Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 мая 1998 г. N КА-А40/865-98
(извлечение)
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.02.98 признаны недействительными пункты 1, 3, 4 акта проверки Отделения Федерального Казначейства по Южному Административному округу г. Москвы (далее по тексту ОФК ЮАО г. Москвы) от 01.10.97 в части взыскания штрафных санкций, начисленных за период до 10.02.97 в размере 564471683,15 руб. в старом масштабе цен.
Суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерном начислении ответчиком штрафных санкций на истца за период до 10.02.97, поскольку ответственность банков за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств в доход федерального бюджета законодательством до 10.02.97 не предусматривалась.
При этом суд сослался на ст. 13 ГК РФ, Указ Президента РФ от 08.12.92 N 1556 "О Федеральном казначействе", Постановление Правительства РФ от 28.01.97 N 109; Положение о Федеральном казначействе (п/п. "з" п. 12).
В кассационной жалобе ОФК ЮАО г. Москвы просит об отмене решения суда по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права: п.3, п.4 Указа Президента РФ от 08.12.92 N 1556 "О Федеральном казначействе", ст.849 ГК РФ; п.3 ст.31 Закона РФ от 02.12.96 "О банках и банковской деятельности".
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя АКБ "Московский Индустриальный Банк", возражавшего против отмены обжалуемого судебного акта, считая его законным и обоснованным, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения Арбитражного суда г. Москвы от 12.02.98 по делу N А40-3699/97-87-105, вынесенного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Суд полно и тщательно исследовал все обстоятельства дела, оценил в совокупности собранные по делу доказательства и пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый акт проверки ОФК по ЮАО г. Москвы является актом органа управления и в силу ст.22 АПК РФ может быть оспорен в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что оспариваемым актом принято решение о наложении на истца штрафных санкций, данный акт утвержден руководителем ответчика, имеет властно-распорядительный характер и порождает юридические последствия.
Обоснованным является и вывод суда о том, что указанный акт проверки частично не соответствует законодательству и нарушает права и интересы истца.
Как следует из материалов дела по результатам проверки к истцу были применены штрафные санкции за несвоевременное исполнение платежных поручений налогоплательщиков о перечислении платежей в федеральный бюджет. При этом ОФК по ЮАО г. Москвы сослался на п.3 Указа Президента РФ от 08.12.92 N 1556 "О Федеральном казначействе".
Однако, данным Указом Президента РФ ответственность за несвоевременное исполнение платежных документов не предусматривалась.
В соответствии с п. 3 вышеназванного Указа Президента РФ ответственность банков наступает в случае несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход федерального бюджета.
Под диспозицией данной нормы следует понимать незачисление банком поступивших платежей в бюджет на его доходные счета, открытые в этом банке налоговыми или другими уполномоченными органами.
Ответственность же за несвоевременное исполнение банками платежных документов на перечисление средств в доход федерального бюджета была установлена Постановлением Правительства РФ от 28.01.97 N 109, вступившим в законную силу 10.02.97. Данным постановлением были внесены изменения в диспозицию п.12 "з" Положения "О Федеральном казначействе", увеличивающие объективную сторону правонарушения.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что ОФК по ЮАО г. Москвы до 10.02.97 не имело права налагать штраф по указанному выше основанию.
Ссылка заявителя на ст.849 ГК РФ является несостоятельной, поскольку возникшие между казначейством и банком правоотношения в силу п.3 ст.2 ГК РФ не регулируются гражданским законодательством.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции находит, что дело рассмотрено арбитражным судом полно и всесторонне с соблюдением норм материального и процессуального законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.02.98 по делу N А40-3699/97-87-105 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 мая 1998 г. N КА-А40/865-98 (извлечение)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании