г. Краснодар |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А53-15714/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Тамахина А.В. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638) - Фарбазовой Р.П. (доверенность от 27.12.2021), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Сурмы Н.А. (доверенность от 30.05.2023), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 по делу N А53-15714/2022, установил следующее.
ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - порт) обратилось в арбитражный суд к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) с иском о взыскании 1 156 580 рублей штрафа за задержку подачи и уборки вагонов с железнодорожных путей необщего пользования.
Решением суда от 21.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.03.2023, иск удовлетворен; распределены судебные расходы на уплату государственной пошлины. Суды сочли правомерным привлечение железной дороги к ответственности, предусмотренной статьей 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав); оснований для снижения штрафа по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не установили.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт, которым отказать в иске либо снизить размер штрафа на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению подателя жалобы, расчет времени задержки уборки вагонов произведен без учета времени на передачу уведомления о завершении грузовой операции. По мнению заявителя, порт является ненадлежащим истцом, поскольку в рамках перевозки порожних вагонов не является стороной перевозочного процесса, поэтому право заявления соответствующих требований о взыскании штрафа в порядке статьи 100 Устава у порта отсутствует. Правоотношения сторон как перевозчика и грузополучателя (порта) прекращены выдачей груза. Уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке не содержат отметки об их получении представителем железной дороги. В материалах дела отсутствуют выписки из журнала книги уведомлений. Суды необоснованно отказали в удовлетворении ходатайства о снижении неустойки по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, порт и железная дорога заключили договор от 27.03.2017 N 325/2/498/17 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования порта, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги.
Согласно пункту 4 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению, с учетом интервалов подач, по заявкам истца. Заявка на подачу вагонов на выставочные железнодорожные пути передается портом приемосдатчику груза и багажа железной дороги с указанием времени подачи, количества и номеров вагонов.
В соответствии с пунктом 6 договора (в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 N 4) передача вагонов на пути необщего пользования порта производится по его заявке единовременно не более 30 вагонов и с интервалами подач, установленными по каждому району порта.
Порт подает железной дороге заявки на подачу вагонов на железнодорожные выставочные пути по истечении 2-х часов с момента прибытия вагонов, о прибытии которых он уведомлен. Заявка подается не менее чем за 2 часа до начала действия очередного интервала. Следующий интервал подачи исчисляется с момента фактической уборки таких вагонов портом с выставочных путей. Согласно пунктам 4 и 6 договора вагоны должны быть поданы по времени, указанному в заявке, но не ранее чем через 2 часа после получения заявки на подачу вагонов.
Порт указывает, что в апреле 2021 года задержаны к подаче на его выставочные пути 5116 вагона, простаивающих на станции Новороссийск по вине железной дороги. В связи с задержкой подачи груженых вагонов составлены акты общей формы, которые перечислены в расчете штрафа, представленном портом. Передача указанных вагонов ответчиком истцу подтверждается памятками приемосдатчика.
Пунктом 6 договора предусмотрено, что в случае задержки вагонов по причинам, зависящим от железной дороги, она несет ответственность в соответствии со статьей 100 Устава.
В соответствии с пунктом 9 договора (в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 N 4) готовые к уборке вагоны принимаются железной дорогой: с выставочных путей Центрального района ТНРС течение 2 часов 15 минут после получения железной дорогой уведомления порта о готовности вагонов к уборке, с путей Западного района 3-й пристани - в течение 3 часов 20 минут, с Восточного района - в течение 2 часов 45 минут после получения подобного уведомления.
В случае неприема железной дорогой вагонов с Восточного, Западного района и 3-й пристани в парки "Портовый" и "Восточный" станции для производства приемо-сдаточных операций, а также неприема вагонов с выставочных путей Центрального района, ТНРС в парки "Портовый", "Нижний" станции на время задержки составляется акт общей формы, время задержки готовых к уборке вагонов исключается из оплачиваемого времени пользования вагонами, ответчик несет ответственность перед истцом в соответствии со статьей 100 Устава.
На готовые к уборке порожние вагоны порт подал уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, однако вагоны убраны железной дорогой с задержкой. В апреле 2021 года задержана уборка 2 779 вагонов с железнодорожного пути необщего пользования порта.
В соответствии с пунктом 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), а также пунктом 9 договора составлены акты общей формы, которые указаны в графе 2 расчетов штрафа, прилагаемых к исковому заявлению.
По факту задержки уборки вагонов порт начислил штраф с учетом принятия перевозчиком уведомления порта о готовности вагонов к уборке до момента уборки вагонов за вычетом нормативного времени уборки.
В связи с задержкой подачи и уборки вагонов порт предъявил железной дороге претензию о выплате штрафа, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения порта в арбитражный суд с иском.
В материалы дела не представлены все необходимые документы в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
Удовлетворяя иск, руководствуясь статьями 309, 329, 330, 785, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 100, 119 Устава, Правилами N 26, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив нарушение железной дорогой сроков уборки вагонов, суды пришли к выводу о наличии у порта права требовать уплаты штрафа за задержку подачи и уборки вагонов с железнодорожных путей необщего пользования. Расчет штрафа проверен судами и признан правильным, оснований для применения к заявленному размеру штрафа положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не установлено.
Довод железной дороги о том, что расчет времени задержки уборки вагонов произведен без учета времени на передачу уведомления о завершении грузовой операции, рассмотрен судами обеих инстанций и отклонен как основанный на неверном понимании норм материального права и условий договора.
