г. Краснодар |
|
30 июня 2023 г. |
Дело N А53-24303/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-3" (ИНН 6155054024, ОГРН 1046155008283), департамента финансов администрации города Шахты (ИНН 6155030270, ОГРН 1026102779856), муниципального казенного учреждения "Департамент городского хозяйства", департамента труда и социального развития г. Шахты, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации г. Шахты на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 по делу N А53-24303/2022, установил следующее.
ООО "АвтоДон-3" (далее - общество) (выделенное требование) обратилось в суд с исковым заявлением к департаменту финансов администрации г. Шахты (далее - департамент) о взыскании убытков в размере 5 334 760 рублей, судебных расходов на услуги представителя в размере 100 тыс. рублей (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Шахты (далее - администрация), МКУ "Департамент городского хозяйства", департамент труда и социального развития г. Шахты.
Решением суда от 29.12.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.03.2023, с департамента за счет средств местного бюджета в пользу общества взыскано 5 261 441 рубля убытков, а также 35 014 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе администрация просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления общества. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Требования общества о компенсации ему выпадающих доходов за счет средств местного бюджета в связи с установлением истцом тарифа на проезд обучающихся в размере 2 рублей со 01.10.2020 являются незаконными. Кроме того, провозная плата в размере 2 рублей для школьников г. Шахты, установленная самим перевозчиком, не может рассматриваться в качестве льготы на проезд, поскольку Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" четко определяет порядок предоставления льгот на проезд при осуществлении регулярных перевозок и компенсацию таких льгот как по регулируемым, так и по нерегулируемым тарифам. Департамент не нарушил права общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении жалобы администрации.
Определением суда округа от 22.06.2023 в судебном заседании объявлен перерыв до 29.06.2023 до 16 часов 50 минут, после перерыва рассмотрение кассационной жалобы продолжено.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении заявления общества надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, 30.03.2021 администрация и общество заключили соглашение о предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в г. Шахты и компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
Предметом соглашения является деятельность перевозчика, направленная на обеспечение правом льготного проезда отдельных категорий граждан при обслуживании муниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в г. Шахты.
Перевозчик обязан заключить с департаментом труда и социального развития г. Шахты и другими организациями, обеспечивающими финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий, договор (контракт) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда (пункт 2.4.1 соглашения).
24 декабря 2004 года Шахтинская городская Дума решением N 570 "Об утверждении перечня категорий граждан г. Шахты, пользующихся правом бесплатного или льготного проезда в городском пассажирском транспорте г. Шахты" утвердила названный перечень и внесла в него категорию "Учащиеся образовательных школ города" (приложение к решению городской Думы от 23.12.2004 N 570).
Общество приказами от 17.12.2015 N 17 и 30.09.2020 N 3 установило размер оплаты проезда школьникам в размере 2 рублей.
В соответствии с соглашением о предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в г. Шахты и компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот от 30.03.2021, заключенным администрацией и обществом, перевозки по муниципальным маршрутам осуществляются по нерегулируемым тарифам.
Истец оказывал услуги по бесплатному проезду льготных категорий граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Шахты. Количество школьников определено представленными в материалы дела ежемесячными расчетами перевезенных льготников.
Общество указало, что учебные заведения выдавали школьникам проездные билеты для льготного проезда, которые были предъявлены перевозчику. При этом понесенные истцом расходы на перевозку льготных категорий граждан (школьников) не были компенсированы.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением истцом бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте льготных категорий граждан, не возмещены, истец обратился в суд с иском о взыскании убытков.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 72 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", разъяснениями, изложенными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2008 N 12479/07.
Суды исходили из того, что материалами дела подтвержден факт оказания услуг обществом по перевозке школьников на основании решения Шахтинской городской Думы от 23.12.2004 N 570 "Об утверждении Перечня категорий граждан г. Шахты, пользующихся правом бесплатного и льготного проезда в городском пассажирском транспорте в г. Шахты".
