г. Краснодар |
|
20 июля 2023 г. |
Дело N А20-4064/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Маркиной Т.Г. и Мацко Ю.В., без участия в судебном заседании конкурсного управляющего должника - общества с ограниченной ответственностью "Доверие" (ОГРН 1110718000612, ИНН 0702009396) - Кочесокова Залима Львовича, уполномоченного органа - Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (ОГРН 1040700231758), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу конкурсного управляющего должника - общества с ограниченной ответственностью "Доверие" - Кочесокова Залима Львовича на определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.03.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023 по делу N А20-4064/2021, установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Доверие" (далее - должник) Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - уполномоченный орган) обратилось в арбитражный суд с жалобой на действия (бездействия) конкурсного управляющего Кочесокова Залима Львовича.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ассоциация "Межрегиональная Северо-Кавказская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих ''Содружество''", ООО "Страховая компания ''Гелиос''", АО "Д2 Страхование", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике.
Определением от 15.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.05.2023, требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, в соответствии со статьей 228 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) у арбитражного управляющего отсутствует необходимость в опубликовании сведений в официальном издании (газете "КоммерсантЪ"). Конкурсным управляющим не пропущен срок давности предъявления в суд заявления о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника. Закон о банкротстве не содержит положений, предусматривающих обязанность арбитражного управляющего публиковать сведения в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства юридического лица. Арбитражным управляющим 06.03.2023 составлен финансовый анализ и заключение о наличии признаков преднамеренного банкротства должника. 12 декабря 2022 года конкурсным управляющим проведена инвентаризация имущества должника. Суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего об отложении судебного заседания.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу надлежит оставить без удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 15.10.2021 в отношении должника возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве). Решением от 09.06.2022 ООО "Доверие" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника, конкурсным управляющим утвержден Кочесоков Залим Львович.
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с жалобой на действия (бездействия) конкурсного управляющего.
Положениями части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусмотрено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Статьей 60 Закона о банкротстве предусмотрена возможность защиты прав и законных интересов конкурсных кредиторов путем обжалования конкретных действий (бездействий) арбитражного управляющего в целях урегулирования разногласий, восстановления нарушенных прав.
Основанием удовлетворения жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом факта несоответствия этих действий законодательству о банкротстве (неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей); факта несоответствия этих действий требованиям разумности и добросовестности; жалоба может быть удовлетворена только в случае, если вменяемыми неправомерными или недобросовестными или неразумными действиями (бездействием) нарушены права и законные интересы подателя жалобы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Пунктом 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве предусмотрено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан: анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 1049-р официальным изданием для публикации сведений о банкротстве является газета "Коммерсантъ".
На основании пункта 1 статьи 128 Закона о банкротстве опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 названного закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Суды установили, что конкурсный управляющий в нарушение статьи 128 Закона о банкротстве не опубликовал сведения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства в газете "КоммерсантЪ".
Ссылка конкурсного управляющего на статью 228 Закона о банкротства обоснованно отклонена. Согласно пункту 2 статьи 228 Закона о банкротстве конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона. Специальными правилами о банкротстве отсутствующего должника не исключается необходимость опубликования сведений о признании отсутствующего должника банкротом (пункт 3 статьи 28 Закона).
Одним из оснований для признания незаконными бездействия конкурсного управляющего уполномоченным органом указано на нарушение периодичности проведения собрания кредиторов в сроки, установленные пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве. Согласно указанной нормы Закона конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Таким образом, Закон о банкротстве гарантирует собранию кредиторов право на получение в установленный срок информации о финансовом состоянии должника и его имуществе в ходе конкурсного производства.
Периодичность проведения собраний, отличная от установленной пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве, собранием кредиторов должника не установлена.
Суды отметили, что с момента утверждения Кочесокова З.Л. конкурсным управляющим должника (09.06.2022) собрание кредиторов проводилось только 17.08.2022.
Судебные инстанции, установив по материалам дела нарушение конкурсным управляющим установленной законом периодичности проведения собраний, пришли к верному выводу о нарушении прав конкурсных кредиторов, в том числе уполномоченного органа, на получение информации о финансовом состоянии должника и на контроль за ходом процедуры банкротства.
В силу пункта 5 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 855 (далее - Временные правила), признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства.
Пунктом 8 Временных правил предусмотрено, что в ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.
По смыслу приведенных норм от правильности проведенного анализа зависят возможность пополнения конкурсной массы должника путем оспаривания сделок, привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, последующее удовлетворение требований кредиторов, сроки проведения конкурсного производства. Соответственно, результат проверки финансового состояния должника, наличия признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства может повлиять на права кредиторов в деле о банкротстве.
