г. Краснодар |
|
03 августа 2023 г. |
Дело N А15-6164/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Гиданкиной А.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), заинтересованного лица - Дагестанской таможни (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Дагестанской таможни на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023 по делу N А15-6164/2022, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Дагестанской таможне (далее - таможня) об оспаривании постановления от 12.10.2022 N 10801000-209/2022 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 55 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 14.02.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.04.2023, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в постоянную зону таможенного контроля железнодорожной станции Дербент Дагестанской таможни по накладной от 22.01.2022 N AZ22007996 прибыл вагон N 29020658, перевозящий свежие яблоки (далее - товары).
Согласно представленным товаросопроводительным документам перевозчиком (общество) из Азербайджанской Республики в Российскую Федерацию перевозился товар в количестве 7 106 грузовых мест общим весом брутто 47 800 кг.
В результате таможенного досмотра товара установлено, что вес брутто товара превышает заявленный в товаросопроводительных документах на 1 062 кг.
Выявленные расхождения сведений о весе брутто перевозимого товара послужили основанием для составления таможней в отношении общества протокола об административном правонарушении от 28.07.2022 N 10801000-209/2022 и вынесения постановления от 12.10.2022 N 10801000-209/2022 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса в виде 55 000 рублей штрафа.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 3 статьи 16.1 Кодекса сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Примечанием 2 к данной статье установлено, что под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В силу пункта 26 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при международной перевозке железнодорожным транспортом при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения: транспортные (перевозочные) документы; передаточную ведомость на железнодорожный подвижной состав; документ, содержащий сведения о припасах; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения о отправителе и получателе товаров (наименования и адреса); станции отправления и станции назначения товаров (наименования); количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; весе брутто товаров (в килограммах); идентификационных номерах контейнеров.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 107 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в транзитной декларации подлежат указанию сведения о количестве грузовых мест.
Согласно Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 289, в графе 6 декларации "Всего мест" указывается общее количество грузовых мест в партии товаров. При перевозке грузов насыпом, наливом, навалом в графе проставляется "0". Если товары перевозятся в ящиках, мешках, бочках или на поддонах (палетах), указывается количество ящиков, мешков, бочек или поддонов (палет); в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" под номером 1 указывается общее наименование товара, а также дается его описание в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, достаточное для его идентификации таможенным органом; под номером 2: для товаров, имеющих упаковку, указывается количество грузовых мест; для товаров без упаковки делается запись: "без упаковки"; под номером 3 на основном листе ТД при использовании контейнеров указываются идентификационные номера контейнеров.
Судебные инстанции, правильно применив положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении, установили, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждено наличие вины общества в совершенном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса.
Суды указали, что проверка достоверности информации о количестве грузовых мест, общем весе и наименовании товара осуществлялась заявителем путем сверки сведений, содержащихся в транспортных и коммерческих документах.
В свою очередь обязанность осуществления проверки фактического соответствия спорного груза сведениям, заявленным отправителем, у общества отсутствовала.
Судами установлено, что железнодорожный состав прибыл с исправными (ненарушенными) пломбами и запорными устройствами. Следов несанкционированного изменения параметров товара не установлено. Учитывая, что разница в весе составила около 2%, то спорное отклонение не могло быть очевидным для перевозчика, исходя из внешнего вида и осадки вагона.
Исходя из этого, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023 по делу N А15-6164/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции, правильно применив положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении, установили, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждено наличие вины общества в совершенном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса.
...
Судами установлено, что железнодорожный состав прибыл с исправными (ненарушенными) пломбами и запорными устройствами. Следов несанкционированного изменения параметров товара не установлено. Учитывая, что разница в весе составила около 2%, то спорное отклонение не могло быть очевидным для перевозчика, исходя из внешнего вида и осадки вагона.
Исходя из этого, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 августа 2023 г. N Ф08-7526/23 по делу N А15-6164/2022