г. Краснодар |
|
31 июля 2023 г. |
Дело N А53-38603/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Садовникова А.В. и Твердого А.А., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "Международный аэропорт Волгоград" (ИНН 3443009921, ОГРН 1023402971063) - Семенец А.П.(доверенность от 05.12.2022), от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Южный авиационно-спасательный центр МЧС России" (ИНН 3325005342, ОГРН 1033302801949) - Поролло Л.В. (доверенность от 19.05.2022), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Международный аэропорт Волгоград" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2023 по делу N А53-38603/2022, установил следующее.
ПАО "Международный аэропорт Волгоград" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГБУ "Южный авиационно-спасательный центр МЧС России" (далее - учреждение) о взыскании 88 495 рублей 01 копейки задолженности.
Решением суда от 01.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.04.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить требования. Заявитель полагает, что факт оказания услуги обществом учреждению подтверждается актом, который был подписан со стороны учреждения без замечания; услуги должны быть оплачены заказчиком, несмотря на отсутствие письменного договора. Суды необоснованно пришли к выводу об освобождении ответчика от оплаты услуг по персональной охране в соответствии с предоставлением субсидий по постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1665 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них".
В отзыве на жалобу учреждение просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон высказали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 13.03.2022 истцом произведено наземное обслуживание воздушного судна учреждения.
18 марта 2022 года стороны подписали акт N 2274 на выполненные работы (оказанные услуги) по аэропортовому и наземному обслуживанию с 13.03.2022 по 18.03.2022, согласно которому ответчику оказаны услуги на общую сумму 137 079 рублей 65 копеек, в том числе и услуги по персональной охране воздушного судна на сумму 88 495 рублей 01 копейка.
В обоснование иска общество ссылается на то, что учреждение не оплатило услуги по персональной охране воздушного судна.
В целях досудебного урегулирования спора общество направило учреждению претензию от 10.06.2022 N 33-9-9 с требованием погасить образовавшуюся задолженность.
Претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
Разрешая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса следует, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Обязательства признаются исполненными надлежащим образом, если точно соблюдены все условия и требования, предъявляемые к предмету исполнения, субъектам, месту, сроку, способу исполнения.
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации установлены Воздушным кодексом Российской Федерации.
Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности (абзац 2 преамбулы Воздушного кодекса Российской Федерации).
Учреждение создано в целях авиационного обеспечения возложенных на МЧС России задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Воздушные суда, эксплуатируемые учреждениями МЧС России, относятся к государственной авиации специального назначения, которые используются в целях осуществления функций государства и обеспечения решения государственных задач.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" утверждены перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, в соответствии с которыми в аэропортовые сборы входит: 3.1. Сбор за взлет-посадку; сбор за обеспечение авиационной безопасности, включающий в себя охрану контролируемой территории аэропорта и охрану воздушных судов на стоянках и объектов жизнеобеспечения аэропорта; 3.3. Сбор за стоянку; 3.4. Сбор за предоставление аэровокзального комплекса.
Положениями постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1665 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них" (далее - постановление N 1665) установлен перечень услуг (тарифов и сборов), взимаемых в аэропорту за предоставляемые услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них, недополученные доходы от предоставления которых подлежат возмещению за счет субсидии.
Согласно разделу II приложения N 1 постановления N 1665 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий освобождено от оплаты аэропортовых сборов, включающих в себя сбор за взлет-посадку; сбор за обеспечение авиационной безопасности; сбор за стоянку; сбор за предоставление аэровокзального комплекса.
Суды установили, что воздушные суда учреждения находятся на праве оперативного управления. Спорный рейс выполнялся экипажем в рамках государственного задания.
Оценив представленные доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что полеты воздушных судов МЧС являются специальными полетами для решения служебных задач и в соответствии с законодательством Российской Федерации учреждение освобождается от оплаты аэропортовых сборов, включающих в себя охрану контролируемой территории аэропорта и охрану воздушных судов на стоянках и объектов жизнеобеспечения аэропорта, в связи с чем в удовлетворении требования истца о возложении на ответчика обязанности по оплате задолженности за охрану воздушного судна обоснованно отказано.
Кроме того, из абзаца 2 пункта 1.2 Инструкции по охране воздушных судов и объектов инфраструктуры международного аэропорта Волгоград, утвержденной 01.06.2020 (далее - Инструкция) следует, что воздушные суда и объекты инфраструктуры юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности аэропорта, в том числе транспортные средства, с которыми имеется технологическое взаимодействие, принимаются под охрану на основании договоров на охрану, заключенных в установленном порядке.
Суды установили, что договор на оказание услуг по охране, в том числе договор о персональной охране воздушного судна, истцом и ответчиком не заключался. Заявка на оказание услуг по персональной охране воздушного судна в адрес общества не оформлялась и не подавалась. Составление акта от 18.03.2022 N 2274 и расчетных документов на оплату не подтверждает факта запроса на оказание услуг по персональной охране воздушного судна, их необходимость и фактическое оказание истцом.
Напротив, учреждение направило в адрес общества 18.04.2022 письмо N ИВ-305-507, в котором указывалось о несогласии с документами на оплату, в том числе с актом от 18.03.2022 N 2274. Акт от 18.03.2022 N 693 подписан с оговоркой о том, что услуги оказаны только на сумму 14 132 рубля 53 копейки (за обеспечение приема и выпуска воздушного судна).
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2023 по делу N А53-38603/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" утверждены перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, в соответствии с которыми в аэропортовые сборы входит: 3.1. Сбор за взлет-посадку; сбор за обеспечение авиационной безопасности, включающий в себя охрану контролируемой территории аэропорта и охрану воздушных судов на стоянках и объектов жизнеобеспечения аэропорта; 3.3. Сбор за стоянку; 3.4. Сбор за предоставление аэровокзального комплекса.
Положениями постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1665 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них" (далее - постановление N 1665) установлен перечень услуг (тарифов и сборов), взимаемых в аэропорту за предоставляемые услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них, недополученные доходы от предоставления которых подлежат возмещению за счет субсидии."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 июля 2023 г. N Ф08-7072/23 по делу N А53-38603/2022