г. Краснодар |
|
24 июля 2023 г. |
Дело N А20-2528/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе: председательствующего судьи Конопатова В.В., судей Прокофьевой Т.В., Посаженникова М.В., при ведении протокола помощником судьи Витютневой Е.Д., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видео-конференц-связи с Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики, от заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики - Курмановой Т.М. (доверенность от 20.12.2022), в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Рамазанова Заудина Зулкарнеевича, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Рамазанова Заудина Зулкарнеевича на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.02.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2023 по делу N А20-2528/2022 по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Рамазанова Заудина Зулкарнеевича о признании незаконными отказа Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики в предоставлении гранта на развитие семейных ферм, а также о возложении обязанности рассмотреть заявку на предмет получения государственной услуги (грантов и субсидий), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Рамазанов Заудин Зулкарнеевич (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) со следующими требованиями: признать незаконным отказ в предоставлении гранта на развитие семейных ферм, изложенный в письме от 14.06.2022 N 21-05-17/3260; обязать министерство рассмотреть заявку на предмет получения государственной услуги (грантов и субсидий); признать незаконным решение конкурсной комиссии об отказе в допуске ко второму этапу конкурсного отбора; обязать конкурсную комиссии сформировать рабочую группу для присуждения бальной оценки согласно статье 25 постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31.05.2021 N 120-ПП "Об утверждении Порядка предоставления из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики грантов "Агропрогресс", грантов на развитие семейных ферм и грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов" (далее - Порядок; уточненные требования в редакции от 08.02.2023).
Решением суда от 15.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.04.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы несоблюдением предпринимателем условия получения гранта. Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из того, что предприниматель не зарегистрирован в сельской территории или на территории сельской агломерации Кабардино-Балкарской Республики.
В кассационной жалобе предприниматель просит принятые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований. По мнению подателя жалобы, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суды не оценили доводы предпринимателя о том, что он был зарегистрирован на сельской территории и соответствовал условиям получения гранта. Кроме того, предприниматель полагает, что суды неправомерно рассмотрели спор в отсутствие конкурсной комиссии.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
До начала судебного заседания от предпринимателя поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное невозможностью обеспечить явку в судебное заседание, к ходатайству приложена справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
Представитель министерства возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
Судебная коллегия, совещаясь на месте, определила в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства отказать, поскольку справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение не свидетельствует о невозможности участия в данном судебном заседании подателя жалобы, поскольку не подтверждает нахождение кассатора на амбулаторном или стационарном лечении.
В судебном заседании представитель министерства возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения; ответил на вопросы суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав представителя министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 21.04.2022 предприниматель подал в министерство заявку на участие в конкурсном отборе получателей грантов на развитие семейной фермы, к которой приложен соответствующий пакет документов. В описи среди документов поименованы: паспорт предпринимателя, свидетельство о регистрации по месту пребывания и иные.
Уведомлением от 14.06.2022 N 21-05-17/3260 министерство сообщило предпринимателю о принятом решении - об отказе в допуске ко второму этапу конкурсного отбора ввиду несоответствия заявителя условиям и требованиям, предусмотренном пунктом 3 Порядка. Министерство в уведомлении указало, что на основании полученных им сведений предприниматель зарегистрирован в г. Нальчике, что не относится к сельской территории или к территории сельской агломерации Кабардино-Балкарской Республики.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды сослались на положения статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), статей 4, 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункты 3, 11, 17, 18, 19, 20 Порядка.
Суды установили, что предприниматель подал заявление на участие в конкурсном отборе 21.04.2022 с приложением соответствующих документов; в паспорте предпринимателя имеется отметка о месте его регистрации: ул. Орджиникдзе, д. 148, сделанная отделом УФМС России по Кабардино-Балкарской Республике в г. Нальчике.
