г. Краснодар |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А20-5492/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" (ИНН 2636032629, ОГРН 1022601940613) - Шадриной Т.А. (доверенность от 01.01.2023), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Сады Эльбруса" (ИНН 0721063014, ОГРН 1090721001106) - Хачетлова З.Х. (доверенность от 22.04.2023), в отсутствие третьего лица - местной администрации Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0707005719, ОГРН 1020700001960), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 по делу N А20-5492/2021, установил следующее.
ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" обратилось в арбитражный суд с иском о возложении на ООО "Сады Эльбруса" обязанности устранить нарушения охранной зоны (25 метров от оси газопровода с каждой стороны) и зоны минимальных расстояний (150 метров от оси газопровода с каждой стороны) до газопровода-отвода г. Нальчик, на земельном участке с кадастровым номером 07:07:2700000:85 по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, с. Герменчик, за чертой населенного пункта (далее - спорный участок) путем сноса, демонтажа, выкорчевывания за свой счет объектов, указанных на ситуационном плане-схеме, являющемся приложением к Акту обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 07.07.2021 N 98 и от 08.04.2022: фруктовые сады - на оси газопровода, ограждение - на оси газопровода, строение 4,9*4,2 м (6) - на расстоянии 101,01 м, сооружение (туалет) 1,3*1,1 м (7) - на расстоянии 129,06 м, траншея глубиной 1 м - на оси газопровода, ограждение - на оси кабельной линии; запретить ООО "Сады Эльбруса" любую хозяйственную деятельность, не совместимую с режимом зон с особыми условиями использования территории газопровода отвода к г. Нальчик, на спорном участке (уточненные требования, принятые судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация).
Решением суда от 30.10.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.01.2023, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в отношении магистрального газопровода, которым владеет ООО "Газпром трансгаз Ставрополь", не установлена зона минимальных расстояний; охранная зона данного газопровода установлена и внесена в ЕГРН после создания фруктового сада, в связи с чем принадлежащие ООО "Сады Эльбруса" объекты, расположенные на спорном участке, не подлежат сносу (демонтажу); хозяйственная деятельность ООО "Сады Эльбруса" на спорном участке также не подлежит запрету.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что охранные зоны и минимальные расстояния до объектов Единой системы газоснабжения Российской Федерации (далее - ЕСГ), существовавшие до введения в действие Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ), считаются установленными. Соответствующие ограничения, определенные для указанных зон нормативными актами, установившими такие зоны, являются действующими и обязательными для использования всеми лицами без исключения. В предусмотренные сроки ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" от имени ПАО "Газпром" по установленным до введения в действие Закона N 342-ФЗ минимальным расстояниям подготовило и через ПАО "Газпром" передало графические материалы с перечнем координат в Минэнерго Российской Федерации для утверждения и передачи для внесения изменений в ЕГРН. Администрация также располагает сведениями о месторасположении (прохождении) объектов ЕСГ и наличии зоны с особыми условиями использования территорий. ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" обеспечило публичный доступ к сведениям о местах расположения газопроводов, охранных зонах и минимальных расстояниях до объектов ЕСГ, ограничениях, установленных в границах указанных зон. Как владелец объектов, размещенных ближе минимальных расстояний до объектов ЕСГ, ООО "Сады Эльбруса" для размещения соответствующих объектов не получило согласования от собственника системы газоснабжения или уполномоченной организации. При размещении на спорном участке объектов ООО "Сады Эльбруса" не обращалось к ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" за согласованием. Суды не учли, что предусмотренные частью 38 статьи 26 Закона N 342-ФЗ ограничения не применимы к ЗОУИТ, установленным до 01.01.2022, и неверно определили дату возникновения ограничения на использование спорного участка.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Сады Эльбруса" и администрация не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ООО "Сады Эльбруса" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение суда и постановление суда апелляционной инстанции надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, согласно сводному плану приватизации предприятий ЕСГ и активов Государственного газового концерна "Газпром" 15.02.1994 N 341-рот ПАО "Газпром" является собственником газопровода-отвода к г. Нальчик, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 10.04.2008 серии 07-АВ N 001125 (запись регистрации от 10.04.2008 N 07-07-03/004/2008-047), который эксплуатируется ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" на основании ежегодно заключаемых договоров аренды имущества.
В соответствии со свидетельством о регистрации N А35-01214 газопровод-отвод к г. Нальчик диаметром трубы 530 мм с рабочим давлением 5,5 МПа, способ прокладки - подземный, зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов и относится к I классу опасности. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 20.10.2009 собственником указанного газопровода является ОАО "Газпром" (ИНН 7736050003; с 17.07.2015 - ПАО "Газпром").
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.10.2009 собственником кабельной линии связи протяженностью 67 800 м, инв. N 17662, является ОАО "Газпром" (ИНН 7736050003; с 17.07.2015 - ПАО "Газпром").
