г. Краснодар |
|
31 июля 2023 г. |
Дело N А53-21998/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании истца - Комитета по управлению имуществом администрации города Новошахтинска (ИНН 6151005594, ОГРН 1026102484000) и ответчика - индивидуального предпринимателя Сарина Александра Сергеевича (ИНН 612505704051, ОГРНИП 309618232300077), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации города Новошахтинска на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2023 по делу N А53-21998/2022, установил следующее.
Комитет по управлению имуществом администрации города Новошахтинска (далее - комитет) обратился в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Сарину Александру Сергеевичу (далее - предприниматель) о взыскании 7 767 545 рублей 06 копеек платы за пользование земельным участком, 815 630 рублей 05 копеек пени и истребовании у предпринимателя из чужого незаконного владения земельного участка площадью 138 459 кв. м с кадастровым номером 61:56:0040000:11, расположенного по адресу: относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - породный отвал бывшей шахты "Южно-Горьковская" примерно в 0,7 км от ориентира по направлению на юг, и земельного участка площадью 89 113 кв. м с кадастровым номером 61:56:0530000:375, расположенного по адресу: относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Ростовская область, г. Новошахтинск, 0,7 км к югу от породного отвала бывшей шахты "Южно-Горьковская" (далее - спорные земельные участки).
Решением суда от 23.12.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.04.2023, исковые требования удовлетворены частично: с предпринимателя в пользу комитета взыскано 210 717 рублей 80 копеек, в том числе 196 501 рубль 92 копейки платы за пользование спорными земельными участками и 14 215 рублей 88 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 01.10.2022, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на 196 501 рубль 92 копейки с 02.10.2022 по день фактической уплаты; в удовлетворении остальной части требований отказано. Суд истребовал у предпринимателя в пользу комитета спорные земельные участки. С предпринимателя в доход федерального бюджета взыскано 13 618 рублей государственной пошлины по иску. Судебные акты мотивированы тем, что предприниматель использовал спорные земельные участки в отсутствие соответствующего правового основания, вследствие чего обязан компенсировать собственнику спорных земельных участков сбереженную плату и уплатить пени. Расчет задолженности произведен с учетом фактически осуществляемой на спорных земельных участках деятельности на основании составленного ООО "Центр независимой профессиональной оценки Эксо-С" (по заказу предпринимателя) отчета от 18.07.2022 N 61/22-063 об оценке рыночной стоимости арендной платы спорных земельных участков (далее - отчет N 61/22-063).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился комитет с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции изменить в части размера взысканной платы за пользование спорными земельными участками и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что для вида разрешенного использования спорных земельных участков "строительная промышленность" ставка арендной платы установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости. Размер платы за пользование спорными земельными участками определяется исходя из кадастровой стоимости, а не по результатам рыночной оценки. Суды не учли, что пунктом 10 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Новошахтинска, утвержденного постановлением администрации г. Новошахтинска от 10.04.2015 N 341 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Новошахтинска" (далее - Порядок N 341) установлено: размер ежегодной арендной платы за использование земельных участков не может быть ниже размера земельного налога за такие земельные участки. Если размер ежегодной арендной платы, определенный по результатам рыночной оценки, ниже размера земельного налога, то размер ежегодной арендной платы устанавливается в размере земельного налога. В рассматриваемом случае земельный налог за спорные земельные участке превышает размер арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки, однако данное обстоятельство суды не учли.
В части обязания предпринимателя возвратить комитету спорные земельные участки судебные акты не обжалуются.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприниматель не представил в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что решение суда и постановление суда апелляционной инстанции надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, спорные земельные участки расположены на территории муниципального образования "Город Новошахтинск".
По результатам проведенной 15.03.2022 проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении спорных земельных участков установлено их самовольное использование предпринимателем в сельскохозяйственных целях (выращивание зерновых культур).
Согласно информации комитета и сведениям из ЕНРН спорные земельные участки освобождены от прав третьих лиц с 05.02.2020, арендные отношения отсутствуют, однако предприниматель использует спорные земельные участки в сельскохозяйственных целях.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения комитета в арбитражный суд с иском о взыскании с предпринимателя 7 767 545 рублей 06 копеек за пользование спорными земельными участками с 05.02.2020 по 26.04.2022 и 815 630 рублей 05 копеек пени, а также истребовании у предпринимателя спорных земельных участков.
При постановке вывода о взыскании с предпринимателя платы за пользование спорными земельными участками суды правильно применили положения подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, учли правовую позицию, сформированную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12790/13 и состоящую в следующем: если имеет место фактическое пользование земельным участком, правовым основанием для взыскания с фактических пользователей земельных участков неосновательно сбереженных ими денежных средств являются статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суды верно исходили из того, что в силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен. Это предполагает необходимость использования регулируемой цены и при расчете размера неосновательного обогащения вследствие фактического использования конкретным лицом земельного участка, находящегося в публичной собственности (пункт 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2009 N 1154-О-О, статьи 1102, 1105 и 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющие правовые последствия неосновательного обогащения, призваны обеспечить защиту имущественных прав участников гражданского оборота. В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 и статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использование земли являются земельный налог, арендная плата.
Если плата за государственную или муниципальную землю установлена нормативным актом, суд может взыскать ее в размере, который предусмотрен этим актом. Какой акт применяется, зависит от того, в чьей собственности находится земельный участок (пункт 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (пункт 2 статьи 1107 Кодекса).
Суды отметили, что факт использования спорных земельных участков предпринимателем, равно как и отсутствие доказательств внесения соответствующей платы за пользование спорными земельными участками, а также отсутствие правовых оснований использования спорных земельных участков подтвержден материалами дела и предпринимателем не оспорен.