Поскольку город Нальчик не относится к сельской территории или территории сельской агломерации Кабардино-Балкарской Республики, министерство пришло к выводу о том, что предприниматель не соответствует критериям заявителя для получения гранта на развитие семейной фермы, поскольку указанным Порядком закреплено, что члены крестьянского (фермерского) хозяйства должны быть зарегистрированными гражданами Российской Федерации на сельской территории или на территории сельской агломерации Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющие деятельность более 12 месяцев с даты регистрации, осуществляющие деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации Кабардино-Балкарской Республики.
При названных обстоятельствах суды согласились с позицией министерства.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В пункте 11 Порядка предусмотрен перечень документов для участия в конкурсном отборе получателей грантов на развитие семейных ферм, в частности, заявитель должен предоставить: а) заявление на участие в конкурсном отборе по форме согласно приложению N 5 к Порядку; б) копии: паспорта главы крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального предпринимателя с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Кабардино-Балкарской Республики; паспортов членов крестьянского (фермерского) хозяйства и т. д.
В силу подпункта "а" пункта 17 Порядка гранты предоставляются на основании проведения конкурсного отбора при соответствии заявителя, в том числе следующим требованиям: наличие регистрации, постановки на налоговый учет на сельской территории или на территории сельской агломерации Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 Порядка.
В подпункте "г" пункта 3 Порядка определено, что "семейная ферма" - крестьянское (фермерское) хозяйство, число членов которого составляет 2 (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) главы крестьянского (фермерского) хозяйства, или индивидуальный предприниматель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, в состав членов которого входят 2 и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) указанного индивидуального предпринимателя, зарегистрированные гражданами Российской Федерации на сельской территории или на территории сельской агломерации Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющие деятельность более 12 месяцев с даты регистрации, осуществляющие деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации Кабардино-Балкарской Республики.
Несоответствие заявителя условиям и требованиям, предусмотренным пунктами 3 - 4, 17 Порядка является основанием для отказа в допуске ко второму этапу конкурсного отбора (пункт 20 Порядка).
Таким образом, одним из требований для получения гранта на развитие семейной формы является наличие регистрации, постановки на налоговый учет на сельской территории или на территории сельской агломерации Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 Порядка (подпункт "а" пункта 17 Порядка).
Как видно из материалов дела, согласно уведомлению министерства от 14.06.2022 N 21-05-17/3260 основанием для отказа предпринимателю в предоставлении гранта на развитие семейных ферм явилось несоответствие заявителя условиям и требованиям, установленным пунктом 3 Порядка (предприниматель зарегистрирован в г. Нальчике, который не относится к сельским территориям или сельским агломерациям Кабардино-Балкарской Республики; т. 1, л. д. 40).
Предприниматель приводил доводы о том, что он соответствовал условиям получения гранта, поскольку имеет временную регистрацию на сельской территории. Заявитель указывал, что он и его супруга Рамазанова Е.Л поставлены на налоговый учет по месту жительства в сельской местности. Фермерское хозяйство расположено на территории с. Жемтала Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Предприниматель совместно с супругой Рамазановой Е.Л., являющейся также членом фермерского хозяйства, фактически проживали и проживают в указанном селении с рождения.
Право каждого гражданина Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства закреплено в статье 27 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства.
Статья 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1) обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона N 5242-1 следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, факт постоянного или преимущественного проживания гражданина в определенном месте жительства удостоверяется регистрацией по месту жительства, а факт временного проживания по какому-либо иному месту проживания (место пребывания) удостоверяется регистрацией по месту пребывания.
Записи о регистрации по месту пребывания в паспорт гражданина Российской Федерации не вносятся. О регистрации по месту пребывания гражданина Российской Федерации выдается свидетельство, которое выдается к документу, удостоверяющему личность.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания Рамазанов З.З. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Кабардино-Балкарской Республика, Черекский район, с. Жемтала, ул. Дохова М.Г., д. б/н (т. 1, л. д. 103).
