г. Краснодар |
|
27 июня 2023 г. |
Дело N А32-36256/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н., Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "НовоСфера" (ИНН 2311136390, ОГРН 111231100501) - Галустян Л.О. (доверенность от 03.10.2022), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813) - Коржова В.М. (доверенность от 20.03.2023), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственности специализированный застройщик "НовоСфера" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 по делу N А32-36256/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "НовоСфера" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 16.07.2021 по делу N 023/04/19.5-2706/2021 о привлечении к административной ответственности по части 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 26.12.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.02.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда от 26.12.2022 и постановление суда апелляционной инстанции от 20.02.2023, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы считает, что неизвещение антимонопольного органа об исполнении предписания не является его неисполнением по закону и соответствующей ответственности не влечет. Рекламный буклет, содержащий информацию, противоречащую, по мнению управления, требованиям Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), не выпускается уже более двух лет, оставшиеся экземпляры изъяты из оборота и не распространяются уже более года. Распространение данных сведений имело место до 30.09.2019, по которому истек срок привлечения к административной ответственности. Действия общества не могут представлять существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, такими действиями не причинен вред, а также не возникла угроза причинения вреда. Возможно освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель управления возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в управление поступило заявление физического лица о признаках нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе при распространении недостоверной рекламы в буклетах ЖК "Дыхание". Из заявления следует, что в рекламных буклетах, представленных заявителем, распространялась информация о наличии на территории ЖК "Дыхание" зоны отдыха с барбекю, дизайнерских входных групп, IP-домофонов, WI-FI во дворе. Заявителем представлены фотоматериалы, которые подтверждают отсутствие на настоящий момент на территории ЖК "Дыхание" зоны отдыха с барбекю, дизайнерских входных групп, IP-домофонов, а также WI-FI во дворе.
В ходе расследования управлением установило, что в действиях общества имеются нарушения пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку им распространены буклеты в рамках реализации квартир в ЖК "Дыхание" с информацией, вводящей в заблуждение потребителей относительно информации о застройщике: в рекламируемом материале на страницах фигурируют ссылка на ООО СЗ "ССК", товарный знак "ССК", адрес и сайт, а по факту застройщиком является само общество, реклама также содержит недостоверные сведения, поскольку на территории ЖК "Дыхание" фактически отсутствуют IP-домофоны, дизайнерские входные группы, зоны отдыха барбекю, WI-FI во дворе.
Управление вынесло предписание от 07.04.2021 в отношении общества, согласно которому ему надлежит в течение месяца с момента получения предписания прекратить нарушение законодательства о рекламе, письменно уведомить управление об исполнении пункта 1 в течение 5 дней с момента исполнения предписания с приложением соответствующих доказательств.
По факту невыполнения обществом предписания от 07.04.2021 управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 02.06.2021 по делу N 023/04/19.5-2706/2021 по части 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением от 16.07.2021 по делу N 023/04/19.5-2706/2021 общество привлечено к административной ответственности по части 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением 300 тыс. рублей административного штрафа.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно части 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Отказывая обществу в заявленных требованиях, суды пришли к выводу о том, что общество не исполнило предписание управления, не прекратило нарушение законодательства о рекламе.
Однако суды не учли, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении как относящиеся к событию административного правонарушения (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ). Событие должно быть описано конкретно, с указанием обстоятельств совершения виновного деяния (действия, бездействия). Отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, является существенным недостатком протокола об административном правонарушении (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления послужил вывод управления о том, что в срок до 13.05.2021 сведения об исполнении предписания по делу N 023/04/19.5-2706/2021 в управление не поступали, общество не обратилось с ходатайством о продлении срока выполнения предписания, у управления отсутствовали доказательства надлежащего исполнения предписания в срок.
Согласно пункту 7 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе, изложенного в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37, непредставление обязанным лицом достаточных доказательств исполнения предписания не может рассматриваться как его неисполнение. Неизвещение антимонопольного органа об исполнении предписания его неисполнением по Закону о рекламе не является и соответствующей ответственности не влечет.
Сами по себе несообщение субъектом информации об исполнении им предписания, необращение с ходатайством о продлении срока выполнения предписания не образуют состав правонарушения по части 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ, поэтому не соответствует норме права указание судами на наличие у управления достаточных оснований для привлечения общества к административной ответственности в силу того, что от общества не поступали сведения об исполнении предписания, в том числе и после отложения рассмотрения материалов дела на 14.07.2021 и на дату составления постановления.
В силу части 5 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе считается неисполненным, если по истечении срока исполнения такого предписания продолжается распространение ненадлежащей рекламы.
В материалах дела отсутствуют доказательства распространения обществом спорной рекламы после истечения указанного в предписании срока, то есть после 13.05.2021, управление в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ не отразило указанные обстоятельства ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении.
Указание судами на то, что общество не исполнило требования предписания, не прекратило нарушение законодательства о рекламе (не изъяло оставшиеся буклеты, не удалило рекламу) не соответствует обстоятельствам вмененного обществу деяния, изложенного в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности. Управление проверку исполнения предписания не проводило, факт продолжения распространения обществом спорной рекламы после вынесения предписания не устанавливало.
Отмеченный управлением в суде факт утилизации обществом 1 318 штук рекламных буклетов на основании акта от 30.09.2019 из общего числа 2 тыс. штук, без указания обществом дальнейшей судьбы оставшейся рекламной продукции, не нашел отражения в ходе производства по делу об административном правонарушении, заявлен без ссылок на конкретные доказательства противоправного поведения общества в этой части (продолжения распространения обществом рекламных буклетов с ненадлежащей рекламой) и не восполняет соответствующие недостатки производства по делу об административном правонарушении. Доводы общества о том, что экземпляры рекламных брошюр изъяты из оборота и не распространяются уже значительное время, не опровергнуты управлением со ссылками на конкретные обстоятельства, подтверждающие неисполнение требований предписания в этой части.
Доказательства, подтверждающие, что общество совершило вмененное ему административное правонарушение, не представлены, в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности не отражены, а конкретные обстоятельства в этой части со ссылкой на доказательства управлением не заявлены.
При таких обстоятельствах суды необоснованно пришли к выводу о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Таким образов, вывод суда о правомерности привлечения общества к административной ответственности за неисполнение предписания является ошибочным и противоречит обстоятельствам дела.
Поскольку не требуется дополнительного исследования обстоятельств по делу, суд кассационной инстанции считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 по делу N А32-36256/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16.07.2021 по делу об административном правонарушении N 023/04/19.5-2706/2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 5 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе считается неисполненным, если по истечении срока исполнения такого предписания продолжается распространение ненадлежащей рекламы.
В материалах дела отсутствуют доказательства распространения обществом спорной рекламы после истечения указанного в предписании срока, то есть после 13.05.2021, управление в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ не отразило указанные обстоятельства ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении.
...
Доказательства, подтверждающие, что общество совершило вмененное ему административное правонарушение, не представлены, в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности не отражены, а конкретные обстоятельства в этой части со ссылкой на доказательства управлением не заявлены.
При таких обстоятельствах суды необоснованно пришли к выводу о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июня 2023 г. N Ф08-4830/23 по делу N А32-36256/2021