ПАО "Газпром" (арендодатель) и ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" (арендатор) заключили договор аренды имущества от 30.11.2020 N 01/1600-Д-14/21 (далее - договор N 01/1600-Д-14/21), по условиям которого арендодатель предоставил арендатору принадлежащее ему на праве собственности имущество (газопроводы, ГРС и т. д.) согласно прилагаемым перечням для использования в целях обеспечения основных видов деятельности арендатора, определенных его уставом.
В приложении N 1 к договору N 01/1600-Д-14/21 стороны определили перечень имущества ПАО "Газпром", введенного в эксплуатацию до 01.01.2022, передаваемого в аренду ООО "Газпром трансгаз Ставрополь".
На территории Кабардино-Балкарской Республики расположен эксплуатируемый ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" объект газоснабжения - газопровод-отвод к г. Нальчик: газопровод-отвод магистральный к г. Нальчику км 29,865 - км 75311 инв. N 18456, участок 61,5 - 66,1 км, введен в эксплуатацию в 2008 году согласно техническому паспорту; кабельная линия связи МККШВ 1х4х1,2 протяженностью 67 800 м, инв. N 17662.
ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" провело обследование в месте расположения газопровода-отвода к г. Нальчик, участок 61,5 - 66,1 км, на спорном участке, в ходе которого установило нарушение зон с особыми условиями использования территории (охранной зоны и минимальных расстояний), установив расположение объектов, указанных на ситуационном плане-схеме, на следующем расстоянии от оси газопровода-отвода к г. Нальчик, участок 61,5 - 66,1 км: фруктовые сады - на оси газопровода; ограждение - на оси газопровода; строение 4,9*4,2 м (6) - на расстоянии 101,01 м; сооружение (туалет) 1,3*1.1 м (7) - на расстоянии 129,06 м; траншея глубиной 1 м - на оси газопровода. Выявленные нарушения зафиксированы в акте обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 07.07.2021 N 98 (далее - акт обследования).
Письмом от 19.05.2020 ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" уведомило администрацию о нарушении охранных зон и зон минимальных расстояний газопровода-отвода к г. Нальчик.
Полагая, что расположенный на оси газопровода фруктовый сад подлежит выкорчевыванию, а строение 4.9*4.2 м - сносу за счет средств ООО "Сады Эльбруса", допустившего указанные нарушения при их размещении, 09.11.2021 ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" направило ООО "Сады Эльбруса" претензию с требованием устранить за свой счет нарушения, выявленные актом обследования.
Неисполнение ООО "Сады Эльбруса" изложенных в претензии требований послужило основанием для обращения ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" в арбитражный суд.
Суды отказали ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" в удовлетворении требований, сделав выводы по неполно установленным обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, а также без учета следующего.
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) охранная зона объектов системы газоснабжения определена как территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трассы газопроводов в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения (статья 2 Закона N 69-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Согласно пункту 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Владельцы земельных участков, прилегающих к объектам системы газоснабжения, при их хозяйственном использовании не могут размещать объекты, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией (часть 6 статьи 28 Закона N 69-ФЗ).
Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения (часть 4 статьи 32 Закона N 69-ФЗ, действовала до 01.01.2022).
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Кодексом, федеральными законами. Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Кодекса).
Порядок установления, изменения и прекращения зон с особыми условиями использования территорий регулируется главой XIX Земельного кодекса Российской Федерации. Исчерпывающий перечень видов зон с особыми условиями использования территорий, подлежащих установлению, определен статьей 105 Кодекса (в редакции Закона N 342-ФЗ). Пунктами 6 и 25 названной статьи предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
До 01.01.2028 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 01.01.2025 нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории (пункт 3 части 8 статьи 26 Закона N 342-ФЗ).
В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (часть 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ).
Зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 01.01.2025 нормативными правовыми актами, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 названной статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 342-ФЗ). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с Кодексом (в редакции Закона N 342-ФЗ) не требуется (часть 10 статьи 26 Закона N 342-ФЗ).
До 01.01.2025 установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 01.01.2019 Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 342-ФЗ) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования данного федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 указанной статьи (часть 16 статьи 26 Закона N 342-ФЗ).
До дня официального опубликования Закона N 342-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083 утверждены Правила охраны магистральных газопроводов (далее - Правила), которыми предусмотрены порядок установления и правовой режим охранных зон магистральных трубопроводов. При проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования. Сведения о границах минимальных расстояний до оси подземных магистральных газопроводов должны отображаться на публичных кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 22, 23 Правил).
Минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности определены Сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Госстроя России от 25.12.2012 N 108/ГС. Первоначальная редакция Строительных норм и правил СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", содержащая аналогичные ограничения, утверждена постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30 и введена в действие с 01.01.1986, до этого подобные ограничения были установлены СНиП П-45-75, действовавшими с 01.01.1976.