По информации МВД по Кабардино-Балкарской Республике от 01.07.2022 N 3/222604759577 Рамазанов З.З. с 2017 года по настоящее время зарегистрирован по месту пребывания по адресу: 09.11.2017 - 09.11.2020: Кабардино-Балкарской Республика, Черекский район, с. Жемтала, ул. Дохова М.Г., д. б/н; 13.07.2021 - 13.07.2024: Кабардино-Балкарской Республика, Черекский район, с. Жемтала, ул. Дохова М.Г., д. б/н; 14.10.2021 - по заявлению досрочно снят с регистрационного учета по месту пребывания с указанного адреса; 14.10.2021 - 14.10.2024: Кабардино-Балкарской Республика, Черекский район, с. Жемтала, ул. Ленина, д. 63; 13.04.2022 - по заявлению досрочно снят с регистрационного учета по месту пребывания с указанного адреса; 13.04.2022 по настоящее время: Кабардино-Балкарской Республика, Черекский район, с. Жемтала, ул. Дохова М.Г., д. б/н (т. 2, л. д. 4).
В материалах дела (т. 1, л. д. 38) имеется справка, выданная администрацией сельского поселения Жемтала Черекского муниципального района, подтверждающая, что Рамазанов З.З. родился и проживает в указанном сельском поселении по адресу: Кабардино-Балкарской Республика, Черекский район, с. Жемтала, ул. Дохова М.Г., д. б/н.
Кроме того, в материалах дела (т. 1, л. д. 16) имеется свидетельство о постановке на налоговый учет, которое подтверждает постановку Рамазанова З.З. на учет 19.03.2005 в Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Кабардино-Балкарской Республике (территориальный участок 0706 по Черекскому району). Супруга Рамазанова Е.Л. также поставлена на налоговый учет по месту жительства в сельской местности с 19.08.1999 (т. 1, л. д. 15).
Изложенные обстоятельства и доводы имеют существенное значение для рассмотрения спора, однако должной и всесторонней оценки в нарушение положений статей 71, 168, 170, 271 Кодекса судами не получили.
В соответствии со статьей 15 Кодекса принимаемые арбитражным судом решение и постановление должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 168 Кодекса при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу. Аналогичные требования предъявляются к судебному акту апелляционного суда в соответствии с частью 2 статьи 271 Кодекса.
Суды при рассмотрении дела фактически уклонились от исследования доводов предпринимателя о наличии у него временной регистрации в сельской местности, оставили без оценки имеющиеся в деле доказательства.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить обжалуемый акт суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено.
Учитывая, что выводы судебных инстанций сделаны по неполно установленным фактическим обстоятельствам дела, без исследования и надлежащей оценки в совокупности всех доказательств, имеющих значение для правильного разрешения спора, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалованных судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении спора судам необходимо учесть изложенное, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения обособленного спора, дать оценку доводам лиц, участвующих в деле, после чего принять судебный акт при правильном применении норм материального и соблюдении норм процессуального права, в котором указать мотивы, по которым суд согласился с доводами и возражениями участвующих в деле лиц или отклонил их, со ссылкой на нормы права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.02.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2023 по делу N А20-2528/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Конопатов |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалах дела (т. 1, л. д. 38) имеется справка, выданная администрацией сельского поселения Жемтала Черекского муниципального района, подтверждающая, что Рамазанов З.З. родился и проживает в указанном сельском поселении по адресу: Кабардино-Балкарской Республика, Черекский район, с. Жемтала, ул. Дохова М.Г., д. б/н.
Кроме того, в материалах дела (т. 1, л. д. 16) имеется свидетельство о постановке на налоговый учет, которое подтверждает постановку Рамазанова З.З. на учет 19.03.2005 в Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Кабардино-Балкарской Республике (территориальный участок 0706 по Черекскому району). Супруга Рамазанова Е.Л. также поставлена на налоговый учет по месту жительства в сельской местности с 19.08.1999 (т. 1, л. д. 15).
Изложенные обстоятельства и доводы имеют существенное значение для рассмотрения спора, однако должной и всесторонней оценки в нарушение положений статей 71, 168, 170, 271 Кодекса судами не получили."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июля 2023 г. N Ф08-6432/23 по делу N А20-2528/2022