Статьей 100 Устава предусмотрено начисление штрафа за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
В силу пункта 3.7 Правил N 26 сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
В пункте 9 договора (в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 N 4) стороны согласовали, что готовые к уборке вагоны принимаются железной дорогой с выставочных путей Центрального района, ТНРС в течение 2.2 часа (2 часа 15 минут);
с путей Западного района 3-й пристани в течение 3.3 часа (3 часа 20 минут); с Восточного района в течение 2.7 часа (2 часа 45 минут) после получения железной дорогой уведомления от порта о готовности вагонов к уборке.
Из указанных норм права и буквального толкования пункта 9 договора следует, что стороны согласовали срок на уборку вагона с учетом технологии работы станции (пути необщего пользования) и момента передачи уведомления о завершении грузовой операции. Согласовывая такой срок, стороны договора определили его по своему усмотрению, что не противоречит действующему законодательству (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что по факту задержки уборки вагонов порт начислил штраф исходя из периода с момента принятия железной дорогой уведомления порта о готовности вагонов к уборке до момента уборки вагонов за вычетом нормативного времени уборки.
Таким образом, в силу условий договора согласованный сторонами срок на уборку вагона включает в себя, в том числе, 2 часа после получения уведомления.
При этом железная дорога не представила доказательств того, что с момента поступления уведомлений от порта приступила к уборке вагонов своевременно.
Довод железной дороги о том, что статья 100 Устава не может быть применена, поскольку у истца отсутствует право на предъявление ответчику требований, основанных на положениях указанной нормы, не принимается судом округа. Спорным договором предусмотрено, что обслуживание железнодорожного пути необщего пользования владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивами владельца. Согласно пункту 9 договора о готовности вагонов к уборке владелец передает уведомление. В случае неприема перевозчиком вагонов с Восточного, Западного района и 3-й пристани в парки "Портовый" и "Восточный" станции для производства приемо-сдаточных операций, а также неприема вагонов с выставочных путей Центрального района, ТНРС в парки "Портовый", "Нижний" станции, на время задержки составляется акт общей формы либо произвольной формы.
Порядок возврата вагонов определен пунктами 1.9 и 2.9 утвержденной портом и согласованной железной дорогой Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования истца, примыкающих к станции "Новороссийск" Северо-Кавказской железной дороги от 05.10.2017 (далее - Инструкция).
Установленный в Инструкции порядок предусматривает невозможность самостоятельного выезда локомотива владельца на выставочные пути. Все действия истца по перестановке вагонов осуществляются по разрешающему показанию маневрового светофора с пути выезда, указанию дежурного по посту ЭЦ-3, переданному по радиосвязи.
Учитывая положения Инструкции, приемо-сдаточные операции по возврату порожних вагонов осуществляются на выставочных путях; без получения согласия железной дороги порт не может вернуть порожние вагоны на станционные пути. При этом у порта имеется законный интерес в своевременном исполнении перевозчиком обязанности подачи таких вагонов с пути необщего пользования на станционные пути, поскольку длительная занятость путей необщего пользования исключает для него возможность нормального осуществления и планирования своей деятельности, использования указанных путей для приема и возврата иных вагонов.
Кроме того, стороны в договоре согласовали применение неустойки, предусмотренной статьей 100 Устава.
Материалами дела подтверждается факт уборки и подачи вагонов, по каждому случаю нарушения сроков уборки и подачи вагонов составлены акты общей формы. Нарушение сроков уборки подтверждается памятками приемосдатчика, подписанными представителями сторон, а также уведомлениями порта.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно признали обоснованными требования о взыскании 1 156 580 рублей штрафа.
Рассмотрев ходатайство железной дороги о снижении неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, оценив вопрос о ее соразмерности последствиям нарушения, суды не нашли оснований для ее уменьшения, применив положения пунктов 75, 77 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств". Суды сочли, что в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации железной дорогой не доказан факт явной несоразмерности суммы неустойки последствиям нарушения обязательства.
Несогласие ответчика с отсутствием оснований для уменьшения неустойки в размере, заявленном истцом, не является нарушением судами норм материального права.
Определение конкретного размера неустойки (пени, штрафа) с целью установления баланса между начисленной неустойкой и последствиями нарушения обязательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем ссылка заявителя на несогласие с размером взысканной неустойки не может быть принята во внимание.
Судебные акты содержит оценку доказательств и доводов лиц, участвующих в рассмотрении спора, в обоснование их требований и возражений, раскрытых в ходе судебного разбирательства.
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 по делу N А53-15714/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
А.В. Тамахин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод железной дороги о том, что статья 100 Устава не может быть применена, поскольку у истца отсутствует право на предъявление ответчику требований, основанных на положениях указанной нормы, не принимается судом округа. Спорным договором предусмотрено, что обслуживание железнодорожного пути необщего пользования владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивами владельца. Согласно пункту 9 договора о готовности вагонов к уборке владелец передает уведомление. В случае неприема перевозчиком вагонов с Восточного, Западного района и 3-й пристани в парки "Портовый" и "Восточный" станции для производства приемо-сдаточных операций, а также неприема вагонов с выставочных путей Центрального района, ТНРС в парки "Портовый", "Нижний" станции, на время задержки составляется акт общей формы либо произвольной формы.
...
Учитывая положения Инструкции, приемо-сдаточные операции по возврату порожних вагонов осуществляются на выставочных путях; без получения согласия железной дороги порт не может вернуть порожние вагоны на станционные пути. При этом у порта имеется законный интерес в своевременном исполнении перевозчиком обязанности подачи таких вагонов с пути необщего пользования на станционные пути, поскольку длительная занятость путей необщего пользования исключает для него возможность нормального осуществления и планирования своей деятельности, использования указанных путей для приема и возврата иных вагонов.
Кроме того, стороны в договоре согласовали применение неустойки, предусмотренной статьей 100 Устава."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июля 2023 г. N Ф08-5674/23 по делу N А53-15714/2022