г. Краснодар |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А32-15957/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Драбо Т.Н. и Мещерина А.И., при участии от истца - индивидуального предпринимателя Корзун Натальи Александровны (ИНН 230309132920) - Корзун Н.А. (паспорт), Позднякова Е.В. (доверенность от 26.02.2023), в отсутствие ответчиков: общества с ограниченной ответственностью "Параграф" (ИНН 2312287634), Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Корзун Натальи Александровны на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 по делу N А32-15957/2022, установил следующее.
ИП Корзун Н.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление), ООО "Параграф" (далее - общество) о признании предпринимателя единственным участником аукциона по извещению от 18.10.2021 N 181021/39887374/01 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:35:0803001:120; возложении обязанности на территориальное управление направить в адрес предпринимателя договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:35:0803001:120 в течение 10 дней с даты вступления в силу решения суда.
Решением от 10.11.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.01.2023, в удовлетворении исковых требований отказано. Суды исходили из того, что предметом аукциона явилось право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности. На официальном сайте Российской Федерации в сети интернет www.torgi.gov.ru организатор торгов опубликовал извещение о проведении торгов от 18.10.2021 N 181021/39887374/01 в отношении следующего имущества: лот N 1 - право аренды на земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:35:0803001:120, площадью 623 кв. м, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, Усть-Лабинский район, п. Вимовец, ул. Красная, 5, с видом разрешенного использования "для размещения объектов торговли". В соответствии с протоколом от 18.11.2021 аукцион признан несостоявшимся по причине участия одного участника. Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган), рассмотрев обращение территориального управления на действия общества при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, приняло решение от 20.01.2022 N 023/10/18.1-6207/2021, которым предписано уполномоченному органу внести изменения в распоряжение территориального управления от 22.09.2021 N 23-669-р "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с кадастровым номером 23:35:0803001:120". Уполномоченному органу и организатору торгов выдано предписание о совершении в срок до 25.02.2022 действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов. Во исполнение предписания антимонопольного органа от 20.01.2022 N 023/10/18.1-6207/2021 ответчики опубликовали на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет www.torgi.gov.ru 25.02.2022 в рамках извещения от 18.10.2021 N 181021/39887374/01 дополнительную информацию об установлении нового срока приема заявок: с 28.02.2022 по 28.03.2022; отменены результаты аукциона от 18.11.2021 N 256 на торговой площадке "Эксперт"; аукцион признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок для участия. Суды исходили из того, что после опубликования уведомления об отмене результатов первых торгов у общества отсутствовала техническая возможность продолжить принимать заявки, ввиду чего создан торг N 265. Несмотря на наличие технической и нормативной возможности для участия в новых торгах предприниматель заявку на участие не подавал, ответчики не имели возможности рассмотреть заявку, поданную в рамках ранее проведенного аукциона. Все лица, заинтересованные в участии в торгах, имели возможность дополнительно связаться с организаторами торгов по интересующим их вопросам. Информация об установлении нового срока приема заявок (с 28.02.2022 по 28.03.2022) размещена на сайте www.torgi.gov.ru 25.02.2022. Предприниматель на электронный адрес организатора торгов (указан в извещении) 22.03.2022 направил запрос о необходимости или отсутствии необходимости подачи повторной заявки. Однако, действуя разумно и осмотрительно, при наличии обоснованных сомнений в необходимости подачи повторной заявки, истец не был лишен возможности заблаговременно совершить действия, направленные на получение дополнительных сведений, а также направить заявку для участия в новом торге N 265. Предприниматель не лишен возможности принять участие в следующих торгах по продаже спорного имущества при сохранении интереса к его приобретению.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение от 10.11.2022 и постановление апелляционного суда от 23.01.2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение, указывая, что отсутствие у организатора торгов технической возможности учета ранее поданных заявок в рамках одного извещения не возлагает на участника торгов обязанность подавать новую заявку при условии, что сроки подачи заявок продлены. Предприниматель предпринял достаточно мер, направленных для участия в торгах и учета ранее поданной заявки по извещению от 18.10.2021. В адрес организатора торгов направлено два письма: первое - с просьбой дать пояснения относительно необходимости подачи аналогичной заявки, принимая во внимание ранее поданную заявку, которая не отозвана (ответ не поступил); второе - о необходимости принятия ранее поданной заявки, однако, организатор торгов ответил на это письмо по окончании срока приема заявок.
Суды дали неправильную оценку фактическим обстоятельствам дела, переложив техническую невозможность принятия ранее поданной заявки на участника торгов, который выполнил все необходимые действия для участия в аукционе.
Отзыв на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлен.
В судебном заседании предприниматель и его представитель на удовлетворении кассационной жалобы настаивали. Ответчики явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 18.10.2021 на сайте torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении торгов N 181021/39887374/01, предметом которых явилось право на заключение договора аренды земельного участка из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:35:0803001:120, площадью 623 кв. м, адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, район Усть-Лабинский, п. Вимовец, ул. Красная, 5, с видом разрешенного использования "для размещения объектов торговли". Срок подачи заявок для участия в аукционе установлен с 19.10.2021 по 15.11.2021; дата проведения аукциона - 19.11.2021.
21 октября 2021 года предприниматель подал заявку на участие в аукционе, внес задаток по платежному поручению от 21.10.2021 N 888903 в размере 2256 рублей 88 копеек (л. д. 14, 15).
На основании протокола о результатах проведения открытых торгов по лоту N 1 на право заключения договора аренды от 18.11.2021 аукцион признан несостоявшимся, так как к участию в торгах допущен только один участник (л. д. 17).
Поскольку договор аренды в адрес предпринимателя не направлен, последний сделал запрос в адрес территориального управления относительно получения договора аренды для его подписания и государственной регистрации. Впоследствии истцу стало известно об аннулировании результатов торгов вследствие предписания антимонопольного органа от 20.01.2022 N 023/10/18.1-6207/2021.
