г. Краснодар |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А32-43740/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Малыхиной М.Н. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от ответчика - муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар "Центр развития ребенка - детский сад N 233" (ИНН 2308072851, ОГРН 1022301199250) - Дейнеги Н.С. (доверенность от 17.11.2022), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922), извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2022 по делу N А32-43740/2021, установил следующее.
ООО "Краснодар Водоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к МАДОУ муниципального образования город Краснодар "Центр развития ребенка - детский сад N 233" (далее - учреждение) с иском о взыскании 221 531 рубля 82 копеек платы за превышение нормативов загрязняющих веществ в составе сточных вод с 01.02.2021 по 31.07.2021 по формуле, предусмотренной пунктом 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), 13 149 рублей неустойки, начисленной с 11.03.2021 по 18.08.2021.
Решением суда от 08.08.2022 иск удовлетворен; распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 28.12.2022 решение от 08.08.2022 отменено; в иске отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемое апелляционное постановление. По мнению заявителя, апелляционный суд необоснованно восстановил пропущенный срок на подачу апелляционной жалобы. При расчете платы истцом правильно применена формула, установленная пунктом 203 Правил N 644, которая является самостоятельной императивной нормой, содержащей исчерпывающий перечень условий ее применения, перечень признаков, которым должен соответствовать абонент, обязанный вносить плату на условиях, предусмотренных данным пунктом, а также порядок расчета платы, и не содержит каких-либо условий, ставящих применение названного пункта в зависимость от выполнения иных условий, указанных в каком-либо ином нормативно-правовом акте. Отбор проб в спорный период не осуществлялся, декларацию ответчик не представил. Контрольный канализационный колодец сторонами в контракте не согласован. Абзац пятый пункта 203 Правил N 644 является самостоятельным основанием для расчета платы в упрощенном порядке и не зависит от категории абонента. Выводы апелляционного суда о том, что учреждение не может быть отнесено к категории абонентов, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644, поскольку сама по себе организация питания обучающихся не тождественна деятельности по производству пищевых продуктов как самостоятельному виду экономической деятельности, противоречат позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13.05.2022 N 303-ЭС21-21481 по делу N А04-2542/2021. У ответчика имеется собственный пищеблок, он осуществляет организацию питания воспитанников детского сада, такая деятельность предполагает сброс сточных вод, в которых содержатся загрязняющие вещества, в централизованную систему водоотведения. Ответчик соответствует критериям, указанным в пункте 203 Правил N 644, выводы судов об обратном противоречат законодательству и сложившейся судебной практике.
В судебном заседании представитель учреждения возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных апелляционным судом выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 01.12.2020 общество и учреждение (абонент) заключили государственный (муниципальный) контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 4295.
С 01.02.2021 по 31.07.2021 общество оказало учреждению услуги по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод.
Обществом произведен расчет платы за превышение нормативов загрязняющих веществ в составе сточных вод по формуле, предусмотренной пунктом 203 Правил N 644, и выставлены счета, неоплата которых послужила основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, исходил из того, что фактические обстоятельства, на которые ссылался истец в качестве основания своего требования, ответчиком не оспорены.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 12, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), пунктами 35, 36, 114, 118, 119, 120, 123, 123 (4), 124, 203 Правил N 644, и исходил из того, что предусмотренный пунктом 203 Правил N 644 расчетный способ определения названной платы применяется без проведения контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, которые соответствуют условиям, перечисленным в указанном пункте; ответчик условиям, перечисленным в пункте 203 Правил N 644, не соответствует, поскольку среднесуточный объем сточных вод с объектов абонента составляет более 30 куб. метров и он не использует объекты в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644.
Между тем апелляционным судом не учтено следующее.
В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 124 Правил N 644).
Документально не подтвержден и противоречит материалам дела вывод апелляционного суда о том, что среднесуточный объем сточных вод с объектов абонента составляет более 30 куб. метров.
Согласно расчету, произведенному истцом в отзыве на апелляционную жалобу, в период с 01.01.2021 по 30.06.2021 объем сбрасываемых сточных вод в среднем не превышал 30 куб. метров. Апелляционное постановление не позволяет сделать вывод о том, что судом произведена проверка расчета объема среднесуточного сброса сточных вод при формировании указанного вывода.
При этом суд округа отмечает, что для абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых превышает 30 кубических метров, представление в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларации в отношении сточных вод носит обязательный характер (пункт 124 Правил N 644).
Доказательств представления учреждением соответствующей декларации в материалы дела не представлено.
Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов, установлены разделом XV Правил N 644.
В соответствии с пунктом 203 Правил N 644 расчет платы может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, в том числе без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644:
- среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 куб. метров при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644 (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц);
- отсутствие физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы третий - пятый пункта 203 Правил N 644).