В соответствии с действующим законодательством о банкротстве целью процедуры конкурсного производства является пополнение конкурсной массы с последующим максимальным удовлетворением требований кредиторов за счет реализации имущества должника в сроки, установленные Законом о банкротстве, достижение данной цели возложено на конкурсного управляющего. Вместе с тем, в отсутствие конкретных сроков исполнения управляющим обязанностей по проведению анализа финансового состояния должника соответствующие действия должны быть осуществлены в разумные сроки.
Законом о банкротстве не установлен предельный срок проведения анализа финансового состояния, проверки наличия/отсутствия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства. Между тем с учетом установленной пунктом 2 статьи 124 Закона о банкротстве продолжительности конкурсного производства, составляющей шесть месяцев, возможности продления сроков лишь в исключительных случаях, конкурсный управляющий должен принять все возможные меры для реализации возложенных на него в процедуре конкурсного производства задач в пределах указанного периода времени. Учитывая ограниченные сроки на обращение в суд с заявлением об оспаривании сделок должника, несвоевременный анализ сделок должника может привести к пропуску срока на оспаривание сделок и, как следствие, к невозможности формирования конкурсной массы должника в целях ее реализации и погашения требований кредиторов как основной цели конкурсного производства.
Уполномоченный орган указал, что анализ финансового состояния должника, а также заключение о преднамеренном (фиктивном) банкротстве направлены ему конкурсным управляющим 14.03.2023, то есть после принятия арбитражным судом к производству жалобы уполномоченного органа на действия (бездействия) конкурсного управляющего.
Принимая во внимание приведенные выше нормы и разъяснения, а также конкретные обстоятельства настоящего дела, суды сделали правильный вывод о том, что в данном случае конкурсный управляющий допустил длительное бездействие по подготовке заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства, противоречащее целям конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника; включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.
Суды установили, что Кочесоков З.Л. не принял в ведение имущество должника, не провел его инвентаризацию в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, соответственно, не включил в ЕФРСБ сведения о результатах инвентаризации в течение трех рабочих дней с даты ее окончания. С ходатайством о продлении срока инвентаризации имущества конкурсный управляющий не обращался.
Суд округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы полагает, что выводы судов о признании незаконными оспариваемых действий (бездействия) соответствуют установленным ими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нормы права применительно к установленным обстоятельствам спора применены судами правильно. Судами дана надлежащая правовая оценка доводам жалобы на предмет соответствия оспариваемых действий (бездействия) конкурсного управляющего законодательству о банкротстве.
Доводы, приведенные конкурсным управляющим в кассационной жалобе (о несогласии с выводами судов, признавшими незаконными действия (бездействие) конкурсного управляющего), были предметом рассмотрения апелляционного суда, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, касаются несогласия с оценкой действий (бездействия) конкурсного управляющего судами и не могут быть приняты в качестве оснований для отмены либо изменения обжалуемых определения и постановления.
Довод о том, что суд необоснованно отклонил ходатайство об отложении судебного заседания, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку это не влияет на законность принятых судебных актов. В силу части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства является правом, но не обязанностью суда, если суд признает, что дело не может быть рассмотрено в данном судебном заседании. Кроме того, управляющий надлежаще извещен о начавшемся процессе. Определением суда от 03.02.2023 рассмотрение жалобы откладывалось по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего. Таким образом, у Кочесокова З.Л. было достаточно времени (с 20.12.2022 по 15.03.2023) для подготовки отзыва на жалобу уполномоченного органа и представления доказательств в обоснование своей позиции.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Предусмотренных статьей 288 Кодекса оснований (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене обжалуемых судебных актов) для отмены определения и постановления не усматривается.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.03.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023 по делу N А20-4064/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законом о банкротстве не установлен предельный срок проведения анализа финансового состояния, проверки наличия/отсутствия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства. Между тем с учетом установленной пунктом 2 статьи 124 Закона о банкротстве продолжительности конкурсного производства, составляющей шесть месяцев, возможности продления сроков лишь в исключительных случаях, конкурсный управляющий должен принять все возможные меры для реализации возложенных на него в процедуре конкурсного производства задач в пределах указанного периода времени. Учитывая ограниченные сроки на обращение в суд с заявлением об оспаривании сделок должника, несвоевременный анализ сделок должника может привести к пропуску срока на оспаривание сделок и, как следствие, к невозможности формирования конкурсной массы должника в целях ее реализации и погашения требований кредиторов как основной цели конкурсного производства.
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника; включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 июля 2023 г. N Ф08-7243/23 по делу N А20-4064/2021