25 февраля 2022 года организатор торгов (общество) опубликовал на сайте torgi.gov.ru в ранее размещенном извещении от 18.10.2021 N 181021/39887374/01 дополнительную информацию в соответствии с предписанием антимонопольного органа, установив срок подачи заявок - до 28.03.2022.
28 марта 2022 года предприниматель направил письмо на электронный адрес общества с просьбой при определении участников аукциона учитывать ранее поданную им заявку (от 21.10.2021).
В ответе от 29.03.2022 организатор торгов указал на отказ в принятии заявки предпринимателя в рамках аукциона по извещению от 18.10.2021 N 181021/39887374/01 по причине отсутствия технической возможности принятия заявки по ранее проведенному торгу на электронной торговой площадке.
Считая себя единственным участником аукциона, а также победителем торгов на право заключения договора аренды земельного участка, предприниматель обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов.
В случаях, указанных в настоящем кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом (пункты 3, 4 статьи 447 Гражданского кодекса).
Под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено данным кодексом и процессуальным законодательством. Извещение о проведении публичных торгов опубликовывается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса, а также размещается на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство, либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа. Извещение должно содержать наряду со сведениями, указанными в пункте 2 статьи 448 настоящего кодекса, указание на собственника (правообладателя) имущества (пункты 1, 4 статьи 449.1 Гражданского кодекса).
Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене (пункт 2 статьи 448 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, закреплен в статье 39.11 Земельного кодекса. Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 статьи 39.11 Земельного кодекса. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона (шаг аукциона). Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, урегулировано статьей 39.12 Земельного кодекса.
Для участия в аукционе заявители представляют в указанный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; документы, подтверждающие внесение задатка. Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов. В отношении заявителей - юридических лиц организатор аукциона запрашивает сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39.12 Земельного кодекса).
Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе; подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с данным кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду; наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном данной статьей реестре недобросовестных участников аукциона (пункт 8 статьи 39.12 Земельного кодекса).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали, что после опубликования уведомления об отмене результатов торгов у общества отсутствовала техническая возможность учесть ранее поданную заявку, ввиду чего создан торг N 265. Несмотря на наличие технической и нормативной возможности для участия в новых торгах, предприниматель заявку на участие в торге N 265 не подал, вследствие чего ответчики не рассмотрели заявку, поданную в рамках ранее проведенного аукциона. Информация об установлении нового срока приема заявок: с 28.02.2022 по 28.03.2022 размещена на сайте www.torgi.gov.ru 25.02.2022. Действуя разумно и осмотрительно, при наличии обоснованных сомнений в необходимости подачи повторной заявки, истец не был лишен возможности заблаговременно совершить действия, направленные на установление дополнительных сведений, а также направить заявку для участия в новом торге N 265.
В то же время суды не учли, что согласно предписанию антимонопольного органа от 20.01.2022 N 023/10/18.1-6207/2021 уполномоченному органу и организатору торгов предписано до 25.02.2022 совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка проведения торгов, а именно: внести изменения в распоряжение от 22.09.2021 N 23-669-р "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности с кадастровым номером 23:35:0803001:119" (очевидно допущена опечатка - кадастровый номер земельного участка 23:35:0803001:120); отменить протокол определения участников торгов от 18.11.2021, протокол о результатах проведения открытых торгов от 18.11.2021, протокол определения победителя торгов от 19.11.2021 N 01; внести изменения в извещение, с учетом решения и предписания антимонопольного органа от 20.01.2022 N 023/10/18.1-6207/2021; продлить срок приема заявок, с учетом требований земельного законодательства (л. д. 19).
В предписании антимонопольного органа от 20.01.2022 N 023/10/18.1-6207/2021 не отражено, что поданная ранее заявка на участие в аукционе должна быть возвращена участнику с уведомлением о прекращении ее действия и о необходимости подать новую заявку.
Исполняя предписание от 20.01.2022 N 023/10/18.1-6207/2021 в полном объеме, с учетом того, что аукцион (повторный) проводился по извещению от 18.10.2021 N 181021/39887374/01, а ранее для участия в аукционе предприниматель подал заявку по данному извещению, внес задаток в установленной сумме, вывод судов, со ссылкой на отсутствие технической возможности учета ранее поданной заявки предпринимателя, о необходимости повторного обращения, нельзя признать правильным.
Следует отметить, что отсутствие у организатора торгов технической возможности учитывать ранее поданные заявки в рамках одного и того же извещения, не возлагает на участника торгов обязанность подачи новой заявки при условии, что предписанием антимонопольного органа лишь продлены сроки подачи заявок лиц, желающих принять в них участие.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется установление всех имеющих значение для дела обстоятельств (что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу предоставленных ему полномочий), постольку в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса дело подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении спора арбитражному суду с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления надлежит устранить отмеченные недостатки, полно и всесторонне исследовать доводы и возражения участвующих в споре лиц и представленные доказательства, дать им надлежащую правовую оценку, проверить реальную возможность (в настоящее время) предоставления спорного земельного участка в аренду, после чего вынести законный и обоснованный судебный акт, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 по делу N А32-15957/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе; подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с данным кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду; наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном данной статьей реестре недобросовестных участников аукциона (пункт 8 статьи 39.12 Земельного кодекса).
...
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется установление всех имеющих значение для дела обстоятельств (что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу предоставленных ему полномочий), постольку в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса дело подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июня 2023 г. N Ф08-3939/23 по делу N А32-15957/2022
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3358/2024
23.01.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19906/2023
07.11.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-15957/2022
07.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3939/2023
23.01.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22212/2022
10.11.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-15957/2022