г. Краснодар |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А63-15443/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Малыхиной М.Н., судей Бабаевой О.В. и Тамахина А.В., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (ИНН 2636803134, ОГРН 1112651035463), ответчика - муниципального унитарного предприятия города Ставрополя "Ремонтно-строительное предприятие" (ИНН 2636025149, ОГРН 1022601992148), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Ставрополя "Ремонтно-строительное предприятие" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 по делу N А63-15443/2021, установил следующее.
ООО "Эко-Сити" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к МУП города Ставрополя "Ремонтно-строительное предприятие" (далее -предприятие) о взыскании 567 431 рубля 60 копеек задолженности по договору от 14.01.2020 N 02_01_01174 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за периоды с 01.03.2020 по 30.06.2020 и с 01.12.2020 по 31.12.2020 (с учетом уточненных исковых требований).
Решением суда от 06.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.01.2023, исковые требования удовлетворены. С предприятия в пользу общества взыскано 564 431 рубль 60 копеек основной задолженности за периоды с 01.03.2020 по 30.06.2020 и с 01.12.2020 по 31.12.2020. Суды пришли к выводу о доказанности факта оказания услуг по вывозу ТКО в заявленном объеме. Расчет задолженности проверен судами и признан арифметически и методологически верным.
Предприятие обжаловало указанные судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение.
Как указывает заявитель, обязательства по вывозу ТКО исполнены обществом не в полном объеме ввиду невозможности транспортных средств общества поднять заполненный мусором и уличным сметом контейнер объемом 8 куб. м., что подтверждается представленными журналом регистрации въезда и выезда транспортных средств общества, актами от 18.06.2020 и от 29.06.2020 о невозможности поднять загруженный контейнер и его частичной разгрузке, видеофайлами. Включение региональным оператором в договор условий об ограничении массы содержимого контейнера нарушает действующее законодательство, а взыскание платы за неполный контейнер как за полный нарушает требования статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поскольку оплате подлежат только оказанные услуги, а неоказанные подлежат оплате лишь в случае невозможности их оказания по вине заказчика.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражало против удовлетворения жалобы, ссылалось на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа суда округа от 31.05.2023 судебное разбирательство откладывалось на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование правовой позиции по делу сторонами представлены дополнительные пояснения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, дополнительные пояснения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществом (региональный оператор) и предприятием (потребитель) заключен договор от 14.01.2020 N 02_01_0174 на оказание услуг по обращению с ТКО, по условиям которого региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора (пункт 1 договора).
Согласно пункту 14 договора учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Пунктом 2 договора предусмотрено, что объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к договору.
В данном приложении определено местонахождение контейнерной площадки заявителя, объем вывозимых в месяц ТКО с учетом количества и объема контейнеров, периодичность вывоза. При этом указано, что масса содержимого контейнера не должна превышать по весу для контейнеров 8 куб. м -2,5 тыс. кг (пункт 8 приложения).
В целях исполнения принятых обязательств, общество в спорный период оказало предприятию услуги по вывозу ТКО, что подтверждается представленными в материалы дела маршрутными журналами о движении транспортного средства, осуществляющего вывоз ТКО, распечатками треков из системы ГЛОНАСС.
Предприятие оказанные услуги за период с марта по июнь и за декабрь 2020 года оплатило не в полном объеме, в результате чего за ним образовалась задолженность в размере 567 431 рубля 60 копеек.
Неоплата задолженности и невозможность урегулирования спора во внесудебном порядке явились основанием для обращения компании с иском в суд.
Суды при разрешении спора руководствовались положениями статей 425, 779 и 781 Кодекса, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами N 505, и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства с соблюдением статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии у предприятия неисполненного обязательства по оплате оказанных обществом услуг.
Согласно статье 309 Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Кодекса).
В соответствии со статьей 779 Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В пункте 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Проанализировав условия договора от 14.01.2020 N 02_01_0174, суды первой и апелляционной инстанций установили согласование сторонами данного договора в порядке статьи 421 Кодекса условия о том, что масса содержимого контейнера объемом 8 куб. м не должна превышать 2,5 тыс. кг. Данное условие нормам законодательства не противоречит, включено в договор в связи с ограниченной грузоподъемностью транспортного средства регионального оператора.
Согласно общедоступным сведениям контейнерная площадка предприятия включена в утвержденную территориальную схему обращения с отходами и принадлежит предприятию. Правила N 505 предоставляют право выбора потребителю способа учета объема ТКО исходя из утвержденного норматива накопления либо из объема и количества контейнеров (подпункт "а" пункта 5 Правил N 505). Такое право предприятием реализовано. Вопрос полноты контейнера на момент вывоза ТКО региональным оператором решается путем согласования сторонами периодичности такого вывоза и сам по себе при соблюдении графика вывоза на расчеты сторон не влияет и не является критерием надлежащего либо ненадлежащего исполнения обязательств региональным оператором. Сторонами периодичность вывоза согласована, доказательств обращения к региональному оператору с заявлением об изменении такой периодичности предприятие не представило.
Заявленные предприятием в дополнительных пояснениях обстоятельства (отсутствие утвержденного норматива накопления для такого вида отходов как мусор и смет уличный с автодорог, существенное расхождение умещающейся в контейнер объемом 8 куб. массы ТКО исходя из утвержденной в Ставропольском крае средней плотности (75 кг / куб. м) и фактической массы уличного смета, помещенного предприятием в принадлежащий ему контейнер), вопреки доводам заявителя, не исключают спорные правоотношения сторон из-под действия Закона N 89-ФЗ, Правил N 1156 и 505.
Доводы заявителя о ненадлежащем оказании услуг обществом являлись предметом оценки судов и отклонены, в том числе с учетом несоблюдения предприятием нормативно установленного (раздел VI типового договора, форма которого утверждена Правилами N 1156) и воспроизведенного в заключенном сторонами договоре (раздел V) порядка фиксации нарушений региональным оператором условий договора.
Представленные предприятием доказательства (акты, видеозаписи, журнал регистрации въезда и выезда транспортных средств) оценены судами как не соответствующие установленным требованиям объективной и двусторонней фиксации нарушений, не позволяющие проверить достоверность доводов предприятия.
Суды исходи из отсутствия достоверных и объективных доказательств того, что при соблюдении предприятием условий договора в части массы содержимого контейнера (2,5 тыс.), обществом ненадлежащим образом оказаны либо не оказаны услуги по вывозу ТКО.
Как следует из материалов дела общество своевременно и регулярно осуществляло вывоз ТКО по договору, в подтверждение чего в материалы дела представлены треки ГЛОНАСС, маршрутные журналы на транспортировку ТКО.
Доводы заявителя об обратном направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и представленных доказательств, что в силу статей 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Нарушений судами норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 по делу N А63-15443/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
...
Согласно общедоступным сведениям контейнерная площадка предприятия включена в утвержденную территориальную схему обращения с отходами и принадлежит предприятию. Правила N 505 предоставляют право выбора потребителю способа учета объема ТКО исходя из утвержденного норматива накопления либо из объема и количества контейнеров (подпункт "а" пункта 5 Правил N 505). Такое право предприятием реализовано. Вопрос полноты контейнера на момент вывоза ТКО региональным оператором решается путем согласования сторонами периодичности такого вывоза и сам по себе при соблюдении графика вывоза на расчеты сторон не влияет и не является критерием надлежащего либо ненадлежащего исполнения обязательств региональным оператором. Сторонами периодичность вывоза согласована, доказательств обращения к региональному оператору с заявлением об изменении такой периодичности предприятие не представило."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июня 2023 г. N Ф08-3698/23 по делу N А63-15443/2021