г. Краснодар |
|
04 августа 2023 г. |
Дело N А32-24336/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Садовникова А.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью Научно-Внедренческого центра "Интеграционные технологии" (ИНН 5008036537, ОГРН 1045001851894), ответчика - администрации муниципального образования Туапсинский район (ИНН 2355006983, ОГРН 1032330758910), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Туапсинский район на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023 по делу N А32-24336/2021, установил следующее.
ООО Научно-внедренческий центр "Интеграционные технологии" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования Туапсинский район (далее - администрация) о взыскании 359 996 рублей 97 копеек задолженности.
Определением суда от 17.11.2021 дело объединено с делом N А32-16088/2021, в рамках которого рассматривался иск администрации к обществу о взыскании 36 тыс. рублей штрафа, о расторжении муниципального контракта от 19.08.2020 N 283-2/0118300003219000303. Объединенному делу присвоен номер N А32-24336/2021.
Решением суда от 05.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.04.2023, по первоначальному иску с администрации в пользу общества взыскано 323 996 рублей 97 копеек задолженности, 110 700 рублей расходов на оплату судебной экспертизы, в остальной части в иске отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскано 1 020 рублей государственной пошлины.
В удовлетворении встречного иска отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты, отказать в удовлетворении требований общества и удовлетворить встречный иск. По мнению заявителя, выводы суда об исполнении контракта обществом не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку после доработки проекта исполнителем, недостатки, указанные заказчиком, не устранены. Выявленные заказчиком недостатки в поступившем доработанном проекте препятствуют приемке результатов контракта, так как объем выполненных работ не соответствует объему, установленному предметом контракта.
В отзыве на жалобу общество просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, администрация (заказчик) и общество (исполнитель) 19.08.2019 заключили муниципальный контракт N 283-2/0118300003219000303 на оказание услуг по разработке проектной документации на внесение изменений в генеральный план Октябрьского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона в электронной форме и документации об аукционе в электронной форме (номер извещения 0118300003219000303) в соответствии с протоколом от 06.08.2019 N 283-2/0118300003219000303 (идентификационный код закупки 193235500698323550100100910017111000).
По условиям контракта исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по разработке проекта внесения изменений в генеральный план Октябрьского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края согласно спецификации, а заказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги в порядке и размере, установленном контрактом, за счет средств бюджета муниципального образования Туапсинский район на 2019 год.
Цена контракта составляет 359 996 рублей 97 копеек (пункт 2.1 контракта).
В соответствии с пунктом 3.1 контракта исполнитель оказывает услугу со дня заключения контракта по 30.09.2019.
В силу пункта 3.5 контракта оплата производится за оказанные услуги в полном объеме в срок не более 30 дней с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки оказанных услуг. Авансирование не предусмотрено.
Письмом от 20.09.2019 N 377 общество представило заказчику предварительный результат оказанной услуги, который был представлен и согласован с заказчиком, что подтверждается имеющейся отметкой о получении.
Письмом от 14.10.2019 N 408 общество направило администрации полный комплект результата работ по контракту, а также акты и счет на оплату на сумму 359 996 рублей 97 копеек, которые получены заказчиком 23.10.2019 (РПО 30500039050065).
В нарушение пунктов 6.2.1 и 6.2.4 контракта заказчик в согласованный срок разработанный проект не рассмотрел, замечания и возражения не представил, публичные слушания по проекту не провел.
Письмами от 18.12.2019 N 584, 18.12.2019 (РПО 30502942027561), 11.03.2020 N 091 исполнитель повторно потребовал принять и оплатить выполненные работы. Администрация в письме от 24.12.2019 N 3121/19-03-2-03 известила общество, что ведется работа по проведению публичных слушаний и оплата выполненных работ будет произведена после их проведения.
Постановлением администрации от 17.02.2020 N 201 публичные слушания назначены на 24.03.2020. Постановлением администрации от 24.03.2020 N 404 отменено постановление администрации от 17.02.2020 N 201, дата новых публичных слушаний не определена.
Письмами от 28.05.2020 N 237, 03.08.2020 N 390 общество повторно требовало уведомить о проведении публичных слушаний, а также принять и оплатить результат выполненных работ. Заказчик в письме от 04.08.2020 N 2268/032 сообщил, что публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план Октябрьского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края назначены постановлением администрации от 24.07.2020 N 1050 и будут проведены 25.08.2020.
26 октября 2020 года от администрации обществом получено письмо от 01.09.2020 N 1913/20-03.2-01, согласно которому заказчиком 25.08.2020 составлен протокол N 25698-Лп заседания оргкомитета по рассмотрению проекта внесения изменений в генеральный план Октябрьского сельского поселения Туапсинского района с указанием в нем замечаний по разработанному проекту. В заключении от 27.08.2020 N 214569-Пл о рассмотрении результатов публичных слушаний по проекту внесения изменений в решение Совета муниципального образования Туапсинский район от 26.04.2013 N 712 "Об утверждении генерального плана Октябрьского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края" заказчик рекомендовал исполнителю доработать проект внесения изменений в генеральный план. Заказчиком указаны замечания с учетом предложения ООО "Газпром трансгаз Югорск" по доработке проекта в соответствии с положениями Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Туапсинский район до 2030 года, утвержденной решением Совета муниципального образования Туапсинский район от 26.12.2019 N 245.
