г. Краснодар |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А18-1450/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Южная строительная компания" (ОГРН 1090603000102, ИНН 0603283831), ответчика - Министерства строительства Республики Ингушетия (ОГРН 1140608000060, ИНН 0608026500), третьих лиц: государственного унитарного предприятия "Управление капитального строительства", акционерного общества энергетики и электрификации "Ингушэнерго", государственного унитарного предприятия "Водоканал г. Назрань", администрации г. Назрань, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южная строительная компания" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2023 по делу N А18-1450/2022, установил следующее.
ООО "Южная строительная компания" (далее - общество), ссылаясь на статью 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением о признании права собственности на следующие объекты:
- блочные трансформаторные подстанции 2БКТП-1000/10/0,4 - 8 штук;
- кабель силовой на напряжение 10000 Вт общей протяженностью 2690 м;
- труба напорная Д=100 общей протяженностью 1915,5 м;
- гидранты пожарные - 7 шт;
- колодцы Д=1-м - 16 шт;
- камера водопроводная 0,3x9 мм - 1 шт;
- канал КЛ 100x35 общей протяженностью 60 м;
- труба канализационная Д=160 мм общей протяженностью 1131, 2 м;
- труба канализационная Д=200 мм общей протяженностью 131,3 м;
- труба канализационная Д=300 мм общей протяженностью 489,85 м;
- опора несиловая фланцевая НФГ-8,0-02-ц (ТАНС. 12.036.000) - 112 шт;
- светильник люминесцентный - 112 шт;
- кабель гибкий с ПВХ изоляцией с медными жилами, напряжением до 660 В, сечение 3x2,5 мм NYM-J-0,66 общей протяженностью 1142,4 м;
- кабель силовой напряжением 0,66 кВт (ГОСТ 16442-80) марки АВБбШв 5 жильный сечением 3x2.5 мм общей протяженностью 2 121,6 м;
- кабель силовой напряжением 0,66 кВт (ГОСТ 16442-80) марки АВБбШв 5 жильный сечением 6 мм общей протяженностью 2121,6 м;
- железобетонная опора - 6 шт;
- провода самонесущие изолированные для воздушных линий электропередачи с алюминиевыми жилами марки СИП-2 3x16+1x25-0,6/1,0;
- трансформатор 630/10-У 1 (далее - спорные объекты).
К участию в дело в качестве третьих лиц привлечены администрация г. Назрань (далее - администрация), ГУП "Управление капитального строительства" (далее - управление), АО энергетики и электрификации "Ингушэнерго" (далее - компания), ГУП "Водоканал г. Назрань" (далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15.08.2022 исковые требования удовлетворены.
Определением от 15.12.2022 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) для рассмотрения дел судом первой инстанции, поскольку суд первой инстанции фактически рассмотрел спор о праве в особом производстве.
Судом апелляционной инстанции установлено, что требования общества вытекают из государственного контракта от 31.12.2014 N 09/14-ФЦП, сторонами которого являются общество и Министерство строительства Республики Ингушетия (далее - министерство).
Определением от 15.12.2022 апелляционный суд привлек министерство к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
30 января 2023 года по ходатайству общества министерство привлечено к участию в дело в качестве ответчика.
Постановлением апелляционного суда от 10.03.2023 в удовлетворении исковых требований общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить апелляционное постановление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Общество указывает, что обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности на спорные объекты, поскольку построило их за свой счет, признание права собственности в судебном порядке необходимо для последующей постановки этих объектов на государственный кадастровый учет.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установил апелляционный суд, по итогам электронного аукциона N 0114200000114001691, 31.12.2014 министерство (заказчик) и общество (подрядчик) заключили государственный контракт N 09/14-ФЦП (далее - контракт), по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства выполнить работ по строительству объекта "Строительство жилых домов в жилых образованиях в северо-западном микрорайоне г. Назрань и с. Яндаре Назрановского района для жилищного обустройства вынужденных переселенцев на территории Республики Ингушетия. Строительство жилых домов в жилом образовании, в Северо-Западном микрорайоне г. Назрань (жилой дом N 5)" и сдаче его в эксплуатацию.
Согласно пункту 1.2 контракта подрядчик принял обязательство выполнить все работы по контракту собственными и привлеченными силами на свой страх и риск в соответствии с прилагаемой проектно-сметной документацией с учетом возможных изменений объема работ.
Цена контракта определена сторонами в пункте 2.1 контракта и составила 589 510 780 рублей за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
04 марта 2017 года стороны подписали акт приемки законченного строительством объекта.
Общество указало, что за счет собственных средств произвело строительство спорных объектов, необходимых для эксплуатации многоквартирных домов, при этом проектной документацией не предусматривалось их строительство.
Отказывая в иске, апелляционный суд обоснованно исходил из того, что общество не может быть признано собственником спорных объектов, поскольку фактически оно производило строительство имущества, представляющего собой объекты инженерной инфраструктуры и предназначенного для эксплуатации многоквартирных домов, не для себя (статья 218 Гражданского кодекса); данные объекты самостоятельного хозяйственного назначения не имеют; созданы обществом в рамках исполнения государственного контракта от 31.12.2014 N 09/14-ФЦП, заказчиком по которому выступало Министерство строительства Республики Ингушетия.
Кроме того, основания для признания в судебном порядке права собственности на недвижимое имущество, созданное после 1998 года, отсутствуют в силу принципа внесения, согласно которому право собственности на такое имущество возникает с момента государственной регистрации в ЕГРН (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса).
До внесения соответствующей записи в реестр право собственности на вновь созданное имущество, подлежащее государственной регистрации, не возникает, поэтому не может быть признано в судебном порядке.
Таким образом, лицо, считающее себя собственником вновь созданного недвижимого имущества, в целях возникновения у него права собственности на такое имущество должно в установленном законом порядке обратиться с соответствующим заявлением в регистрирующий орган.
Отказ в государственной регистрации прав на имущество могут быть оспорен в суде (пункт 8 статьи 8.1 Гражданского кодекса).
С учетом изложенного суд апелляционного инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2023 по делу N А18-1450/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в иске, апелляционный суд обоснованно исходил из того, что общество не может быть признано собственником спорных объектов, поскольку фактически оно производило строительство имущества, представляющего собой объекты инженерной инфраструктуры и предназначенного для эксплуатации многоквартирных домов, не для себя (статья 218 Гражданского кодекса); данные объекты самостоятельного хозяйственного назначения не имеют; созданы обществом в рамках исполнения государственного контракта от 31.12.2014 N 09/14-ФЦП, заказчиком по которому выступало Министерство строительства Республики Ингушетия.
Кроме того, основания для признания в судебном порядке права собственности на недвижимое имущество, созданное после 1998 года, отсутствуют в силу принципа внесения, согласно которому право собственности на такое имущество возникает с момента государственной регистрации в ЕГРН (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса).
...
Отказ в государственной регистрации прав на имущество могут быть оспорен в суде (пункт 8 статьи 8.1 Гражданского кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июля 2023 г. N Ф08-5848/23 по делу N А18-1450/2022