При расчете платы за пользование спорными земельными участками суды исходили из того, что спорные земельные участки используются предпринимателем не в соответствии с видом разрешенного использования "строительная промышленность", а в сельскохозяйственных целях, соответственно, расчет платы должен быть произведен из фактического вида использования спорных земельных участков.
Суды указали, что согласно пункту 10 Порядка N 341 в случае, если размеры арендной платы не установлены в соответствии с пунктами 1 - 8 Порядка N 341, то размер ежегодной арендной платы определяется по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ). При этом размер ежегодной арендной платы за использование земельных участков не может быть ниже размера земельного налога за такие земельные участки. Если размер ежегодной арендной платы, определенный по результатам рыночной оценки, ниже размера земельного налога, то размер ежегодной арендной платы устанавливается в размере земельного налога.
Суды сослались на постановление Правительства Ростовской области от 25.11.2014 N 778 "Об утверждении средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов по кадастровым кварталам, населенным пунктам, муниципальным районам (городским округам) Ростовской области и групп видов разрешенного использования земельных участков" (далее - постановление N 778), которым утверждены: средние значения УПКС по группам видов разрешенного использования, руб./кв. м (приложение 2); группы видов разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов (приложение 3), и отметили, что в зависимости от вида использования участка меняется его кадастровая стоимость. По аналогии с обычными арендными отношениями арендная плата за земли, предназначенные для сельскохозяйственного использования, будет определяться в соответствии с пунктом 6 Порядка N 341, т. е. в размере 0,6% от кадастровой стоимости.
Поскольку используемая комитетом кадастровая стоимость спорных земельных участков при виде разрешенного использования "строительная промышленность", по данным ЕГРН составляет 710 рублей 22 копейки за 1 кв. м и не соответствует данным, утвержденным постановлением N 778, суды сделали вывод о необходимости определения размера арендной платы за использование спорных земельных участков для целей расчета платы по результатам рыночной оценки в соответствии с Законом N 135-ФЗ и произвели расчет арендной платы с 05.02.2020 по 26.04.2022 на основании отчета N 61/22-063.
При этом суды не проверили довод комитета о том, что в данном случае земельный налог за спорные земельные участке превышает размер арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки, в то время как пунктом 10 Порядка N 341 определено, что размер ежегодной арендной платы за использование земельных участков не может быть ниже размера земельного налога за такие земельные участки. Пунктом 10 Порядка N 341 также определено, что если размер ежегодной арендной платы, определенный по результатам рыночной оценки, ниже размера земельного налога, то размер ежегодной арендной платы устанавливается в размере земельного налога.
Кроме того, применив пункт 6 Порядка N 341, суды не обосновали применение данного нормативного регулирования к рассматриваемому случаю и не учли, что пункт 6 Порядка N 341 применяется для определения размера ежегодной арендной платы в случае предоставления в аренду без проведения торгов в соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Однако в материалы дела не представлены доказательства того, что ранее спорные земельные участки предприниматель использовал на основании договора аренды, до истечения срока действия которого предприниматель подал заявление о заключении нового договора аренды спорных земельных участков.
Не мотивировали суды применение пункта 6 Порядка N 341, одним из условий которого является отсутствие у уполномоченного органа информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании арендатором земельного участка, установив при рассмотрении дела самовольное использование предпринимателем спорных земельных участков в сельскохозяйственных целях (выращивание зерновых культур) при виде разрешенного использования "строительная промышленность".
При таких обстоятельствах преждевременны выводы судов о том, что с учетом пункта 6 Порядка N 341 и отчета N 61/22-063 плата за несанкционированное использование предпринимателем спорных участков с 05.02.2020 по 26.04.2022 составляет 196 501 рубль 92 копейки, а пени - 14 215 рублей 88 копеек и постановлены безотносительно фактических обстоятельств по делу и их нормативного регулирования.
Поскольку решение суда и постановление суда апелляционной инстанции приняты по неполно установленным и исследованным обстоятельствам дела, представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц, судебные акты подлежат отмене по эпизоду взыскания с предпринимателя платы за пользование спорными земельными участками и пени с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой или апелляционной инстанций либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, оценить доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применить нормы права к установленным по делу обстоятельствам и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2023 по делу N А53-21998/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку используемая комитетом кадастровая стоимость спорных земельных участков при виде разрешенного использования "строительная промышленность", по данным ЕГРН составляет 710 рублей 22 копейки за 1 кв. м и не соответствует данным, утвержденным постановлением N 778, суды сделали вывод о необходимости определения размера арендной платы за использование спорных земельных участков для целей расчета платы по результатам рыночной оценки в соответствии с Законом N 135-ФЗ и произвели расчет арендной платы с 05.02.2020 по 26.04.2022 на основании отчета N 61/22-063.
При этом суды не проверили довод комитета о том, что в данном случае земельный налог за спорные земельные участке превышает размер арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки, в то время как пунктом 10 Порядка N 341 определено, что размер ежегодной арендной платы за использование земельных участков не может быть ниже размера земельного налога за такие земельные участки. Пунктом 10 Порядка N 341 также определено, что если размер ежегодной арендной платы, определенный по результатам рыночной оценки, ниже размера земельного налога, то размер ежегодной арендной платы устанавливается в размере земельного налога.
Кроме того, применив пункт 6 Порядка N 341, суды не обосновали применение данного нормативного регулирования к рассматриваемому случаю и не учли, что пункт 6 Порядка N 341 применяется для определения размера ежегодной арендной платы в случае предоставления в аренду без проведения торгов в соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 июля 2023 г. N Ф08-6761/23 по делу N А53-21998/2022
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7168/2024
13.06.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5309/2024
29.02.2024 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-21998/2022
31.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6761/2023
09.04.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1376/2023
23.12.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-21998/2022