г. Краснодар |
|
04 августа 2023 г. |
Дело N А32-6530/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Герасименко А.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (ИНН 2311104687, ОГРН 1072311011431), заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 по делу N А32-6530/2023, установил следующее.
ООО "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее - общество) обратилось в арбитражный суда с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) от 12.01.2023 N 000844 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде 250 тыс. рублей штрафа; о вынесении нового постановления.
Решением суда от 23.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.05.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт, в котором применить малозначительность и ограничиться устным замечанием. Общество указывает, что предприняло все необходимые меры по соблюдению требований, установленных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). Ссылаясь на положения статьи 2.9 КоАП РФ, общество полагает, что в рассматриваемом случае управляющую организацию нельзя считать пренебрегшей формальными требованиями публичного права, так как совершенное обществом противоправное деяние не связано с умышленным нарушением законодательства. Общество считает, что штраф в размере 250 тыс. рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит карательный, а не превентивный характер, не отвечает требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 15.11.2022 на основании решения от 10.11.2022 N 23220942340204137863 управлением по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар в отношении общества по адресу:
г. Краснодар, ул. Профессора Малигонова, д. 22 проведен внеплановый инспекционный визит, в ходе которого выявлены нарушения обществом требований пунктов 3.4.1, 3.4.3, 4.2.1.1 Правил N 170, подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), выразившиеся в захламлении и неосуществлении замены неисправных элементов освещения подвальных помещений и технических подполий МКД, непринятии мер по замене элементов поручней на лестничных клетках с 4 по 8 подъезд, непроведении работ по ремонту повреждений и покраске стен, удалению надписей и рисунков на стенах.
По результатам внепланового инспекционного визита составлен протокол осмотра от 15.11.2022 N 23220942340204137863.
Обществу выдано предостережение от 15.11.2022 N 2322094340204180440 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Инспекция 22.12.2022 в отношении общества составила протокол об административном правонарушении N 001101 по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Инспекция 12.01.2023 в отношении общества вынесла постановление N 000844, которым привлекла его к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и назначила административное наказание в виде 250 тыс. рублей штрафа.
Несогласие с принятым постановлением административного органа послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 71, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьей 14.1.3 КоАП РФ, статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, Правилами N 170, 491.
Суды установили, что при наличии договора управления многоквартирным домом 22, расположенным по адресу: г. Краснодар, ул. Профессора Малигонова, общество допустило захламление и неосуществление замены неисправных элементов освещения подвальных помещений и технических подполий МКД, а также не приняло мер по замене элементов поручней на лестничных клетках с 4 по 8 подъезд, не провело работы по ремонту повреждений и покраске стен, по удалению надписей и рисунков на стенах.
Выявленные нарушения подтверждаются материалами дела, в том числе фототаблицей от 15.11.2022, протоколом осмотра от 15.11.2022, протоколом об административном правонарушении от 22.12.2022 N 001101, другими материалами дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного материалами дела установлено событие вменяемого обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Вина выражается в том, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства того, что обществом предприняты достаточные меры для исполнения возложенной на него обязанности по соблюдению требований Правил, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о доказанности в бездействии общества состава вмененного правонарушения и наличии оснований для его привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Суды оценили представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса и сделали вывод об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ. Суды также не установили оснований для возможности применения статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ. Суды указали на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в несоблюдении обществом публично-правовых обязанностей, которые возложены на него законодательством; правонарушение, за которое общество привлечено к административной ответственности, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области управления многоквартирными домами. Вступая в правоотношения по управлению жилищным фондом, общество должно было знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, учитывая, что в данном случае допущенные заявителем нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих либо находящихся в МКД. Представленные обществом в материалы дела доказательства не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющей применить в рассматриваемом случае положения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, с учетом положений статей 286, 287 Кодекса не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 по делу N А32-6530/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды оценили представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса и сделали вывод об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ. Суды также не установили оснований для возможности применения статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ. Суды указали на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в несоблюдении обществом публично-правовых обязанностей, которые возложены на него законодательством; правонарушение, за которое общество привлечено к административной ответственности, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области управления многоквартирными домами. Вступая в правоотношения по управлению жилищным фондом, общество должно было знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, учитывая, что в данном случае допущенные заявителем нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих либо находящихся в МКД. Представленные обществом в материалы дела доказательства не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющей применить в рассматриваемом случае положения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, с учетом положений статей 286, 287 Кодекса не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 августа 2023 г. N Ф08-7775/23 по делу N А32-6530/2023