Суды указали, что общество представило отчет о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, а также постановление от 21.01.2019 "Об утверждении результатов обследования пассажиропотоков". Согласно сведениям МКУ "ДГХ" г. Шахты и расчету общества размер выпадающих доходов при перевозке учащихся общеобразовательных школ г. Шахты за апрель - декабрь 2021 год и январь - март 2022 года составил 2 402 886 рублей. Доказательства того, что имеются разногласия по количеству перевезенных пассажиров, администрация в материалы дела не представила. Общество произвело расчет убытков по следующей формуле: два рубля (стоимость проезда для школьников за одну поездку) умножено на количество школьников, по данным обследований пассажиропотока.
Однако суд округа считает выводы судебных инстанций неправомерными, сделанными при неверном применении норм законодательства.
Постановлением правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 утверждено Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления (далее - Положение о расходовании средств).
В абзаце 10 подпункта 1.1 пункта 1 Положения о расходовании средств предусмотрено, что льготы предоставлены только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой или попечительством, в приемных семьях, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в муниципальных общеобразовательных организациях, в части обеспечения бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности внутрирайонном транспорте.
Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области" предусмотрено оказание мер социальной поддержки в части проезда к месту обучения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой или попечительством, в приемных семьях и многодетным семьям.
Решением Шахтинской городской Думы от 23.12.2004 N 570 "Об утверждении перечня категорий граждан г. Шахты, пользующихся правом бесплатного и льготного проезда в городском пассажирском транспорте г. Шахты" к льготной категории отнесены учащиеся образовательных организаций г. Шахты. При этом размер и порядок предоставления льготы нормативно не урегулированы.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам из местного бюджета предоставляются в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Из материалов дела видно, что 30.03.2021 администрация и общество заключили соглашения о предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в г. Шахты и компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
В соответствии с пунктом 2.4 соглашений перевозчик обязан заключить с департаментом труда и социального развития г. Шахты и другими организациями, обеспечивающими финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий, договор (контракт) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда.
По смыслу пункта 2.4.2 соглашения перевозчик принял на себя обязательства предоставлять льготный проезд отдельным категориям граждан, определенным законодательством Российской Федерации, Ростовской области и г. Шахты, по маршрутам, включенным в свидетельства, в соответствии с договором (контрактом) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда, заключенным с департаментом труда и социального развития г. Шахты и другими организациями, обеспечивающими финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий.
В рассматриваемый период нормативно-правовое регулирование по установлению размера стоимости проезда для категории "Учащиеся школ города" в размере 2 рублей за одну поездку отсутствовало.
Расчет общества сделан со ссылкой на приказ от 30.09.2020 N 3 "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров автобусами по маршрутам регулярных перевозок в общественном транспорте с 01.10.2020", которым утвержден тариф в размере 2 рублей на проезд в автобусах и троллейбусах учащихся школ города при предъявлении ими талона единого образца.
Суды не приняли во внимание, что в материалах дела отсутствует договор, заключенный перевозчиком с департаментом труда и социального развития г. Шахты и другими организациями, обеспечивающими финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий, договор (контракт) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общество не представило доказательств обращения к департаменту труда и социального развития г. Шахты с требованием заключить договор о возмещении недополученных доходов. Общество самостоятельно в отсутствие правового регулирования определило стоимость проезда для учащихся. С учетом указанных обстоятельств общество исходя из положений статей 15, 16, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации не доказало факт причинения убытков действиями департамента.
Следовательно, с учетом действующих в г. Шахты правил возмещения расходов транспортным организациям в связи с предоставлением услуг по перевозке обозначенной выше льготной категорий граждан и отсутствием договорных отношений общества с департаментом оснований для удовлетворения иска по данному делу не имелось.
Поскольку судебные инстанции установили фактические обстоятельства, но неправильно применили нормы права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления общества.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 по делу N А53-24303/2022 отменить
В удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-3" к департаменту финансов администрации г. Шахты о взыскании убытков отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общество не представило доказательств обращения к департаменту труда и социального развития г. Шахты с требованием заключить договор о возмещении недополученных доходов. Общество самостоятельно в отсутствие правового регулирования определило стоимость проезда для учащихся. С учетом указанных обстоятельств общество исходя из положений статей 15, 16, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации не доказало факт причинения убытков действиями департамента."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 июня 2023 г. N Ф08-6026/23 по делу N А53-24303/2022