г. Краснодар |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А53-38173/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Малыхиной М.Н. и Тамахина А.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Шахтоуправление "Садкинское"" (ИНН 6142018519, ОГРН 1046142001950) - Мотиной К.В. (доверенность от 01.01.2023), Давыдовой З.Н. (доверенность от 01.01.2023), в отсутствие ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2023 по делу N А53-38173/2022, установил следующее.
ООО "Шахтоуправление "Садкинское"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 930 966 рублей 84 копеек пеней за просрочку доставки груза в феврале - марте 2022 года.
Решением от 18.01.2023 с ответчика в пользу истца взыскано 651 676 рублей 88 копеек пеней, а также 21 619 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Определением суда апелляционной инстанции от 14.03.2023 отказано в удовлетворении ходатайства железной дороги о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы, апелляционная жалоба возвращена заявителю.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении иска в части взыскания 5861 рубля 10 копеек пеней. Заявитель указывает, что в расчете пеней, представленном обществом, не учтено увеличение срока доставки груза в связи с задержкой в пути следования, связанной с устранением коммерческой неисправности, допущенной грузоотправителем.
В отзыве общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в адрес грузополучателя - общества - по Северо-Кавказской железной дороге в феврале - марте 2022 года с просрочкой в доставке прибывали груженые вагоны.
В связи с тем, что ответчик допустил просрочку по доставке груза, истец на основании статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) начислил пени в размере 930 966 рублей 84 копеек.
Неуплата пеней в добровольном порядке послужила основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
На основании статьи 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (в настоящее время - утвержденными приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245; далее - Правила N 245).
Пунктом 6 Правил N 245 предусмотрено, что сроки доставки груза увеличиваются на все время задержки, в том числе в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях в случае невозможности их приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, получателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Установив факт прибытия грузов на станцию назначения с нарушением срока доставки, суд правомерно возложил на железную дорогу ответственность за просрочку доставки груза.
Расчет пеней проверен и признан верным.
При этом, признав заявленный к взысканию размер пеней завышенным, применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд взыскал 651 676 рублей 88 копеек.
В кассационной жалобе ответчик выражает несогласие с взысканием 5861 рубля 10 копеек пеней.
Так, железная дорога указывает, что по накладной ЭО566959 вагон N 61401352 следовал со станции отправления "Чапаевка-Ростовская" Северо-Кавказской железной дороге на станцию назначения "Каменоломни". В пути следования на станции "Лихая" при коммерческом осмотре поезда N 3559 в вагоне N 61401352 выявлен перегруз сверх грузоподъемности на 1 тонну, зависящий от грузоотправителя. Вагон отцеплен для устранения коммерческой неисправности, о чем составлен акт общей формы от 22.03.2022 N 1/1430.
Факт обнаружения коммерческой неисправности подтверждается выпиской из книги формы ГУ-98ВЦ (книга регистрации коммерческих неисправностей вагонов в поездах в пунктах коммерческого осмотра).
Коммерческая неисправность вагона N 61401352 устранена 23.03.2022. Устранение неисправности осуществлялось в отсутствие представителя грузоотправителя.
Станцией назначения "Каменоломни" на основании актов общей формы, составленных станцией отцепки, оформлен акт общей формы от 29.03.2022 N 2/3298, согласно которому срок доставки вагона N 61401352 увеличен на 1 сутки, о чем сделана отметка в накладной ЭО566959.
С учетом увеличения срока доставки груза на 1 сутки предъявление неустойки в размере 754 рублей 14 копеек необоснованно.
По накладным ЭН064709, ЭН064743 (ЭМ993791) вагоны N 60252715 и 60630548 следовали со станции отправления "Чапаевка-Ростовская" и "Лихая" на станцию назначения "Полотняный завод". В пути следования на станции "Лихая" при коммерческом осмотре поезда N 3881 в вагонах N 60252715 и 60630548 выявлен перегруз сверх грузоподъемности на 1300 кг и 1000 кг, зависящий от грузоотправителя. Вагоны отцеплены для устранения коммерческой неисправности, о чем составлен акт общей формы от 20.02.2022 N 1/881.
