г. Краснодар |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А53-20489/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Тамахина А.В., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х. в отсутствие судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью фирма "Эдельвейс-95" (ОГРН 1032304933550, ИНН 2309033397) и ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А53-20489/2022, установил следующее.
ООО фирма "Эдельвейс-95" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 797 603 рублей 20 копеек неустойки за просрочку доставки груза.
Решением от 02.11.2022, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 30.01.2023, иск удовлетворен в части, с ответчика в пользу истца взыскано 487 670 рублей 34 копейки неустойки, 12 753 рубля расходов по оплате государственной пошлины, в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и передать дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает на то, что общество незаконно предъявляет требования о взыскании пеней по железнодорожным накладным N ЭИ546233, ЭИ546150, ЭИ763145, ЭИ479773, ЭЖ380426, ЭЖ393229, ЭЖ362602, которые уже являлись предметом рассмотрения в рамках дел N А53-9615/2022, А53-9614/2022, А53-9619/2022, А53-9625/2022, А53-4698/2022, А53-4698/2022, А53-4698/2022. По другим железнодорожным накладным срок доставки груза увеличивается в связи с тем, что была задержка вагонов в пути следования по причине неприема вагонов станцией назначения по вине грузополучателей, в связи с чем требования о взыскании пеней по данным накладным неправомерны.
В отзыве общество отклонило доводы кассационной жалобы.
Определением от 17.05.2023 кассационная жалоба принята к производству для рассмотрения под председательством судьи Трифоновой Л.А.
Определением от 14.06.2023 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи.
В целях соблюдения срока рассмотрения кассационной жалобы, установленного статьей 285 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием судьи-докладчика Трифоновой Л.А. ввиду болезни в результате автоматического распределения жалобы в автоматизированной информационной системе "Судопроизводство" судьей-докладчиком определен судья Тамахин А.В.
Лица, участвующие в деле, явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по спорным транспортным железнодорожным накладным железная дорога приняла груз к перевозке в адрес общества.
Ссылаясь на просрочку доставки груза, общество начислило 797 603 рубля 20 копеек неустойки, предусмотренной статьей 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Неуплата ответчиком пеней послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 29, 33, 97 Устава, Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства и доводы сторон, установили нарушение железной дорогой срока доставки груза по спорным железнодорожным транспортным накладным (за исключением по накладной N ЭК793888). Оценивая соразмерность заявленной ко взысканию неустойки с учетом заявленного железной дорогой ходатайства о ее снижении, суды сочли возможным применить статью 333 Кодекса и уменьшили неустойку на 30% от суммы, подлежащей взысканию.
Согласно статье 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
В соответствии со статьей 792 Кодекса перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно статье 33 Устава перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
В силу пункта 2 Правил N 245 дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений этих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.
По общему правилу, сформулированному в пункте 2.1 Правил N 245, нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки. Нормативный срок доставки изменяется в случаях, перечисленных в этих Правилах.
Отклоняя доводы ответчика относительно его несогласия с выводами судов в части взыскания неустойки по железнодорожным накладным N ЭИ546233, ЭИ546150, ЭИ763145, ЭИ479773, ЭЖ380426, ЭЖ393229, ЭЖ362602, которые, по мнению железной дороги, уже являлись предметом рассмотрения в рамках дел N А53-9615/2022, А53-9614/2022, А53-9619/2022, А53-9625/2022, А53-4698/2022, А53-4698/2022, А53-4698/2022, суд апелляционной инстанции указал, что по указанным накладным истец взыскивает неустойку за иной период просрочки доставки груза. В расчете исковых требований истец учел период просрочки по спорным накладным, требования по которым уже были предметом рассмотрения в рамках названных дел.
Ссылка железной дороги на правомерность увеличения срока доставки грузов в связи с отставлением вагонов, перевозивших груз по спорным накладным от движения в пути следования ввиду невозможности их приема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, подлежит отклонению. Представленные железной дорогой документы не подтверждают задержку вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя (не обосновывают объективную невозможность принятия вагонов станцией назначения ввиду действий (бездействия) грузополучателя). Следовательно, ответчик не доказал, что в процессе перевозки вагоны были задержаны в пути следования по причине неприема вагонов станцией назначения по вине грузополучателей.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, касающиеся фактических обстоятельств данного спора и доказательственной базы по делу, не могут являться основанием для отмены судебного акта в суде кассационной инстанции, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами представленных доказательств и сделанными на их основании выводами об обстоятельствах дела. Переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств дела в суде кассационной инстанции не допускается.
С учетом изложенного суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения решения и постановления. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А53-20489/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Тамахин |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
...
Согласно статье 33 Устава перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
...
В силу пункта 2 Правил N 245 дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений этих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.
По общему правилу, сформулированному в пункте 2.1 Правил N 245, нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки. Нормативный срок доставки изменяется в случаях, перечисленных в этих Правилах."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июня 2023 г. N Ф08-4063/23 по делу N А53-20489/2022