г. Краснодар |
|
07 августа 2023 г. |
Дело N А63-17949/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при ведении протокола помощником судьи Зубко А.Н., с участием в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя - Мещеряковой О.В. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Бережного Даниила Игоревича (ОГРНИП 317265100120402), заинтересованного лица - администрации города Ставрополя, извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бережного Даниила Игоревича на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 по делу N А63-17949/2022, установил следующее.
ИП Бережной Д.И. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация) о признании недействительными постановлений администрации: от 15.04.2021 N 742 "О демонтаже самовольно установленного некапитального нестационарного сооружения - павильона "Конфеты выпечка", расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица Ленина, в районе дома N 472" (далее - постановление N 742), от 15.04.2021 N 743 "О демонтаже самовольно установленного некапитального нестационарного сооружения - павильона "Овощи фрукты", расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица Ленина, в районе дома N 472" (далее - постановление N 743), от 15.04.2021 N 744 "О демонтаже самовольно установленного некапитального нестационарного сооружения - павильона "Орехи и сухофрукты", расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица Ленина, в районе дома N 472" (далее - постановление N 744), от 15.04.2021 N 745 "О демонтаже самовольно установленного некапитального нестационарного сооружения - павильона "Домашняя курица и индейка", расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица Ленина, в районе дома N 472" (далее - постановление N 745).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя (далее - комитет торговли).
Решением от 22.02.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.04.2023, в удовлетворении заявления отказано. Суды исходили из того, что по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, в районе дома N 472 находятся нестационарные торговые объекты (далее - НТО), принадлежащие заявителю, с вывесками: "Конфеты выпечка", "Овощи фрукты", "Орехи и сухофрукты", "Домашняя курица и индейка" (адрес: г. Ставрополь, улица Мира, 356). Указанные павильоны выполнены из деревянных конструкций, наличия признаков капитальности не установлено, разрешений на их строительство и ввод в эксплуатацию не выдавалось, земельные участки под данными объектами не сформированы, в аренду либо в собственность предпринимателю не предоставлены. Доказательств надлежащего оформления отношений по использованию указанных адресных ориентиров для размещения НТО (заключение договора, получение разрешения на размещение и т.п.) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) отсутствуют. Договор на право размещения НТО по итогам конкурсных отборов на право размещения НТО на территории города Ставрополя не заключался, торговые павильоны размещены в отсутствие законных оснований. Оспариваемые постановления не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, изданы в нормативно определенном порядке и содержат всю необходимую информацию. Заявитель не представил доказательств законности размещения спорных павильонов по указанному адресному ориентиру. Документ, подтверждающий статус ярмарки - уведомление о проведении ярмарки с отметкой о получении уведомления Комитетом Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, в материалы дела не представлен. Кроме того, пункт 2.7 Порядка, утвержденного приказом Комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию от 15.04.2011 N 61/01-07о/д "Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнении работ, оказания услуг) на территории Ставропольского края" (далее - приказ от 15.04.2011 N 61/01-07о/д) устанавливает обязанность организатора ярмарки по окончании работы ярмарки освободить и привести площадку в надлежащее санитарное состояние. Доказательства, подтверждающие ежедневное освобождение площадки заявителем в материалы дела не представлены. Постановлением администрации города Ставрополя от 30.11.2022 N 2622 "О признании утратившими силу отдельных постановлений администрации города Ставрополя" оспариваемые постановления признаны утратившими силу. Права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушены.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение от 22.02.2023 и постановление апелляционного суда от 25.04.2023 отменить, заявленные требования удовлетворить, настаивая на том, что павильоны, расположенные по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, в районе дома N 472, установлены на законных основаниях. Предприниматель является организатором ярмарки, размещенной по данному адресу, его павильоны установлены в качестве торговых мест на ярмарке, не являются капитальными (стационарными) сооружениями. Оспариваемые постановления о демонтаже павильонов не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы предпринимателя в сфере экономической деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу комитет торговли просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, полагая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Согласно статье 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебное разбирательство проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края.
Представитель комитета торговли, присутствующий в суде, обеспечивающем организацию видеоконференц-связи, возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд (арбитражный суд, организующий проведение судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи) не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителя комитета торговли, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 16.01.2021 комитет торговли в ходе проверки выявил факт самовольной установки (размещения) четырех НТО с вывесками: "Конфеты выпечка", "Овощи фрукты", "Орехи и сухофрукты", "Домашняя курица и индейка" по адресу:
г. Ставрополь, ул. Ленина, в районе дома N 472.
Согласно актам осмотра от 16.02.2021 N 09/6/2-13-31, 09/6/2-13-32, 09/6/2-13-33, 09/6/2-13-34 спорные павильоны выполнены из деревянных конструкций, наличия признаков капитальности не установлено, разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию не выдавалось.
Сообщения о планируемом демонтаже самовольно установленных НТО 06.03.2021 размещены на официальном сайте администрации в сети "Интернет" и опубликованы в газете "Вечерний Ставрополь" N 32 (7133).
