г. Краснодар |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А53-24192/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Маркиной Т.Г., рассмотрев в судебном заседании в отсутствие заявителя - государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579), заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью СК "Флагман" (ИНН 6161059528, ОГРН 1106193006721), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по делу N А53-24192/2022, установил следующее.
Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью СК "Флагман" (далее - общество) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о страховом стаже по форме СЗВ-СТАЖ и сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в сумме 22 тыс. рублей.
Решением суда от 29.09.2022 (резолютивная часть от 16.09.2022), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.11.2022, суд взыскал с общества в пользу фонда штрафные санкции в сумме 11 тыс. рублей за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за февраль - апрель, июнь - июль 2020 года, август 2020 года, декабрь 2020 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал, распределил судебные расходы.
В кассационной жалобе фонд просит отменить указанные судебные акты, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Податель кассационной жалобы полагает, что поскольку форма СЗВ-М "исходная" за декабрь 2020 год представлена с нарушением срока. Вопрос об освобождении общества от ответственности в связи с самостоятельным исправлением ошибки (представление формы СЗВ-М "дополняющая") за указанный период рассматриваться не мог, поскольку, представив сведения с нарушением срока на 7 застрахованных лиц, общество неправомерно несет ответственность за непредставление сведений в срок только на 6 застрахованных лиц.
Отзыв на кассационную жалобу общество в суд не представило.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационной жалобы и возражений относительно кассационной жалобы суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты проверяет в обжалуемой фондом части отказа во взыскании финансовых санкций по решению от 12.04.2022 N 071S19220008307 в размере 500 рублей.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 13 мая 2021 года фондом принято решение N 071S19210011430 о привлечении общества к ответственности на основании статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года в виде штрафа в размере 3 тыс. рублей.
17 января 2022 года после законодательно установленного срока общество представило "дополняющую" форму СЗВ-М за декабрь 2020 года на 1 застрахованное лицо, сведения на которое не были представлены в исходной форме.
12 апреля 2022 года фонд принял решение N 071S19220008307 о привлечении общества к ответственности на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года в виде штрафа в размере 500 рублей.
Поскольку добровольно общество задолженность по уплате штрафных санкций не погасило, фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон N 27-ФЗ.
Понятие индивидуального (персонифицированного) учета содержится в статье 1 Закона N 27-ФЗ, под которым понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из системного толкования приведенных норм следует, что состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, не образуют действия страхователя в случаях: представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений; самостоятельного выявления ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и представлении уточненных (исправленных) сведений о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, до выявления данной ошибки органом пенсионного фонда.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Сложившаяся правоприменительная практика исходит из того, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Верховным Судом Российской Федерации в определении от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017 выработан правоприменительный подход, согласно которому самостоятельное выявление страхователем ошибки до ее обнаружения пенсионным фондом, является реализацией своего права на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, что позволяет не применять к страхователю финансовые санкции, вне зависимости от того какая ошибка была исправлена страхователем - откорректированы ранее представленные сведения на застрахованное лицо, либо же представлены сведения на застрахованных лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Поскольку общество самостоятельно, выявив ранее допущенные ошибки, в установленном законом порядке устранило их, тем самым, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, суды правомерно не применили к обществу финансовые санкции.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности в размере 500 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2020 года.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, и потому не опровергают правильность выводов судов, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса).
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по делу N А53-24192/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из системного толкования приведенных норм следует, что состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, не образуют действия страхователя в случаях: представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений; самостоятельного выявления ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и представлении уточненных (исправленных) сведений о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, до выявления данной ошибки органом пенсионного фонда.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
...
Верховным Судом Российской Федерации в определении от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017 выработан правоприменительный подход, согласно которому самостоятельное выявление страхователем ошибки до ее обнаружения пенсионным фондом, является реализацией своего права на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, что позволяет не применять к страхователю финансовые санкции, вне зависимости от того какая ошибка была исправлена страхователем - откорректированы ранее представленные сведения на застрахованное лицо, либо же представлены сведения на застрахованных лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2023 г. N Ф08-14591/22 по делу N А53-24192/2022