Коммерческая неисправность вагонов N 60252715 и 60630548 устранена 20.02.2022. Устранение неисправности осуществлялось в отсутствие представителя грузоотправителя.
Время устранения неисправности подтверждается прилагаемой книгой учета времени нахождения вагонов под исправлением коммерческих неисправностей формы ГУ-115.
Станцией назначения "Полотняный завод" на основании актов общей формы, составленных станцией отцепки, оформлен акт общей формы от 04.03.2022 N 1/1027, согласно которому срок доставки вагонов N 60252715 и 60630548 увеличен на 1 сутки, о чем сделана отметка в накладной ЭМ993791.
С учетом увеличения срока доставки груза на 1 сутки предъявление неустойки в размере 5106 рублей 96 копеек необоснованно.
В соответствии с пунктом 80.2 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила N 374), прием к перевозке грузов в вагонах открытого типа (за исключением контейнеров) производится перевозчиком путем проведения визуального осмотра груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или повреждения грузов, а также соблюдения требований технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
Согласно пункту 87 Правил N 374 в случае если в момент фактической передачи вагонов с грузами перевозчиком будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о коммерческой неисправности вагонов или повреждения груза, вагоны с грузами к отправлению не принимаются, памятка приемосдатчика перевозчиком не подписывается и вагоны с грузами находятся на ответственности грузоотправителя.
Перевозчик несет ответственность за просрочку доставки груза, вызванную коммерческой непригодностью вагонов, если не выявил такие неисправности (недостатки) на момент принятия груза к перевозке.
Отсутствие в железнодорожных накладных каких-либо замечаний перевозчика относительно груза, вагона на момент отправки означает, что перевозчик фактически подтвердил отсутствие коммерческих и технических неисправностей и принял обязанность по доставке груза в сроки, установленные договором перевозки.
Суд установил, что перевозчик принял вагон с грузом к перевозке без каких-либо замечаний, коммерческая (техническая) неисправность вагонов отсутствовали, грузоотправителю представлены квитанции о приеме груза к перевозке по накладным ЭО566959, ЭМ993791, в которых отражена масса груза по каждому вагону в соответствии с их грузоподъемностью.
В актах общей формы от 23.03.2022 N 1/1453 (вагон N 61401352), от 20.02.2022 N 1/890 (вагоны N 60252716 и 60630548) указано, что на станции "Лихая" при подаче вагонов МОП произведено контрольное взвешивание груза. В ходе контрольного взвешивания перегруз вагонов не подтвержден, просыпаний и выемки груза не установлено.
Железная дорога не доказала факт возникновения неисправностей в пути следования по не зависящим от нее причинам, документально не подтвердила скрытый характер выявленных неисправностей и невозможность их обнаружения при приемке вагонов к перевозке.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ответчиком предприняты все необходимые и достаточные меры, исключающие возможность включения в состав поезда вагонов, не соответствующих требованиям безопасности перевозки, в материалы дела не представлены. При этом все риски, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ответчиком как перевозчиком обязанностей, относятся на него.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судом имеющихся в деле доказательств и направлены на их переоценку, которая не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для отмены или изменения решения не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2023 по делу N А53-38173/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 80.2 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила N 374), прием к перевозке грузов в вагонах открытого типа (за исключением контейнеров) производится перевозчиком путем проведения визуального осмотра груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или повреждения грузов, а также соблюдения требований технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
Согласно пункту 87 Правил N 374 в случае если в момент фактической передачи вагонов с грузами перевозчиком будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о коммерческой неисправности вагонов или повреждения груза, вагоны с грузами к отправлению не принимаются, памятка приемосдатчика перевозчиком не подписывается и вагоны с грузами находятся на ответственности грузоотправителя."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июня 2023 г. N Ф08-4378/23 по делу N А53-38173/2022