15 декабря 2020 года общество направило письмо N 792 с доработанными материалами проекта и протоколом согласования и устранения замечаний (недостатков). Проектная документация в электронной форме получена заказчиком 16.12.2020. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления N 80110855420260 сопроводительное письмо с доработанными материалами проекта внесения изменений в генеральный план на бумажном носителе и протокол согласования замечаний получены заказчиком 23.12.2020. Этим же письмом общество уведомило заказчика о приостановлении работ по контракту до получения разъяснений по дальнейшему способу выполнения работ, просило заказчика рассмотреть направленный протокол согласования и устранения замечаний и представить свои разъяснения по спорным вопросам.
18 января 2021 от администрации в адрес общества поступило письмо N 2698/20-03.2 с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с невыполнением работ. Письмо аналогичного содержания получено обществом 01.02.2021 по почте.
Общество в письме от 25.01.2021 N 024 отказалось от подписания соглашения о расторжении контракта и предложило заказчику принять и оплатить выполненные работы по муниципальному контракту.
В письме от 04.02.2021 общество повторно потребовало принять и оплатить выполненные работы. Указанное письмо оставлено заказчиком без удовлетворения.
Общество повторно в письме от 02.04.2021 N 296 направило в адрес заказчика полный комплект выполненных работ, а также акт и счет на оплату. Указанное письмо получено заказчиком от 07.04.2021 и оставлено без ответа.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнения администрацией своих обязательств по оплате выполненных работ по контракту, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Администрация обратилась в с иском к обществу о расторжении контракта от 19.08.2020 N 283-2/0118300003219000303 и взыскании 36 тыс. рублей штрафа.
Разрешая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Согласно статье 763 Гражданского кодекса подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Из пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса следует, что доказательством передачи результата работ подрядчиком заказчику является соответствующий акт; наряду с двусторонним актом передачи работ доказательством факта и объема работ по договору подряда может быть односторонний акт при доказанности фактов направления его подрядчиком заказчику и необоснованного отказа последнего от подписания этого акта.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Суды установили, что условия контракта содержат противоречия относительно срока выполнения работ, поэтому суды исходили из того, что согласно пункту 6 спецификации (приложения N 1 к контракту) срок оказания услуг - со дня заключения контракта в течение 60 дней. Поскольку контракт заключен 19.08.2019, предварительные результаты работы сданы обществом 20.09.2019, а полный результат работы отправлен письмом от 14.10.2019 N 408 и получен заказчиком 23.10.2019, то результаты работ сданы в срок, установленный контрактом.
Слушания по сданному заказчику результату работ проведены 25.08.2020, спустя почти год по причинам, не зависящим от подрядчика.
Проверяя доводы администрации относительно ненадлежащего качества выполненных работ, судом первой инстанции назначена судебная комплексная техническая экспертиза.
Из заключения эксперта от 06.09.2022 N 402/222 следует, что результат работ соответствует условиям контракта, техническому заданию, действующим нормам и правилам по состоянию на 16.12.2020 частично, поскольку выявлены следующие замечания: не представлена текстовая часть в формате pdf, предусмотренная спецификацией; на карте функционального зонирования наименование территориальных зон не соответствует перечню Правил землепользования и застройки, утвержденных решением совета муниципального образования Туапсинский район от 27.06.2014 N 127 (с актуальными изменениями), указанному в спецификации. Выявленные несоответствия являются устранимыми. Результат работ имеет потребительскую ценность для заказчика в 100% объеме. Экспертом представлено решение для устранения недостатков.
Согласно части 1 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.
По результатам дополнительного экспертного исследования эксперт пришел к выводу о том, что стоимость формирования в pdf форме текстовой части Проекта внесения изменений в генеральный план Октябрьского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края и приведение в соответствие наименования территориальных зон на карте функционального зонирования с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением совета муниципального образования Туапсинского района, будет относиться к "Инженерным решениям по подготовке территории", вид градостроительной документации для "Генеральных планов поселений и городских округов", на основании представленных данных рекомендуемая ориентировочная относительная стоимость разработки градостроительной документации (в процентах от базовой цены) составит 10%, на основании этого стоимость устранения недостатков составит 36 тыс. рублей.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, истолковав по правилам статьи 431 Гражданского кодекса условия контракта, принимая во внимание предусмотренные контрактом обязанности сторон, положения контракта в совокупности с произведенной по делу судебной экспертизой, учитывая поведение сторон спорного правоотношения, а также то, что результат выполненных работ имеет для заказчика потребительскую ценность, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили первоначальные исковые требования общества в части и отказали в удовлетворении встречных требований администрации.
Отклоняя доводы администрации о невозможности использования результата выполненных работ в том виде, в котором он был представлен обществом, суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что проведенными по делу судебными экспертизами подтверждено выполнение исполнителем необходимых работ, незначительность недостатков и возможность их устранения, достижение результата и наличие у него потребительской ценности для заказчика, при этом судом первой инстанции уменьшена сумма взыскания с ответчика на размер стоимости некачественно выполненных работ.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023 по делу N А32-24336/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
...
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, истолковав по правилам статьи 431 Гражданского кодекса условия контракта, принимая во внимание предусмотренные контрактом обязанности сторон, положения контракта в совокупности с произведенной по делу судебной экспертизой, учитывая поведение сторон спорного правоотношения, а также то, что результат выполненных работ имеет для заказчика потребительскую ценность, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили первоначальные исковые требования общества в части и отказали в удовлетворении встречных требований администрации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 августа 2023 г. N Ф08-7313/23 по делу N А32-24336/2021
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2098/2024
24.11.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17369/2023
04.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7313/2023
26.04.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5507/2023
05.03.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-24336/2021