Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 ноября 2003 г. N КА-А40/8971-03
Общество с ограниченной ответственностью "Интернешнл Петролиум Сервис" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 18 по ВАО г. Москвы (далее - ИМНС N 18) от 15.05.03 N 0010511/10.
Решением от 02.07.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.08.03, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением суда, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить, т.к. ст. 1 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не рассматривает отсутствие соединения контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) с топливно-раздаточной колонкой (далее - ТРК) в качестве нарушения и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ.
В отзыве на жалобу налоговая инспекция возражала против ее удовлетворения, считая обжалованные акты суда первой и апелляционной инстанции соответствующими законодательству.
В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель налоговой инспекции настаивал на ее отклонении по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене принятых по делу судебных актов по следующим основаниям.
Постановлением от 15.05.03 N 0010511/10 ИМНС N 18 признала ООО "Интернешнл Петролиум Сервис" нарушившим решение ГМЭК от 27.12.95, ст. 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и на основании ст. 14.5 КоАП РФ назначила обществу административное наказание в виде штрафа в размере 30000 руб. В качестве нарушения признан факт отсутствия соединения ККМ с топливно-раздаточной колонкой.
Отказывая в признании незаконным данного постановления, Арбитражный суд г. Москвы исходил из того, что общество нарушило технические требования к электронным ККМ для осуществления денежных расчетов с населением в сфере торговли нефтепродуктами и газовым топливом, установленные решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (протокол от 10.11.94 N 14). Суд указал, что задание дозы отпуска нефтепродуктов, поступающее не с ККМ, а с иных устройств ввода, в т.ч. с функциональной клавиатуры КУ ТРК, не допускается. В связи с чем признал, что осуществление денежных расчетов с населением с применением ККМ, на которой отсутствует сопряжение между кассовым аппаратом и контролером управления топливно-разделочной колонки является нарушением установленных техническими требованиями правил и правомерно расценено налоговым органом как неприменение ККМ.
В соответствии со ст. 1 вышеназванного Закона денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями, в т.ч. физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Статьей 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой машины.
Объективную сторону данного правонарушения составляет противоправное бездействие организаций и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг.
В акте проверки и протоколе об административном правонарушении зафиксировано, что при продаже бензина на принадлежащей ООО "Интернешнл Петролиум Сервис" автозаправочной станции была применена ККМ, чек пробит и выдан покупателю.
Отсутствие системной связи ККМ с контролером управления топливно-раздаточной колонки не образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.5 КоАП РФ.
Контрольно-кассовая машина, не применяющая прикладные программы, рассматривается п. 8 Положения по применению контрольно-кассовых машин как неисправная. Данное нарушение не может квалифицироваться как неприменение ККМ.
При таких обстоятельствах вывод суда, первой и апелляционной инстанции о правомерном привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ не соответствует, требованиям действующего законодательства. В связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отменеме с вынесением нового решения об удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 02.07.03 и постановление апелляционной инстанции от 22.08.03 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-20628/03-94-216 отменить.
Признать незаконным и полностью отменить постановление ИМНС РФ N 18 по ВАО г. Москвы от 15.05.03 N 0010511/10.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2003 г. N КА-А40/8971-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст постановления в извлечениях и тезиса к нему опубликован в журнале "Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2004 г., N 2