• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июля 2023 г. N Ф08-6006/23 по делу N А53-34188/2022

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Установив, что спорная закупка по объекту: "Строительство автомобильной дороги "Западная хорда" от а/д А-280 Ростов-на-Дону - Таганрог до моста через реку Дон на Западном обходе (ул. Всесоюзная - Западное шоссе) (1 этап) (Этап 1.1)", стоимостью 1,34 млрд. рублей включает в себя виды работ (согласно КД), которые охватываются понятием "подготовительные работы"; при формировании извещения о конкурсе заказчиком учитывалось данное обстоятельство (код позиции по КТРУ (ОКПД2) 42.11.20.100), а также наличие у участника закупки СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства не ниже уровня предложения (свыше 500 млн), суды указали, что ограничение в 600 млн. рублей, введенное заказчиком, при достаточно жестких требованиях к участнику (СРО свыше 500 млн рублей опыт в строительстве в размере 30% от НМЦК) позволило обеспечить привлечение максимально большого круга потенциальных участников для проведения подготовительных работ; установленный уровень детализирующего критерия стимулирует участников закупки к снижению цены в связи с широким кругом потенциальных участников, чем достигается основная цель Закона о контрактной системе. Установив указанные обстоятельства, сославшись на Положение, судебные инстанции сделали вывод о незаконности оспариваемого обществом решения управления в части вывода о нарушении заказчиком пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, согласно которому при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

При этом судебные инстанции не оценили довод ФАС России о том, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 регламентировано установление дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а не порядок оценки заявок. Не получил оценку и довод ФАС России о том, что установленный заказчиком порядок оценки делает невозможным выявление наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что идет в противоречие с целями и принципами, заложенными в Положении, а именно, нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объёмы выполнения работ которых отличаются в два и более раз, а также саму процедуру конкурса, прекращая её в аукцион, поскольку в данном случае по нецелевому критерию в целях получения максимального балла достаточно представить один договор на сумму 600 млн. рублей, в то время как это несопоставимо с объявленной начальной (максимальной) ценой контракта в 1, 3 млрд. рублей, а оценивается именно опыт участника закупки, следовательно, в таком конкурсе конкурировать возможно только по ценовым предложениям, что является аукционом по своей сути, тогда как под конкурсом понимается конкурентная процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя), где победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, под которыми кроме цены понимается, в том числе, квалификация такого участника.

Кроме того, обоснованно сославшись на определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2019 N 307-ЭС 19-12629, от 21.02.2020 N 303-ЭС19-20549 и, указав, что механизм защиты прав участников закупки должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки, и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов, состоящих в удовлетворении государственных (муниципальных) нужд, суды не оценили довод ФАС России и не указали, со ссылками на конкретные доказательства, каким образом и какое право общества в данном случае нарушено оспариваемым им решением ФАС России.

При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные акты в части признания недействительным решения управления от 23.09.2022 по делу N 22/44/99/216 в части выводов о ненадлежащим образом установленном порядке рассмотрения и оценки заявок по детализирующему показателю критерия (пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, являются недостаточно обоснованными и подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области."