г. Краснодар |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А53-19676/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Малыхиной М.Н., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Виват" (ИНН 1512017351, ОГРН 1111512000962), ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2023 по делу N А53-19676/2022, установил следующее.
ООО "Виват" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 393 634 рублей 08 копеек штрафа за просрочку доставки груза (измененные требования).
Решением от 08.12.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.02.2023, с ответчика в пользу истца взыскано 275 573 рубля 85 копеек штрафа, а также 10 873 рубля расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. Обществу из федерального бюджета возвращено 5237 рублей государственной пошлины.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска в части взыскания 44 271 рубля 26 копеек. По мнению заявителя, суды должным образом не исследовали материалы дела, подтверждающие, что вагоны по накладным N ЭЗ198136, ЭЗ198142, ЭЗ350092, ЭЗ237808, ЭЗ237789, ЭЗ237794, ЭЗ237793 являются порожними, на основании чего считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки порожний вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя. Суды вынесли судебные акты, ошибочно основываясь на представленных истцом памятках приемосдатчика, игнорируя нормы права, которыми установлено, что дата прибытия порожних вагонов считается по календарному штемпелю в накладной.
С учетом представленного железной дорогой контррасчета оснований для взыскания 44 271 рубля 26 копеек не имелось.
В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 01.06.2023 в судебном заседании объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 08.06.2023.
В судебное заседание представители сторон не явились, представитель истца заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в адрес общества (грузополучатель) по Северо-Кавказской железной дороге с просрочкой в доставке прибывали груженые вагоны, что подтверждается копиями транспортных железнодорожных накладных и ведомостями подачи-уборки вагонов.
В связи с тем, что ответчик допустил просрочку по доставке груза, истец начислил неустойку и направил железной дороге претензию с требованием уплаты штрафа.
Поскольку железная дорога не уплатила штраф в добровольном порядке, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
При разрешении спора суды руководствовались статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"", Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245).
На основании статьи 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Установив факт прибытия груза на станцию назначения с нарушением срока доставки, суды правомерно возложили на железную дорогу ответственность за просрочку доставки груза.
При этом в кассационной жалобе железная дорога ссылается на неверный расчет по накладным N ЭЗ198136, ЭЗ198142, ЭЗ350092, ЭЗ237808, ЭЗ237789, ЭЗ237794, ЭЗ237793, учитывая положения абзаца пятого пункта 14 Правил N 245.
Отклоняя данное утверждение, суды исходили из следующего.
Из абзаца пятого пункта 14 Правил N 245 следует, что порожние вагоны считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с названными Правилами) порожний вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя.
Правила N 245 определяют порядок исчисления сроков доставки грузов, в том числе порожних контейнеров, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, железнодорожным транспортом.
Согласно общим критериям определение момента окончания срока доставки груза установлено пунктом 14 Правил N 245, окончанием срока доставки по действующему законодательству является дата подачи вагонов грузополучателю на железнодорожный путь необщего пользования.
В материалы дела истец представил памятки приемосдатчика в отношении вагонов по накладным N ЭЗ198136, ЭЗ198142, ЭЗ350092, ЭЗ237808, ЭЗ237789, ЭЗ237794, ЭЗ237793.
Таким образом, как отметили суды, истец верно произвел расчет пеней за нарушение срока доставки груза по указанным накладным с момента истечения срока доставки груза, предусмотренного Правилами N 245, статьей 33 Устава и фактической датой подачи ответчиком вагона на подъездные пути истца.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2023 по делу N А53-19676/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из абзаца пятого пункта 14 Правил N 245 следует, что порожние вагоны считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с названными Правилами) порожний вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя.
...
Согласно общим критериям определение момента окончания срока доставки груза установлено пунктом 14 Правил N 245, окончанием срока доставки по действующему законодательству является дата подачи вагонов грузополучателю на железнодорожный путь необщего пользования.
В материалы дела истец представил памятки приемосдатчика в отношении вагонов по накладным N ЭЗ198136, ЭЗ198142, ЭЗ350092, ЭЗ237808, ЭЗ237789, ЭЗ237794, ЭЗ237793.
Таким образом, как отметили суды, истец верно произвел расчет пеней за нарушение срока доставки груза по указанным накладным с момента истечения срока доставки груза, предусмотренного Правилами N 245, статьей 33 Устава и фактической датой подачи ответчиком вагона на подъездные пути истца."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июня 2023 г. N Ф08-4331/23 по делу N А53-19676/2022