г. Краснодар |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А53-27470/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи, помощником судьи Бетиговым М.С. и участии от истца - акционерного общества "Водоканал Ростов-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470) - Скоробогатовой Ю.О. (доверенность от 19.06.2023), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управление недвижимостью" (ИНН 6167128432, ОГРН 1156196034280) - Лебедевой Н.А. (доверенность от 10.01.2023), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление недвижимостью" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 по делу N А53-27470/2022, установил следующее.
АО "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Управление Недвижимостью" (далее - компания) о взыскании 1 000 648 рублей 67 копеек задолженности по договору водоснабжения и водоотведения от 20.05.2015 N 16679.
Решением от 22.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.03.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что в основу судебных актов положено недопустимое доказательство, а именно протокол испытаний от 09.08.2021 N 980 и акт контрольного отбора проб сточных вод от 02.08.2021 N 02.08/3/1. В протоколе испытаний отсутствуют сведения о дате и способах консервации проб, а также сведения об условиях хранения образца пробы. Акт контрольного отбора проб сточных вод не соответствует требованиям Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728. Ошибочен вывод судов об отсутствии в действующем законодательстве обязанности у организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) обязанности присутствовать при контрольном отборе проб по заявлению абонента, поскольку противоречит сложившейся судебной практике. Представленные компанией доказательства в своей совокупности подтверждают факты отсутствия превышения ПДК на ее объекте, однако не были приняты судами во внимание. Кроме того, суд апелляционной инстанции неправомерно принял от общества отзыв на апелляционную жалобу компании в отсутствие заблаговременного направления указанного документа другой стороне.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонило ее доводы.
В судебном заседании представитель компании поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить судебные акты и отказать в иске.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что АО "Ростовводоканал" (организация ВКХ) и компания (абонент) заключили единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 20.05.2015 N 16679 (далее - договор), по условиям которого организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную воду (пункт 1).
В соответствии с пунктом 13 (д) договора, организация ВКХ вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 14 (т) договора предусмотрена обязанность абонента соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы, то есть соблюдать требования по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Пункт 31 договора определяет, что нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (приложение N 8).
Обществом в присутствии представителя компании 02.08.2021 отобраны пробы сточных вод в контрольном колодце абонента по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, д. 276, что зафиксировано актом контрольного отбора проб сточных вод N 02.08/3/1, в котором имеются подписи представителей общества и компании.
Акт подписан без замечаний. Взятые пробы сточных вод были направлены в лабораторию (протокол испытаний (измерений) образца (пробы) сточной воды от 09.08.2021 N 980.
Анализы отобранных проб, проведенные лабораторией показали, что качество сточных вод, сбрасываемой компанией, не удовлетворяет постановлению Администрации г. Ростова-на-Дону от 15.10.2020 N 1074 "Об установлении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации) города Ростова-на-Дону", а также постановлению Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
По результатам проведенного лабораторного анализа, были произведены расчеты платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения г. Ростова-на-Дону с 01.08.2021 по 31.08.2023 на сумму 65 440 рублей 15 копеек (расчет N Н-863), с 01.09.2021 по 30.09.2021 на сумму 68 003 рублей 64 копеек (расчет N Н-1029), с 01.10.2021 по 31.10.2021 на сумму 64 585 рублей 66 копеек (расчет N Н-1102), а также расчеты плат за превышение нормативов состава сточных вод с 01.08.2021 по 31.08.2021 на сумму 12 163 рублей 88 копеек (расчет N 1126), с 01.09.2021 по 31.09.2021 на сумму 12 640 рублей 38 копеек (расчет N 61/1), с 01.10.2021 по 30.10.2021 на сумму 12 005 рублей 05 копеек (расчет N 262/1).
Общая сумма задолженности компании составляет 234 838 рублей 76 копеек 04.02.2022 компании направлена претензия, которая оставлена без финансового удовлетворения.
В присутствии представителя компании 25.02.2022 отобраны пробы сточных вод в контрольном колодце абонента по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, д. 276, что зафиксировано актом контрольного отбора проб сточных вод N 2502/1/1, в котором имеются подписи представителей общества и компании акт подписан без замечаний. Взятые пробы сточных вод были направлены в лабораторию (протокол от 04.03.2022 КХА N 108).
Анализы отобранных проб, проведенные лабораторией показали, что качество сточных вод, сбрасываемой ответчиком, не удовлетворяет постановлению Администрации г. Ростова-на-Дону от 15.10.2020 N 1074 "Об установлении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации) города Ростова-на-Дону", а также постановлению Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
По результатам проведенного лабораторного анализа, были произведены расчеты платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения г. Ростова-на-Дону с 01.02.2022 по 28.02.2022 на сумму 212 162 рублей 16 копеек (расчет N Н-111), с 01.03.2022 по 31.032022 на сумму 170 595 рублей 70 копеек (расчет N Н-223), с 01.04.2022 по 30.04.2023 на сумму 185 966 рублей 63 копеек (расчет N Н-352), а также расчеты плат за превышение нормативов состава сточных вод с 01.02.2022 по 28.02.2022 на сумму 69 113 рублей 52 копеек (расчет N 196), с 01.03.2022 по 31.03.2022 на сумму 61 227 рублей 60 копеек (расчет N 445), с 01.04.2022 по 30.04.2022 на сумму 66 744 рублей 30 копеек (расчет N 483).