Эксплуатируемый ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" магистральный газопровод-отвод построен и введен в эксплуатацию до вступления в силу Закона N 342-ФЗ. При этом постановление Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации не утверждено, однако ограничения в использовании земельных участков в зонах минимальных расстояний магистральных газопроводов нормативно установлены до принятия Закона N 342-ФЗ.
Размещение объектов, принадлежащих ООО "Сады Эльбруса", в непосредственной близости от магистрального газопровода создает угрозу безопасности и жизни людей функционированием данного (опасного производственного) объекта, являющегося таковым в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
Указав, что ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" не представило доказательства установления границ охраны зоны газопровода на момент начала создания ООО "Сады Эльбруса" на спорном участке объектов (фруктовые сады, строения), доказательства отражения в ЕГРН сведений о наличии охранной зоны и зоны минимальных расстояний, доказательства обозначения этих зон на местности (в том числе, на спорном участке), а также доказательства опубликования соответствующих сведений в установленном законом порядке, суды не учли следующее.
Запись в ЕГРН о наличии охранной зоны является правоподтверждающей; охранная зона считается установленной в силу закона, а наличие/отсутствие в ЕГРН сведений о нахождении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территорий не влияет на объективный факт существования такой территории в установленных границах.
Указав, что в материалы дела представлена информация, подтверждающая расположение объектов линейной части магистральных газопроводов и газопроводов-отводов на территории Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики и необходимая для нанесения их на территориальную карту планирования муниципального образования (письмо Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Урванского района от 09.04.1996 N 23, письмо Земельного комитета Урванского района от 01.03.2001 N 20/01, письмо Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Урванскому району Кабардино-Балкарской Республики от 23.04.2003 N 26/01, письмо Урванского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике от 28.07.2010 N 4/4/478, письма администрации от 10.06.2013 N 2-06/821, от 04.04.2016 N 54-2-07/66(1), письмо территориального (межрайонного) отдела N 5 Управления Роснедвижимости по Кабардино-Балкарской Республике от 15.05.2007 N 25/02) (т. 1 л. д. 104 - 110), суды при этом не оценили названные доказательства, в том числе содержащие подтверждение администрации о нанесении на карту газопроводов высокого давления, находящихся на территории Урванского района. Вместе с тем, администрация выступает арендодателем спорного участка по договору от 19.01.2017, что предполагает ее осведомленность о состоянии спорного участка и его характеристиках.
Не оценили суды и представленные в материалы дела копии газеты "Маяк 07" за 2012, 2013, 2015 годы, содержащие публикации о размещении на территории Урванского района магистральных газопроводов, газопроводов-отводов с параллельными линиями связи, обслуживаемыми ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" (т. 1 л. д. 111 - 114), что свидетельствует о доведении соответствующей информации до неопределенного круга лиц, включая ООО "Сады Эльбруса".
При таких обстоятельствах и с учетом положений Закона N 69-ФЗ, Закона N 342-ФЗ, Закона N 116-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, которым утверждены Правила охраны магистральных газопроводов, а также Свод правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденных приказом Госстроя России от 25.12.2012 N 108/ГС, нельзя признать обоснованными и соответствующими закону состоявшиеся по настоящему делу судебные акты.
Поскольку выводы судов сделаны по неполно установленным и исследованным обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц, решение суда и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, в целях полного и всестороннего исследования всех обстоятельств по делу оценить доказательства и доводы участвующих в деле лиц (в том числе, довод ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" о том, что при должной степени заботливости и осмотрительности ООО "Сады Эльбруса" не могло не знать о прохождении в границах спорного участка газопровода-отвода и кабельной линии связи, и, соответственно, о наличии охранных зон, а также ограничениях, установленных для таких зон нормами действующего законодательства) в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса и распределить судебные расходы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 по делу N А20-5492/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не оценили суды и представленные в материалы дела копии газеты "Маяк 07" за 2012, 2013, 2015 годы, содержащие публикации о размещении на территории Урванского района магистральных газопроводов, газопроводов-отводов с параллельными линиями связи, обслуживаемыми ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" (т. 1 л. д. 111 - 114), что свидетельствует о доведении соответствующей информации до неопределенного круга лиц, включая ООО "Сады Эльбруса".
При таких обстоятельствах и с учетом положений Закона N 69-ФЗ, Закона N 342-ФЗ, Закона N 116-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, которым утверждены Правила охраны магистральных газопроводов, а также Свод правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденных приказом Госстроя России от 25.12.2012 N 108/ГС, нельзя признать обоснованными и соответствующими закону состоявшиеся по настоящему делу судебные акты."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июня 2023 г. N Ф08-4100/23 по делу N А20-5492/2021