г. Краснодар |
|
19 июля 2023 г. |
Дело N А53-40284/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Тамахина А.В., при участии от ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6166096594, ОГРН 1156196063352) - Крутько Е.В. (доверенность от 04.10.2022) и Хохулиной Л.М. (доверенность от 04.10.2022) (после перерыва), от ответчика - Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) - Крутько Е.В. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "УК Первомайский", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационнотелекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2023 по делу N А53-40284/2022, установил следующее.
ООО "Управляющая компания "Первомайский"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - министерство), федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, (далее - учреждение) с требованием о взыскании 403 877 рублей 91 копейки задолженности по расходам на содержание, текущее обслуживание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, 39 958 рублей 23 копеек пеней, 30 тыс. рублей судебных расходов по оплату услуг представителя. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации для исполнения денежных средств, произвести взыскание с Министерства обороны Российской Федерации (уточненные требования).
Решением от 07.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.04.2023, в пользу общества взыскано 403 877 рублей 91 копейка задолженности по расходам на содержание, текущее обслуживание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, 39 958 рублей 23 копеек пеней, 15 тыс. рублей судебных расходов по оплату услуг представителя, 11 877 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В возмещении остальной части судебных издержек отказано.
В кассационной жалобе министерство, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что учреждение является ненадлежащим ответчиком, поскольку встроенное административное здание, расположенное по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. Пановой, д. 32, передано ЖЭ (ЮО N 1 - филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации). Суды не учли, что оплата коммунальных услуг не входит в полномочия учреждения. Общество не представило доказательства направления счетов на оплату ответчику и министерству, в связи с чем начисление пеней за просрочку оплаты ресурса неправомерно.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представители ответчиков поддержали доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить судебные акты.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пановой, д. 32 на основании протокола общего собрания собственников помещений и лицензии от 26.11.2015 N 377 (приказ ГЖИ РО N 1012-Л от 22.08.2017 о внесении изменений в реестр лицензий).
Согласно данным ЕГРН спорные помещения в многоквартирном доме N 32 по ул. Пановой в г. Ростов-на-Дону находятся в собственности министерства и в оперативном управлении учреждения.
Как установлено в рамках дела N А53-10494/2021 решением общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома N 32 по ул. Пановой в г. Ростове-на-Дону, оформленным протоколом от 07.06.2017 N 2, выбрана форма управления жилым домом - управление управляющей организацией - обществом, а также установлен размер платы за "Содержание и ремонт жилого помещения" - 16 рублей 07 копеек и отдельно "Вывоз мусора" - 3 рубля 14 копеек.
Из буквального толкования указанных правовых норм, а также из части 5 статей 46, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует обязательность для всех собственников жилых/нежилых помещений в многоквартирном доме решения общего собрания этих собственников, принятого в установленном порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания. Это решение обязательно и для тех собственников, которые в том числе не участвовали в голосовании.
Согласно приказу от 22.08.2017 ГЖИ РО N 1012-Л о внесении изменений в реестр лицензий, многоквартирный жилой дом N 32 по ул. Пановой в г. Ростове-на-Дону включен в лицензию общества 22.08.2017.
С 01.03.2021 по 01.03.2022 общество выполняло работы по содержанию и текущему ремонту в многоквартирном доме, расположенном по адресу:
г, Ростов-на-Дону, ул. Пановой, д. 32.
Согласно расчету общества, задолженность составила 403 877 рублей 91 копейка.
Обществом направлены претензии ответчикам с требованием оплатить задолженность, которые оставлены без ответа и финансового удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды первой и апелляционной инстанций применили к спорным правоотношениям статьи 12, 210, 216, 249, 296, 298, 299, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, и установили, что в спорный период названные помещения находились в собственности Российской Федерации, право оперативного управления за учреждением зарегистрировано 02.08.2019, это подтверждается выпиской из ЕГРН от 31.07.2019. Общество с 01.10.2019 по 28.02.2021 оказало учреждению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на сумму 435 575 рублей 97 копеек. Поскольку помещения в спорный период были закреплены за учреждением на праве оперативного управления, бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме лежит на этом лице.
При расчете платы за содержание общего имущества и текущий ремонт общество применило тариф, утвержденный общим собранием собственников помещений многоквартирного дома. Расчет истца проверен и признан арифметически и методологически правильным, ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Довод министерства о том, что общество не вправе начислять неустойку в связи с невыставлением платежных документов, отклоняется судом кассационной инстанции.
Обязанность собственника (законного владельца) по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома возникает в силу наличия права собственности (права оперативного управления) на помещение в многоквартирном доме независимо от наличия договорных отношений либо актов выполненных работ, счетов и счетов-фактур.
Расчет платы за ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме осуществлялся с применением доступных для ответчика данных. Ответчик, действуя добросовестно, зная о наличии у него названных обязательств, мог самостоятельно рассчитать размер подлежащих внесению обществу платежей и произвести их в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки, как и в случае наличия затруднений в расчетах обратиться к истцу за получением счетов на оплату.
Учреждение не доказало невозможность внесения платежей, в том числе путем своевременного обращения к обществу.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции. Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2023 по делу N А53-40284/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций применили к спорным правоотношениям статьи 12, 210, 216, 249, 296, 298, 299, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, и установили, что в спорный период названные помещения находились в собственности Российской Федерации, право оперативного управления за учреждением зарегистрировано 02.08.2019, это подтверждается выпиской из ЕГРН от 31.07.2019. Общество с 01.10.2019 по 28.02.2021 оказало учреждению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на сумму 435 575 рублей 97 копеек. Поскольку помещения в спорный период были закреплены за учреждением на праве оперативного управления, бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме лежит на этом лице.
...
Расчет платы за ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме осуществлялся с применением доступных для ответчика данных. Ответчик, действуя добросовестно, зная о наличии у него названных обязательств, мог самостоятельно рассчитать размер подлежащих внесению обществу платежей и произвести их в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки, как и в случае наличия затруднений в расчетах обратиться к истцу за получением счетов на оплату."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июля 2023 г. N Ф08-5665/23 по делу N А53-40284/2022