.2021 N 955, заключенный между обществом и ООО "ИСК "Атлан"", регулирует отношения между сторонами исключительно в рамках комплекса надлежащего выполнения подрядных работ и оплат этих работ, но не возлагает на подрядчика обязательства, возникающие из Закона N 73-ФЗ.
Ссылка подателя жалобы на несоблюдение истцом досудебного порядке урегулирования спора рассмотрена судом апелляционной инстанции и обоснованно не принята, поскольку в соответствии с положениями статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возникший между сторонами спор не относится к категориям споров для которых досудебный порядок урегулирования является обязательным.
Доводы жалобы выводы судов не опровергают, были предметом рассмотрения и получили полную и надлежащую правовую оценку с исчерпывающим описанием в судебных актах мотивов их отклонения, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Ссылки заявителя жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2023 по делу N А32-12093/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ).
...
Исследовав представленные в дело доказательства, суды установили, что проектная документация на ремонтные работы кабельной линии в отношении конечного участка под полотном дороги (перекресток ул. Седина и ул. Постовой) не имеет отношения к предмету заявленных требований и необходимости соблюдения положений Закона N 73-ФЗ.
Суды, установив нарушения Закона N 73-ФЗ, допущенные обществом при производстве работ, обоснованно удовлетворили иск управления. При таких обстоятельствах, возражения общества относительно избранного управлением способа защиты нарушенного права несостоятельны.
...
Как установили суды, договор подряда от 24.11.2021 N 955, заключенный между обществом и ООО "ИСК "Атлан"", регулирует отношения между сторонами исключительно в рамках комплекса надлежащего выполнения подрядных работ и оплат этих работ, но не возлагает на подрядчика обязательства, возникающие из Закона N 73-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июня 2023 г. N Ф08-3944/23 по делу N А32-12093/2022