г. Краснодар |
|
20 июля 2023 г. |
Дело N А32-47614/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В., при участии в судебном заседании, проводимом путем использования систем веб-конференции, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Джи Динамика" (ИНН 7804481441) - Кобяк Т.В. (доверенность от 13.03.2023), от ответчика - муниципального казенного учреждения г. Сочи "Управление капитального строительства" (ИНН 2320193429) - Авджьяна Р.С. (доверенность от 14.12.2022), в отсутствие третьего лица - муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Водоканал", извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джи Динамика" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2023 по делу N А32-47614/2021, установил следующее.
ООО "Джи Динамика" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства") (далее - учреждение) о взыскании 2 261 892 рублей 68 копеек задолженности по муниципальному контракту от 03.12.0219 N 147-П, а также 209 225 рублей 68 копеек неустойки с 03.04.2020 по 12.10.2021, с продолжением ее начисления по дату фактического исполнения обязательств в размере 1/300 действующей на дату оплаты долга ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, 5 тыс. рублей штрафа и 40 тыс. рублей расходов на оплату услуг представителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Водоканал" (далее - МУП г. Сочи "Водоканал").
Решением суда от 01.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.04.2023, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на то, что нарушение условий муниципального контракта ответчиком привело к невозможности организовать проведение государственной экспертизы проектной документации и получить результат работ. Разработанная и сданная заказчику проектная документация соответствует действующим на дату вынесения решения суда первой инстанции техническим условиям, поэтому имеет потребительскую ценность для заказчика, может быть использована им в дальнейшем.
В отзыве на жалобу учреждение просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон высказали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 03.12.2019 учреждение (муниципальный заказчик) и общество (исполнитель) заключили муниципальный контракт N 147-П, по условиям которого проектировщик обязуется в соответствии с контрактом и заданием на проектирование (приложение N 1) выполнить проектно-изыскательские работы по объекту "Водоснабжение застройки района "Благодать" (проектно-изыскательские работы, строительство"), а муниципальный заказчик - принять и оплатить результаты работ; срок выполнения работ - 300 дней с даты заключения контракта.
Цена контракта (стоимость работ) составляет 9 млн рублей (пункт 2.1 контракта).
Общество выполнило и предъявило учреждению работы, соответствующие первому и второму этапам работ. Учреждение приняло работы по акту сдачи-приемки выполненных работ от 13.01.2020 N 411/1 на сумму 3 499 595 рублей 40 копеек, по акту выполненных работ от 10.08.2020 N 411/2 - на сумму 423 990 рублей 99 копеек.
31 января 2020 года ответчику вручено уведомление (исх. N 0098) о сдаче работ по третьему этапу с приложенными документами (проектная документация в соответствии с накладной от 31.01.2020 N 411/2, акт сдачи-приемки выполненных работ на сумму 2 261 892 рублей 68 копеек - 5 экземпляров, накладная от 31.01.2020N 411/2 - 2 экземпляра).
Оплата выполненных проектировщиком и принятых муниципальным заказчиком работ производится не более чем в течение тридцати календарных дней с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ (приложение N 4) и акта сдачи-приемки результатов работ (приложение N 5) по итогам выполнения работ по контракту в соответствии с календарным графиком (пункты 2.4.2 - 2.4.5 контракта).
Оплата выполненных проектировщиком и принятых муниципальным заказчиком работ по этапам N 1 и 2 производится после завершения работ по указанным этапам на основании актов сдачи-приемки выполненных работ (приложение N 4) в соответствии с графиком финансирования (приложение N 6). Перечисление денежных средств за выполненные проектировщиком и принятые муниципальным заказчиком в установленном порядке работы производится муниципальным заказчиком на расчетный счет проектировщика не более чем в течение тридцати календарных дней с момента подписания сторонами актов сдачи-приемки выполненных работ (пункт 2.4.3 контракта).
Оплата выполненных проектировщиком и принятых муниципальным заказчиком работ по этапам N 3 и 4 производится после завершения работ по этапу N 4 на основании актов сдачи-приемки выполненных работ (приложение N 4) в соответствии с графиком финансирования (приложение N 6). Перечисление денежных средств за выполненные проектировщиком и принятые муниципальным заказчиком в установленном порядке работы производится муниципальным заказчиком на расчетный счет проектировщика, не более чем в течение тридцати календарных дней с момента передачи проектировщиком муниципальному заказчику положительного заключения государственной экспертизы и подписания сторонами актов сдачи-приемки выполненных работ (приложение N 4), но не позднее соответствующего финансового года в соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 2.4.4 контракта).
Окончательный расчет за результаты выполненных работ производится муниципальным заказчиком после завершения работ по этапу N 5 на основании акта сдачи-приемки выполненных работ (приложение N 4) и подписания сторонами акта сдачи-приемки результатов работ (приложение N 5) в соответствии с графиком финансирования (приложение N 6). Перечисление денежных средств за выполненные проектировщиком и принятые муниципальным заказчиком в установленном порядке работы производится муниципальным заказчиком на расчетный счет проектировщика не более чем в течение тридцати календарных дней с момента передачи проектировщиком муниципальному заказчику рабочей документации и иной необходимой документации, но не позднее соответствующего финансового года в соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 2.4.5 контракта).