Следует отметить, что взимание платы в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 возможно только в отношении тех объектов абонентов, на которые распространяются нормативы состава сточных вод.
Согласно пункту 167 Правил N 644 нормативы состава сточных вод распространяются в отношении объектов абонентов:
а) при среднесуточном сбросе с объекта абонента более 30 куб. метров - вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности;
б) при среднесуточном сбросе с объекта абонента менее 30 куб. метров - при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце четвертом пункта 167 Правил N 644.
Таким образом, плата в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 может взиматься вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности с объектов абонентов со сбросом сточных вод более 30 куб. метров в сутки при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с объекта абонента отдельно от сточных вод иных абонентов или с объектов абонентов, с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения, либо с объектов абонентов со сбросом сточных вод менее 30 куб. метров в сутки, но при обязательном условии использования данного объекта абонента в целях осуществления определенных ("вредных") видов деятельности.
Абзацем восьмым пункта 203 Правил N 644 предусмотрено, что если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728) произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 203 Правил N 644, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы определяется в соответствии с пунктом 197 Правил N 644.
Изложенный подход соответствует разъяснениям, содержащимся в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2021 N 23350-ИФ/04.
На основании статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) дошкольной образовательной организацией является образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (подпункт 15 пункта 3 статьи 28 Закона N 273-ФЗ).
Из части 1 статьи 37 Закона N 273-ФЗ следует, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В силу требований СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (далее - СП 2.4.3648-20), на организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющие присмотр и уход за детьми, возложена обязанность по организации питания детей.
Согласно пункту 1.9 СП 2.4.3648-20 при нахождении детей и молодежи на объектах более 4 часов обеспечивается возможность организации горячего питания. Питание детей и молодежи может осуществляться с привлечением сторонних организаций, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по производству готовых блюд, кулинарных изделий и деятельность по их реализации.
В силу пункта 3.1.10 СП 2.4.3648-20 допускается доставка готовых блюд из других организаций в соответствии с пунктом 1.9 СП 2.4.3648-20. Доставка готовых блюд должна осуществляться в изотермической таре.
Поскольку на учреждение возложена обязанность по организации питания детей, у него должны быть документы, подтверждающие наличие в нем структурного подразделения, обеспечивающего учеников питанием (например, кухни, пищеблока, столовой), помещения для приема пищи воспитанниками, соответствующее санитарным требованиям, а также договор на организацию питания с иной организацией (индивидуальным предпринимателем).
Кроме того, в силу пункта 3.11 СП 2.4.3648-20 каждый ребенок обеспечивается индивидуальным полотенцем для рук, а при организации сна - индивидуальными постельными принадлежностями (комплект постельного белья, одеяло, подушка). Допускается использование одноразовых полотенец и личного постельного белья.
Учреждение, являясь образовательным учреждением дошкольного образования, должно соответствовать названным стандартам.
Осуществление соответствующего вида деятельности, в результате которой образуются стоки, состав которых предполагает наличие загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, является достаточным основанием для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Иными словами, содержание загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых от таких абонентов, сверх установленных нормативов презюмируется.
Данная презумпция является опровержимой.
При рассмотрении дел данной категории в предмет исследования необходимо включать установление обстоятельств организации питания, мытья посуды, стирки белья и иных необходимых мер, связанных с организацией питания и хозяйственно-бытовым обслуживанием детей.
Поскольку такие обстоятельства не были включены судами в предмет исследования, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; абзацы шестой, седьмой пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, установить юридически значимые обстоятельства (в порядке пункта 124 Правил N 644 установить среднесуточный объем сточных вод с объектов абонента; установить отсутствие (наличие) физической возможности отбора проб сточных вод с объекта абонента отдельно от сточных вод иных абонентов; исследовать обстоятельства, связанные с фактическим использованием объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце четвертом пункта 167 Правил N 644), необходимые для правильного разрешения спора, проверить представленный истцом расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, правильно применить нормы права к установленным обстоятельствам и принять законный и обоснованный судебный акт.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом кассационной инстанции не рассматривается.
В силу абзаца 2 части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело (пункт 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2022 по делу N А32-43740/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, установить юридически значимые обстоятельства (в порядке пункта 124 Правил N 644 установить среднесуточный объем сточных вод с объектов абонента; установить отсутствие (наличие) физической возможности отбора проб сточных вод с объекта абонента отдельно от сточных вод иных абонентов; исследовать обстоятельства, связанные с фактическим использованием объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце четвертом пункта 167 Правил N 644), необходимые для правильного разрешения спора, проверить представленный истцом расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, правильно применить нормы права к установленным обстоятельствам и принять законный и обоснованный судебный акт.
...
В силу абзаца 2 части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело (пункт 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 мая 2023 г. N Ф08-2730/23 по делу N А32-43740/2021