г. Краснодар |
|
21 июля 2023 г. |
Дело N А32-55844/2022 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Афониной Е.И., рассмотрев без вызова истца - Министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2309053058, ОГРН 1032307165967), ответчика - государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубаньфармация" (ИНН 2310067376, ОГРН 1022301619339), кассационную жалобу Министерства здравоохранения Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023 по делу N А32-55844/2022, установил следующее.
Министерство здравоохранения Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к ГУП КК "Кубаньфармация" (далее - предприятие) о взыскании 240 254 рублей 82 копеек неустойки по государственному контракту на оказание услуг для государственных нужд от 28.02.2019 N 0318200063919000083.2019.64572 (475- ГУУ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением суда от 19.01.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.05.2023, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, судебные акты приняты с нарушением и неправильным применением норм права.
В отзыве на жалобу предприятие просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 28.02.2019 министерство (государственный заказчик) и предприятие (исполнитель) заключили государственный контракт N 0318200063919000083.2019.64572 (475- ГУУ; далее - контракт) на оказание услуг для государственных нужд, в соответствии с пунктом 1.1 которого исполнитель оказывает в 2019 году услугу, связанную с обращением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при оказании бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи на территории Краснодарского края, а также связанную с обращением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при оказании паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, взрослому населению и детям на территории Краснодарского края (далее - услуги) в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту).
Согласно пункту 2.1 контракта цена контракта (стоимость услуг) составляет 2 669 498 рублей, включая НДС 20% 444 916 рублей 33 копейки (или НДС не предусмотрен (в случае, если исполнитель в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации не облагается налогом на добавленную стоимость)).
22 ноября 2019 года стороны заключили дополнительное соглашение N 1 об изменении цены (цена контракта составляет 2 402 548 рублей 20 копеек).
В соответствии с пунктом 3.1 контракта оказание услуг исполнителем осуществляется планово, один раз в месяц с момента заключения контракта по 31.12.2019, в случае возникновения чрезвычайной (экстренной) ситуации - в течение одного дня с момента подачи заявки.
Министерство указывает, что предприятие нарушило исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, поскольку по контракту оказано в 2019 году услуг, связанных с обращением медицинской продукции, на сумму 2 082 426 рублей 15 копеек, сумма не оказанных услуг составляет 320 122 рубля 05 копеек.
Согласно пункту 6.3 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, взыскивается штраф в размере 10 % цены контракта (этапа) от цены контракта, определенном согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063" (далее - постановление N 1042).
Министерство указывает, что 10 % цены контракта составляет 240 254 рубля 82 копейки.
Поскольку предприятие в добровольном порядке сумму штрафа не оплатило, министерство обратилось в суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обоснованно руководствовались следующим.
Спорные правоотношения регулируются нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги.
В силу части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Разрешая спор, суды указали, что порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов утвержден Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" (действовавшим на момент заключения контракта), в соответствии с которым назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
31 декабря 2019 года на основании пункта 11.3 контракт расторгнут по соглашению сторон и в соответствии с пунктом 1 соглашения основанием для расторжения государственного контракта послужило отсутствие выписанных рецептов врачей (фельдшеров) медицинских организацией Краснодарского края. При этом в соглашении о расторжении государственного контракта не усматривается, что контракт расторгнут из-за виновных действий (неисполнения или ненадлежащего исполнения) ответчика (исполнителя).
Принимая во внимание, что расторжение государственного контракта не было вызвано неисполнением предприятием взятых на себя обязательств исполнителя, кредитор не был в какой-либо степени лишен того, на что был вправе рассчитывать при исполнении контракта, поскольку как указано в соглашении о расторжении, контракт расторгнут в связи с отсутствием выписанных рецептов врачей (фельдшеров) медицинских организацией Краснодарского края, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания штрафа, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении иска.
Основания для отмены либо изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023 по делу N А32-55844/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Разрешая спор, суды указали, что порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов утвержден Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" (действовавшим на момент заключения контракта), в соответствии с которым назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июля 2023 г. N Ф08-6005/23 по делу N А32-55844/2022