г. Краснодар |
|
06 июля 2023 г. |
Дело N А63-15395/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2023года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антоновым А.Г., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края (судья Ермилова Е.В.), от заявителя - Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края - Кудряшовой Е.В. (доверенность от 10.01.2023), от заинтересованного лица, - общества с ограниченной ответственностью "Городская поликлиника N 9" - Кравченко Д.Б. (генеральный директор - главный врач, полномочия подтверждены), Швец А.А. (доверенность от 12.08.2022), Губко В.О. (доверенность от 12.08.2022), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023 по делу N А63-15395/2022, установил следующее.
Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Городская поликлиника N 9" (далее - общество) о взыскании гранта в сумме 299 302 рублей 14 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю (далее - казначейство).
Решением от 26.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.03.2023, суд отказал в удовлетворении требования. Судебные акты мотивированы отсутствием оснований для возврата полученного обществом гранта.
В кассационной жалобе министерство просит отменить указанные судебные акты, полагая, что общество допустило нецелевое использование бюджетных средств, полученных в рамках пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. По мнению общества, ни один из доводов министерства, свидетельствующий, по его мнению, о нецелевом расходовании денежных средств обществом, не является документально подтвержденным и, основанным на нормах права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей министерства и общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, министерство и общество заключили соглашение от 05.10.2021 N 30-2021-02994 о предоставлении из бюджета Ставропольского края гранта в форме субсидии (далее - соглашение), предметом которого является предоставление частной медицинской организации (получателю) из бюджета Ставропольского края в 2021 году гранта в форме субсидии на оказание в течение 12 месяцев медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимися гражданами Российской Федерации, проживающим на территории Ставропольского края.
Министерство предоставило обществу грант на финансирование обеспечения затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению N 1 к соглашению (пункт 1.2 соглашения) в размере 14 261 500 рублей, из расчета 14 386 рублей 40 копеек на одного человека (82 человека), перечислив денежные средства на расчетный счет общества.
В результатам документарной проверки в отношении общества по вопросу соблюдения порядка, целей и условий предоставления гранта, министерство составило акт от 15.04.2022, согласно которому, выявлено нарушение в части расходования обществом средств гранта на сумму 299 302 рубля 14 копеек, а также установлен необоснованный доход общества в размере 36 304 рублей 54 копеек, в результате нарушения статьи 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Обществу предложено возвратить необоснованно расходованные средства гранта на расчетный счет в ПАО "Сбербанк", а необоснованно полученный доход (36304 рубля 54 копейки) возвратить в бюджет Ставропольского края.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и, руководствуясь статьями 28, 34, 38, 162, 236, пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1915 "О реализации в субъектах Российской Федерации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданам Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности" (далее - постановление N 1915), разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", постановлением Правительства Ставропольского края N 421-п от 25.08.2021 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Ставропольского края грантов в форме субсидий на оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, проживающим на территории Ставропольского края, в том числе в сельской местности, частным медицинским организациям" (далее - постановление N 421-п), в данном случае, сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного министерством требования.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 по делу N А56-43988/2008).
Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему правовому содержанию является ответственностью. При этом ответственность по своей природе является способом обеспечения исполнения обязательства и/или восстановления нарушенного права. Ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случаях, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.
Применение к получателю гранта такой санкции как изъятие предоставленных бюджетных средств при достижении ответчиком приоритетных целей государственного финансирования не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
Проверяя правомерность всех пунктов представления, касающихся возврата бюджетных средств ввиду допущенных, по мнению министерства, получателем гранта нарушений в виде нецелевого использования бюджетных средств, полученных в рамках пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицами в возрасте 65 лет и старше, судебные инстанции установили следующее.
Согласно пункту 3.2.1 соглашения сумма гранта перечисляется на счет частной медицинской организации, открытый в Ставропольском отделении N 5230 ПАО Сбербанк г. Ставрополь, во исполнение которого денежные средства перечислены обществу на счет в указанном банке. Платежным поручением N 428 от 08.11.2021 общество перевело сумму гранта на принадлежащий ему счет в АО "Альфа-Банк". Проанализировав указанное обстоятельство, суды пришли к выводу о том, что перечисление средств гранта на расчетный счет общества в АО "Альфа-Банк" произведено в целях обеспечения прозрачности движения и расходования денежных средств при отсутствии запрета (ограничения) о возможности указанных денежных средств на ином расчетном счете общества, в том числе в ином банке.
Довод министерства о нецелевом расходовании денежных средств в размере 5 970 рублей в оплату суммы комиссии по обслуживанию расчетного счета являлся предметом исследования судами и правомерно отклонен, поскольку банковская комиссия представляет собой один из видов доходов коммерческого банка и в соответствии с положениями статьи 851 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. Министерством не представлены в материалы дела доказательства об отсутствии расходов или несения обществом меньших затрат по обслуживанию расчетного счета в ПАО "Сбербанк".