Как указывает общество, учреждение не оплатило работы по третьему этапу, претензия от 20.08.2021 с требованием принять и оплатить выполненные работы оставлена без удовлетворения, в связи с чем исполнитель обратился в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
Спорные отношения регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Суды установили, что в подтверждение факта выполнения работ по контракту (в части третьего этапа) истец представил в материалы дела накладную от 31.01.2020 N 411/2 о передаче документации, акт сдачи-приемки выполненных работ на сумму 2 261 892 рублей 68 копеек.
Для выполнения принятых по контракту обязательств заказчиком были переданы исполнителю технические условия на подключение объекта к сетям водоснабжения от 20.10.2017, выданные МУП г. Сочи "Водоканал" сроком действия до 20.10.2020.
03 сентября 2020 года состоялось рабочее совещание с участием уполномоченных представителей сторон. В ходе рабочего совещания выявлено, что в соответствии с техническими условиями от 20.10.2017 отсутствует возможность подключения проектируемого объекта на подключение объекта "Водоснабжение застройки района "Благодать" (проектно-изыскательские работы, строительство)", расположенного по адресу заказчика, к коммунальным сетям водоснабжения МУП г. Сочи "Водоканал" (письмо от 23.09.2020 N 1456). По результатам проведения совещания приняты следующие решения: о подготовке МУП г. Сочи "Водоканал" совместно с учреждением новых технических условий на подключение объекта проектирования к коммунальным сетям водоснабжения МУП г. Сочи "Водоканал"; о рассмотрении обществом новых технических условий на предмет возможности выполнения проектных работ в соответствии с указанными в них требованиями; о принятии учреждением вынужденной приостановки в соответствии с письмом общества от 24.08.2020 N 1253.
Дополнительным соглашением от 10.11.2020 N 147-П-З по причине возникновения независящих от сторон обстоятельств, в связи с изменением технических условий на технологическое присоединение к сетям водоснабжения стороны приняли решение о приостановке работ по контракту с 30.10.2020. Пунктом 1.2 соглашения предусмотрено, что возобновление работ производится по письменному уведомлению заказчика.
28 февраля 2022 года МУП г. Сочи "Водоканал" выданы технические условия N 06.1.2/280222/71 сроком действия на три года.
02 марта 2022 года учреждение подготовило дополнительное соглашение о возобновлении работ по контракту и направило его вместе с техническими условиями обществу.
Однако работы по контракту общество не возобновило. В период приостановки муниципального контракта общество приняло решение от 23.08.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта (уведомление получено учреждением 02.09.2021). Вступившим в законную силу решением суда по делу N А32-18168/2022 установлено, что контракт расторгнут с 12.09.2021.
Суды указали, что общество, расторгнув контракт, просит взыскать денежные средства за проектную документацию, не получившую положительное заключение государственной экспертизы. В то же время проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий является обязательным в силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проектная документация не может быть утверждена застройщиком или заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации (пункт 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 38 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий").
Таким образом, проектная документация может быть использована заказчиком только в случае получения положительного заключения государственной экспертизы. Положительное заключение государственной экспертизы на разработанную проектную документацию и заключение о достоверности сметной стоимости является целью проведения всех работ по договору и необходимым элементом результата работ по спорному договору, достижение и передача которого обусловливают исполнение обществом обязательств в рамках договора и возникновение права на оплату работ. Договор на разработку проектно-сметной документации не может считаться исполненным, если работы выполнены в части и результат не достигнут, поскольку данная сделка направлена на достижение результата, пригодного для использования по назначению, включающего наряду с проектной документацией положительное заключение государственной экспертизы.
Оценив доказательства и пояснения сторон, руководствуясь положениями статей 746, 758, 760, 763, 766 и 768 Гражданского кодекса, учитывая, что проектная документация может быть использована заказчиком в случае получения положительного заключения государственной экспертизы и по условиям контракта (пункт 2.4.4) оплата работ по третьему и четвертому этапам производится только после завершения работ по четвертому этапу ("Прохождение государственной экспертизы"), однако выполнение данных работ не завершено, поскольку общество в отсутствие вины заказчика, что подтверждено, в том числе условиями дополнительного соглашения от 10.11.2020 N 147-П-З, отказалось от исполнения договора в одностороннем порядке, суды сделали обоснованный вывод о том, что спорные работы не имеют для заказчика потребительской ценности, не отвечают целевым и экономическим показателям муниципального контракта, фактически им не использованы, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют материалам дела, основаны на правильном применении норм права.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2023 по делу N А32-47614/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив доказательства и пояснения сторон, руководствуясь положениями статей 746, 758, 760, 763, 766 и 768 Гражданского кодекса, учитывая, что проектная документация может быть использована заказчиком в случае получения положительного заключения государственной экспертизы и по условиям контракта (пункт 2.4.4) оплата работ по третьему и четвертому этапам производится только после завершения работ по четвертому этапу ("Прохождение государственной экспертизы"), однако выполнение данных работ не завершено, поскольку общество в отсутствие вины заказчика, что подтверждено, в том числе условиями дополнительного соглашения от 10.11.2020 N 147-П-З, отказалось от исполнения договора в одностороннем порядке, суды сделали обоснованный вывод о том, что спорные работы не имеют для заказчика потребительской ценности, не отвечают целевым и экономическим показателям муниципального контракта, фактически им не использованы, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 июля 2023 г. N Ф08-6659/23 по делу N А32-47614/2021