г. Краснодар |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А61-1128/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Тамахина А.В. и Ташу А.Х., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шуляк О.С. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видео-конференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Ир-Транс" (ИНН 1515910355, ОГРН 1061515008246) - Даниловой И.В. (доверенность от 16.03.2022), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Транс-Мега-Ком" (ИНН 1514015180, ОГРН 1171513004959) - Сафроновой О.А. (доверенность от 15.03.2023), в отсутствие соответчиков: Министерства промышленности и инвестиций Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1513063939, ОГРН 1171513000735) и Комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1515912930, ОГРН 1071515015120), извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транс-Мега-Ком" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 13.12.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023 по делу N А61-1128/2022, установил следующее.
ООО "Ир-Транс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Министерству промышленности и инвестиций Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство), Комитету по транспорту и дорожной инфраструктуре Республики Северная Осетия - Алания (далее - комитет) и ООО "Транс-Мега-Ком" (далее - организация) с иском о признании недействительными:
- свидетельства серии 000090 N 004219 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 77 "З. Магкаева - Гагкаева", выданного организации;
- карт маршрута регулярных перевозок от 24.05.2019 серии 000090 N 036066, 036084, 036086, 036087, 036089, 036090, 036092, 036093, 036104, 036105, 036106, 036108, 036112, 036113, 036115 и 036117;
- карт маршрута регулярных перевозок от 12.09.2019 серии 000090 N 036412, 036416, 036417, 036426, 036428, 036432, 036433, 036436, 036439, 036442, 036443, 036445, 036447 и 036450;
- карт маршрута регулярных перевозок от 28.11.2022 серии 000090 N 031941 - 032000 (уточненные требования).
Решением суда от 13.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.03.2023, иск удовлетворен. Установив, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 000090 N 004219 и карты маршрутов являются документами, подтверждающими право осуществления регулярных перевозок по маршруту N 77, и это право основано на ничтожной сделке (без проведения в обязательном порядке конкурентных процедур), суды признали выданные министерством свидетельства и карт маршрутов недействительными.
В кассационной жалобе организация просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению заявителя, в настоящем деле подлежит применению срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса, который обществом при обращении в арбитражный суд пропущен. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок не является сделкой, а относится к действиям и решениям государственных (муниципальных) органов, которые могут быть оспорены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Организация полагает, что у общества отсутствует право на обращение с иском.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель организации поддержал доводы жалобы.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами, 20.03.2019 на официальном сайте министерства размещено извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в Республике Северная Осетия - Алания по нерегулируемым тарифам.
Предметом конкурса по лоту N 4 являлось право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному автобусному маршруту N 77 "З. Магкаева - Гагкаева" (50 автобусов малого класса).
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 30.04.2019 по лоту N 4 (маршрут N 77 г. Владикавказ) подано 5 заявок.
В ходе рассмотрения заявок до участия в конкурсе по лоту N 4 допущено 3 участника.
Согласно протоколу N 4 от 15.05.2019 победителем открытого конкурса по лоту N 4 признана организация; заявке общества присвоен второй номер.
24 мая 2019 года организации выдано свидетельство серии 000090 N 004080, а также карты маршрута серии 000090 N 036066 - 036117 на 50 единиц транспорта.
9 сентября 2019 года ООО "Транс-Мега-Ком" обратилось в министерство с письмом N 28 о выделении дополнительных карт маршрута в количестве 40 штук по причине перехода на трехдневный посменный график работы со ссылкой на трудовые договоры с водительским составом.
Приказом министерства от 12.09.2019 N 124-ОД в реестр муниципальных маршрутов внесены изменения. Для выполнения перевозок по маршруту регулярных перевозок N 77 "З. Магкаева - Гагкаева" допущены автобусы малого класса в количестве 90 единиц. Характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок) по сравнению с конкурсными условиями изменены.
12 сентября 2019 года министерство аннулировало свидетельство серии 000090 N 004080 и выдало новое свидетельство серии 000090 N 004219 на использование организацией 90 транспортных единиц. В дополнение к ранее выданным картам маршрута выданы карты маршрута серии 000090 N 036412 - 036451.
На основании заявления организации от 03.11.2022 комитетом, которому переданы функции министерства, выданы новые карты маршрута от 28.11.2022 серии 000090 N 031941 - 032000 взамен утраченных карт маршрутов серии 000090 N 036067, 036068, 036071-036083, 036085, 036088, 036090, 036091, 036094, 036095, 036096, 036098-036103, 036107, 036109 - 036111, 036114, 036116, 036413 - 036415, 036418 - 036425, 036427, 036429 - 036431, 036434, 036435, 036437, 036438, 036440, 036441, 036444, 036446, 036448, 036449, 036451.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в отношении министерства (решение Северо-Осетинского УФАС России от 31.01.2020 N 04-08/04-11-19 по делу N 04-08/04-11-19) установлено следующее: в заявке организации указанно 49 транспортных средств, тогда как конкурсной документацией предусмотрено 50 автобусов малого класса (одно транспортное средство, дважды фигурирует в заявке); организацией в составе конкурсной заявки представлены два договора аренды транспортных средств, не являющихся автобусами малого класса; при оценке заявок участников конкурса министерством произведена неверная оценка заявки организации по определенным критериям (наличие автоматической двери, установка ГБО, экологический класс - евро 3); в приложении к конкурсной документации организацией указано 41 транспортное средство с наличием автоматической двери, 50 транспортных средства с установленным ГБО, а также 7 транспортных средств экологического класса - евро 3; согласно данным представленным Управлением ГИБДД по Республике Северная Осетия - Алания, автоматическая дверь не оформлена ни у одного транспортного средства указанного в заявке организации, ГБО оформлено на двадцати девяти транспортных средствах, а экологический класс евро-3 имеют только шесть транспортных средств; таким образом, министерство допустило заявку организации до участия в конкурсе и признало победителем в нарушение пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) и пункта 2.7 конкурсной документации.