Общая сумма задолженности ответчика составляет 765 809 рублей 91 копейка.
27 мая 2022 года компании направлена претензия, которая оставлена без финансового удовлетворения.
Неисполнение требований послужило основанием для обращения общество в арбитражный суд с иском.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суды руководствовались положениями статей 539, 541, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 7, 13 - 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), статей 8 и 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правил N 728.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами N 644, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В силу пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1134 "О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - постановление N 1134), нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения, городского округа нормативов водоотведения по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Согласно пункту 21 постановления N 1134 абонент обязан обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к местам отбора проб холодной воды, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам в следующем порядке:
а) организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию иная организация предварительно, не позднее 15 минут до проведения обследования и (или) отбора проб, оповещает абонента о дате и времени посещения с приложением списка проверяющих (при отсутствии доверенности на совершение соответствующих действий от имени организации водопроводно-канализационного хозяйства или иной организации или служебных удостоверений). Оповещение осуществляется любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом;
б) уполномоченные представители организации водопроводно-канализационного хозяйства или представители иной организации предъявляют абоненту служебное удостоверение (доверенность на совершение соответствующих действий от имени организации водопроводно-канализационного хозяйства или иной организации);
в) доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к местам отбора проб холодной воды, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам осуществляется только в установленных настоящим договором местах;
г) абонент вправе принимать участие при проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом;
д) отказ в доступе представителям (недопуск представителей) организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к приборам учета (узлам учета) приравнивается к самовольному пользованию централизованной системой холодного водоснабжения, что влечет за собой применение расчетного способа при определении количества поданной (полученной) холодной воды в порядке, предусмотренном Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 728 при несогласии с содержанием акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса представитель абонента обязан подписать соответствующий акт с указанием в нем своих возражений или особого мнения. Акт отбора проб сточных вод и (или) акт обнаружения запрещенного сброса в случае отказа представителя абонента от его подписания подписывается представителем организации, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался".
Как следует из положений пункта 33 Правил N 728 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, представитель абонента вправе заявить о необходимости осуществить параллельный отбор проб сточных вод, при этом абонент обязан обеспечить наличие емкостей для параллельной пробы, соответствующих требованиям нормативных документов, регулирующих методы определения конкретных показателей, и осуществить анализ параллельной пробы в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. Одной контрольной пробе сточных вод должна соответствовать одна параллельная проба. Разделение параллельной пробы на несколько частей и направление их в разные аккредитованные лаборатории для определения одних и тех же показателей не допускается.
Суды установили, что отбор проб производился из контрольного колодца, в присутствии представителя компании, подписавшего акт без возражений.
Также судами установлено, что организации, осуществлявшие анализ проб сточных вод, имеют соответствующую аккредитацию в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Из актов отбора проб следует и компанией не оспаривается, что были отобраны параллельные и резервные пробы сточных вод компании. Однако параллельные пробы на исследование компания не направляла, об исследовании резервной пробы не просил.
Как следует из представленного в материалы дела компанией уведомления от 17.03.2022, компания сообщила обществу о проведении повторного анализа проб сточных вод. Однако из представленного и направленного обществу уведомления не следовало информации о проведенных мероприятий по промывке канализационных сетей, более того, компания в уведомлении указала о намерении произвести повторный отбор проб сточных вод.
Результат (протокол) исследований пробы сточных вод, отобранной абонентом или уполномоченной им организацией, не может являться допустимым доказательством отсутствия нарушений (ввиду того, что на анализ в аккредитованную лабораторию абонент может передать любую воду, в том числе питьевую, разбавленную и т.д., может пригласить лабораторию в назначенное абонентом время и умышленно прекратить сброс загрязненных сточных вод на период отбора).
Вопреки доводам кассационной жалобы компания не представила в материалы дела доказательства нарушения условий упаковки, хранения отобранных проб, а также их дальнейшего анализа. Напротив, в актах отбора проб сточных вод отсутствуют замечания представителя абонента.
Согласно положениям части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Ссылка заявителя кассационной жалобы о том, что в нарушение положений абзаца 2 части 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подавая отзыв на апелляционную жалобу, общество не представило доказательств направления его копии компании, а данный отзыв принят апелляционным судом, кассационной инстанцией не принимается, поскольку допущенные судом нарушения не привели к принятию незаконного судебного акта, а также заявителем не приведены какие-либо конкретные доводы в связи с этим нарушением, требующие соответствующей оценки.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 по делу N А53-27470/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами N 644, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В силу пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1134 "О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - постановление N 1134), нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения, городского округа нормативов водоотведения по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июня 2023 г. N Ф08-5663/23 по делу N А53-27470/2022