Как следует из акта проверки от 15.04.2022, общество понесло расходы, не относящиеся к осуществлению медико-социальных услуг в соответствии с предметом соглашения: из них 179 859 рублей расходов на закупку реагентов для лаборатории, 67 571 рубль 62 копеек расходов на услуги по проведению исследований, испытаний медоборудования и текущему ремонту дистиллятора. При исследовании указанного обстоятельства, суды установили, что сотрудниками общества, по назначению врачей медицинской организации государственного автономного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Городская поликлиника N 3" (далее - поликлиника N 3), проводились соответствующие исследования в отношении лиц в возрасте 65 лет и старше, являющихся участниками пилотного проекта, в рамках заключенного с министерством соглашения. Суды проанализировали индивидуальные дневники пациентов и установили, что клинические и биохимические исследования биоматериала пациентов проводились в различные временные промежутки, в течение всего времени действия соглашения, по соответствующим назначениям, за подписью врачей поликлиники N 3.
Суды установили, что в соответствии с правилами реализации в субъектах Российской Федерации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности, утвержденного постановлением N 1915, обществом проведен ряд клинических и биохимических исследований, направленных на реализацию целей гранта, что, в свою очередь, подтверждает обоснованность расходования денежных средств гранта на закупку реагентов для лаборатории, проведение испытаний медицинского оборудования, используемого при проведении исследования биоматериала, а также на ремонт дистиллятора.
Доводы министерства относительно расходов, не относящихся, по его мнению, к осуществлению медико-социальных услуг в виде оплаты обществом услуг по обращению с ТКО в размере 4085 рублей 52 копеек, программному обеспечению 1С в размере 33 816 рублей, охрану гаражей в размере 8 тыс. рублей также исследованы судами первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены ими. Не приняв довод министерства, в частности, о нецелевом расходовании денежных средств, выделенных в виде гранта на оплату аренды гаражей для автотранспорта в сумме 8 тыс. рублей (0, 57% от общей суммы расходов), суды учли, что в соответствии с условиями соглашения все медико-социальные услуги для лиц в возрасте 65 лет и старше, в рамках пилотного проекта, оказывались обществом на дому, чем и обусловлена необходимость использования служебного автотранспорта. Документально данный вывод министерство не опровергло.
Судебные инстанции указали, что субсидия (полностью или в части) подлежит возврату в бюджет при нарушении получателем условий ее предоставления, тогда как ни в акте проверки, ни в требовании, ни в заявлении в суд министерство не привело доводы и доказательства нецелевого расходования средств гранта; обоснование позиции министерства сводится к перечислению определенных статей расходов ответчика, без ссылки на конкретную норму права, которая нарушена обществом, что недопустимо в рамках реализации положений статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Суды также отметили, что в соответствии с условиями соглашения, реализация пилотного проекта рассчитана на 12 календарных месяцев, однако, проверка, результаты которой стали основанием для подачи искового заявления, проведена министерством только за первые 4 календарных месяца действия соглашения, в связи с чем, выводы о расходовании средств гранта на обеспечение собственных нужд общества, необоснованы. На представленный обществом расчет затрат, в разрезе гранта и собственной финансово-хозяйственной деятельности, не связанной с реализацией пилотного проекта, министерство не представило аргументированные возражения или контррасчет. Доказательства обратного общество не представило.
С учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств суды пришли к выводу о том, что цели оказания государственной поддержки обществом достигнуты; соглашение исполнено обществом в полном объеме; срок действия соглашения истек; доказательства расходования средств гранта на иные цели, не связанные с реализацией соглашения, равно как и доказательства, подтверждающие наличие безусловных оснований для предъявления требования о возврате гранта министерство не представило.
Таким образом, установив непредставление министерством документальных доказательств неиспользования, нецелевого использования денежных средств, предоставленных обществу в качестве гранта, или недостижения целей соглашения о предоставления субсидии, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного министерством требования.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела, влияли бы на обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судебных инстанций.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены. Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023 по делу N А63-15395/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что в соответствии с правилами реализации в субъектах Российской Федерации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности, утвержденного постановлением N 1915, обществом проведен ряд клинических и биохимических исследований, направленных на реализацию целей гранта, что, в свою очередь, подтверждает обоснованность расходования денежных средств гранта на закупку реагентов для лаборатории, проведение испытаний медицинского оборудования, используемого при проведении исследования биоматериала, а также на ремонт дистиллятора.
...
Судебные инстанции указали, что субсидия (полностью или в части) подлежит возврату в бюджет при нарушении получателем условий ее предоставления, тогда как ни в акте проверки, ни в требовании, ни в заявлении в суд министерство не привело доводы и доказательства нецелевого расходования средств гранта; обоснование позиции министерства сводится к перечислению определенных статей расходов ответчика, без ссылки на конкретную норму права, которая нарушена обществом, что недопустимо в рамках реализации положений статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июля 2023 г. N Ф08-5871/23 по делу N А63-15395/2022