Кроме того, на павильонах размещены требования от 09.03.2021 N 09/6/2-511, 09/6/2-513, 09/6/2-514, 09/6/2-515 "О проведении добровольного демонтажа объекта" (срок добровольного демонтажа установлен до 23.03.2021).
При проведении повторного осмотра мест установки НТО составлены акты от 24.03.2021, в которых зафиксировано их наличие и самовольность установки.
Постановлениями от 15.04.2021 N 742, N 743, N 744, N 745 администрация оформила решения о демонтаже самовольно установленных павильонов.
Полагая, что указанные постановления не соответствуют закону, нарушают права (интересы) предпринимателя в имущественной сфере, последний оспорил их в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 данного кодекса).
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае, в том числе, размещения нестационарных торговых объектов.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 данного Закона).
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О, осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности решать вопросы размещения нестационарных торговых объектов в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
В силу норм статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к ведению органов местного самоуправления городского округа отнесены вопросы осуществления земельного контроля за использованием земель городского округа.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Правил благоустройства территории муниципального образования город Ставрополь Ставропольского края, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 23.08.2017 N 127, НТО размещаются в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя (далее - схема), утвержденной решением Ставропольской городской Думы, и договорами на размещение нестационарных торговых объектов, и заключаемыми в порядке, установленном муниципальным правовым актом администрации города Ставрополя. Часть 2 статьи 34 Правил устанавливает запрет на размещение НТО вне мест, определенных схемой, и при отсутствии договора на размещение НТО.
Согласно приказу Комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию от 01.07.2010 N 87о/д (в ред. от 11.02.2021) "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края" решением Ставропольской городской Думы от 25.12.2020 N 515 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя.
Положением о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, утвержденным постановлением администрации города Ставрополя от 10.05.2018 N 860 (в ред. от 01.03.2021), определен порядок проведения конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя.
Приказом от 15.04.2011 N 61/01-07о/д установлен порядок проведения ярмарки на территории города Ставрополя, определена дислокация мест для проведения ярмарки. Ярмарка организуется вне пределов розничных рынков и имеет временный характер для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в целях насыщения потребительского рынка Ставропольского края товарами народного потребления по доступным ценам, в том числе продукцией товаропроизводителей Ставропольского края.
Выявление и демонтаж (перемещение) самовольно установленных и (или) незаконно размещенных некапитальных нестационарных сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя, либо на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются в соответствии с Порядком демонтажа (перемещения) самовольно (незаконно) установленных некапитальных нестационарных сооружений на территории города Ставрополя", утвержденным решением Ставропольской городской Думы от 25.10.2017 N 162. Порядок организации работ по демонтажу, перемещению, порядок возврата владельцам самовольных (незаконных) объектов, а также порядок компенсации расходов, связанных с демонтажем, перемещением, хранением, транспортированием самовольных (незаконных) объектов, регламентирован постановлением администрации от 02.11.2018 N 2238 "Об утверждении Порядка организации работ по демонтажу, перемещению самовольно (незаконно) установленных (размещенных) некапитальных нестационарных сооружений на территории города Ставрополя".
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Кодекса).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии (недоказанности заявителем) оснований для удовлетворения заявления. Суды при разрешении спора установили, что рассматриваемые торговые павильоны, принадлежащие предпринимателю, выполнены из деревянных конструкций, наличия признаков капитальности не установлено, разрешений на их строительство и ввод в эксплуатацию не выдавалось, земельные участки под данными объектами не сформированы, в аренду либо в собственность предпринимателю не предоставлены. Доказательства надлежащего оформления отношений по использованию указанных адресных ориентиров для размещения НТО (заключение договора, получение разрешения на размещение и т.п.) в соответствии с Законом N 381-ФЗ отсутствуют. Договор на право размещения НТО по итогам конкурсных процедур на право размещения НТО на территории города Ставрополя не заключался, спорные торговые павильоны размещены в отсутствие законных оснований. Оспариваемые постановления не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, изданы в нормативно определенном порядке и содержат всю необходимую информацию.
Оснований не согласиться с выводами судов предыдущих инстанций суд округа не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Материалы дела исследованы двумя судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам спора и нормам права. Оснований для отмены решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены состоявшихся судебных актов, суд округа не установил.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 по делу N А63-17949/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии (недоказанности заявителем) оснований для удовлетворения заявления. Суды при разрешении спора установили, что рассматриваемые торговые павильоны, принадлежащие предпринимателю, выполнены из деревянных конструкций, наличия признаков капитальности не установлено, разрешений на их строительство и ввод в эксплуатацию не выдавалось, земельные участки под данными объектами не сформированы, в аренду либо в собственность предпринимателю не предоставлены. Доказательства надлежащего оформления отношений по использованию указанных адресных ориентиров для размещения НТО (заключение договора, получение разрешения на размещение и т.п.) в соответствии с Законом N 381-ФЗ отсутствуют. Договор на право размещения НТО по итогам конкурсных процедур на право размещения НТО на территории города Ставрополя не заключался, спорные торговые павильоны размещены в отсутствие законных оснований. Оспариваемые постановления не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, изданы в нормативно определенном порядке и содержат всю необходимую информацию."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 августа 2023 г. N Ф08-6174/23 по делу N А63-17949/2022