Полагая, что выдача организации свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 000090 N 004219 и карт маршрутов без проведения конкурса является нарушением положений Закона N 135-ФЗ и Закон N 220-ФЗ, общество обратилось в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признав исковую давность не пропущенной, суды пришли к выводу о том, что свидетельство серии 000090 N 004219 выдано без проведения в обязательном порядке конкурентных процедур, следствием этого явилось предоставление необоснованного преимущества организации в осуществлении деятельности на товарном рынке оказания услуг по перевозке автомобильным транспортом по муниципальному автобусному маршруту N 77 "З. Магкаева - Гагкаева" и ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам на указанный товарный рынок, что свидетельствует о недействительном (ничтожном) характере таких свидетельств и карт по статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отклоняя заявление организации о пропуске истцом срока исковой давности, суд первой инстанции указал, что трехлетний срок исковой давности по признанию недействительной (ничтожной) сделки обществом не пропущен.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно частям 2 и 4 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, порядок проведения которого установлен статьями 21 - 24 названного Федерального закона.
По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдается победителю этого конкурса.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Для целей Закона N 220-ФЗ под свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок понимается документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, под картой маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункты 19, 20 части 1 статьи 3 и часть 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ).
Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты (часть 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ).
Часть 3 статьи 19 Закона N 220-ФЗ предусматривает закрытый перечень оснований выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута без проведения открытого конкурса.
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что в отсутствие конкурсных процедур, а также иных оснований приобретения права на осуществление перевозки по спорному маршруту, карты и свидетельство являются правоустанавливающими документами, действия министерства и комитета в данном случае по выдаче таких карт и свидетельства организации и получение их последней являются сделкой; прекращение действия таких свидетельств означает прекращение права лица, получившего данное свидетельство, осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту.
Суды отметили, что обществом не заявлен гражданско-правовой иск об оспаривании торгов ввиду того, что оспариваемые обществом карты маршрутов и свидетельства выданы не по результатам конкурса, в котором участвовало общество и организация, а позднее на основании заявлений организации без проведения в обязательном порядке конкурентных процедур.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенными в пункте 44 постановления от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" срок исковой давности по требованию о признании обязательной процедуры, конкурентной закупки, договора, заключенного по их результатам, недействительными и о применении последствий их недействительности со ссылкой на статью 17 Закона N 135-ФЗ составляет один год со дня заключения договора, а в случае, когда такой договор не заключен, - со дня завершения обязательной процедуры, конкурентной закупки (пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данный сокращенный срок исковой давности не распространяется на требования об оспаривании соглашений, изменяющих или прекращающих договор, заключенный по результатам обязательной процедуры, конкурентной закупки. К таким требованиям применяются общие сроки исковой давности, установленные гражданским законодательством (статьи 181, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положениями статьи 29 Закона N 220-ФЗ установлены основания и порядок прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок уполномоченным органом местного самоуправления, выдавшим свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
По общим правилам, предусмотренным статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Суды отметили, что выдача спорных свидетельств и карт маршрутов без проведения конкурсных процедур нарушает требования антимонопольного законодательства, создает условия для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничивает конкуренцию на рынке осуществления пассажирских перевозок, что является существенным нарушением прав и законных интересов участников рынка осуществления перевозок, а также граждан - пассажиров, пользующихся услугами перевозчиков, поскольку только при проведении конкурсных процедур определяются лучшие условия перевозки пассажиров и багажа.
Установив, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 000090 N 004219 является документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по маршруту N 77, это право основано на ничтожной сделке, учитывая отсутствие правовых оснований для включения организации в реестр муниципальных маршрутов, выдачи ей свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрутов на будущее время, суды признали их недействительными, что фактически влечет прекращение их действия (пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ), и достигается реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов участников рынка осуществления перевозок, в том числе общества.
Оценка доказательств и выводы судов не противоречат законодательству, находятся в пределах судейской дискреции, поэтому суд кассационной инстанции соглашается с позицией судов обеих инстанций.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13.12.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023 по делу N А61-1128/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
А.В. Тамахин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
...
Установив, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 000090 N 004219 является документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по маршруту N 77, это право основано на ничтожной сделке, учитывая отсутствие правовых оснований для включения организации в реестр муниципальных маршрутов, выдачи ей свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрутов на будущее время, суды признали их недействительными, что фактически влечет прекращение их действия (пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ), и достигается реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов участников рынка осуществления перевозок, в том числе общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июня 2023 г. N Ф08-4430/23 по делу N А61-1128/2022