Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
приказом Министерства образования
Чувашской Республики
от 01.02.2024 N 141
(приложение N 4)
Порядок
формирования предметных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Чувашской Республике
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок формирования предметной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Чувашской Республике (далее - ПК) разработан в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2085 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11 августа 2022 г. 871 "Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 октября 2022 г., регистрационный N 70648);
приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11 июня 2021 г. N 805 "Об установлении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 сентября 2021 г., регистрационный N 64829);
приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 г. N 233/552 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 мая 2023 г., регистрационный N 73314) (далее - Порядок ГИА-11);
приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 г. N 232/551 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 мая 2023 г., регистрационный N 73292) (далее - Порядок ГИА-9);
инструктивно-методическими документами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор).
1.2. ПК создается в целях проверки экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и/или среднего общего образования (далее - ГИА).
2. Статусы экспертов ПК
2.1. По результатам прохождения квалификационных испытаний эксперту может быть присвоен один из следующих статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Председателю ПК присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационных испытаниях.
Ведущий эксперт - статус, присваиваемый председателю и, по усмотрению председателя ПК, экспертам при условии достижения установленных настоящим порядком результатов квалификационного испытания (пункт 4.3 настоящего Порядка) и опыта оценивания развернутых ответов участников экзаменов и ведения организационной работы в ПК не менее 3-х лет, позволяющий осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по учебному предмету, консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек.
Старший эксперт - статус, присваиваемый эксперту ПК при условии достижения установленных настоящим порядком результатов квалификационного испытания (пункт 4.3 настоящего Порядка) и опыта оценивания развернутых ответов участников экзаменов не менее 2 лет, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по назначению председателя ПК), участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт - статус, присваиваемый эксперту ПК при условии достижения установленных настоящим порядком результатов квалификационного испытания (пункт 4.3 настоящего Порядка), позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК.
3. Порядок проведения подготовки экспертов ПК
3.1. Кандидаты, претендующие на должность экспертов предметной комиссии и соответствующие требованиям, описанным в пункте 40 Порядка ГИА-11 и пункте 34 Порядка ГИА-9, должны раз в три года проходить обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе, включающей в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ (в том числе письменных и устных) в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработанными организациями, уполномоченными Рособрнадзором.
3.2. Дополнительное профессиональное образование может быть получено в различных формах, установленных законом Российской Федерации об образовании.
3.3. Подготовка кандидатов в эксперты ПК проводится под руководством действующих экспертов предметной комиссии, имеющих статус "ведущий эксперт" в соответствии с утвержденными образовательными программами и с использованием учебно-методических материалов для подготовки экспертов ПК, размещенных на официальном сайте ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" и образцов экзаменационных работ участников ЕГЭ и ОГЭ прошлых лет, предоставленных региональным центром обработки информации (далее - РЦОИ).
3.4. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов используется система согласования подходов к оцениванию (далее - система). Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
На федеральном уровне система включает следующие мероприятия для экспертов, имеющих статус ведущих экспертов:
в рамках очных мероприятий с участием членов комиссий по разработке контрольных измерительных материалов (далее также - КИМ) обсуждение и выработку подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК при оценивании;
оценивание образцов экзаменационных работ в удаленном режиме;
анализ результатов оценивания.
На региональном уровне система включает следующие мероприятия:
внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК (подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус "ведущий эксперт", и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников экзаменов предыдущих лет);
обязательное проведение в течение не менее чем 60 минут оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников экзаменов или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.
3.5. Организационно-технологическое обеспечение подготовки экспертов ПК осуществляет РЦОИ.
4. Квалификационные требования для присвоения статусов экспертам ПК
4.1. Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются всем экспертам, включаемым в ПК (кроме председателя ПК), в зависимости от уровня квалификации эксперта.
4.2. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
- требованиям к экспертам ПК, определенными порядком проведения ГИА-9 и ГИА-11;
- требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА (пункт 2.1 настоящего Порядка);
- требованиям к результатам квалификационного испытания установленным настоящим порядком (пункт 4.3 настоящего Порядка);
- требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций (кроме экспертов ПК, включаемых в ПК в первый раз).
4.3. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать следующим значениям.
Показатель: Процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
Ведущий эксперт |
Старший эксперт |
Основной эксперт |
|
Русский язык |
10% |
15% |
25% |
Иностранные языки | |||
Обществознание | |||
Литература | |||
Биология |
10% |
15% |
20% |
История | |||
Физика |
5% |
7% |
10% |
Химия | |||
Информатика и ИКТ | |||
География | |||
Математика |
1% |
5% |
7% |
Показатель: Процент заданий/критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания.
Статус эксперта ПК |
Максимальное значение показателя |
Ведущий эксперт |
0 |
Старший эксперт |
0 |
4.4. При присвоении статуса "ведущий" и "старший" эксперт учитываются результаты работы эксперта по проверке заданий с развернутым ответом участников ГИА в предыдущие годы: процент рассогласованности при оценивании развернутых ответов и статистика удовлетворенных апелляций. При подтвержденных фактах неудовлетворительной работы эксперта в предыдущие годы, по согласованию с председателем ПК, ему может быть присвоен статус ниже полученного по результатам прохождения квалификационных испытаний.
5. Организация квалификационного испытания
5.1. Квалификационные испытания проводятся для кандидатов в члены предметных комиссий с дальнейшим присвоением им соответствующего статуса эксперта предметной комиссии.
5.2. Квалификационное испытание проводится ежегодно.
5.3. Для проведения квалификационных испытаний ежегодно формируются квалификационные комиссии в составе не менее трех человек из числа сотрудников РЦОИ, ОИВ (по согласованию). Председателем квалификационной комиссии является председатель ПК.
5.4. К прохождению квалификационного испытания допускаются лица, отвечающие требованиям, описанным в пункте 40 Порядка ГИА-11 и пункте 34 Порядка ГИА-9;
5.5. Квалификационное испытание по согласованию с председателем ПК может проходить непосредственно в Интернет-системе дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" (для экспертов, участвующих в проверке работ ЕГЭ), а также в форме практической работы по проверке развернутых ответов участников ОГЭ и ЕГЭ (отбор работ для создания контрольно-измерительных материалов осуществляется председателем ПК из образцов развернутых ответов участников экзаменов прошлых лет, предоставленных РЦОИ).
5.6. Квалификационные испытания признаются успешно пройденными при условии достижения установленного настоящим порядком значения показателя согласованности оценивания для присвоения статуса эксперта кандидатам в члены предметных комиссий (пункт 4.3 настоящего Порядка).
5.7. Результаты прохождения квалификационных испытаний (решение квалификационной комиссии) оформляются сводным протоколом, подписанным председателем квалификационной комиссии и её членами и передаются в Министерство образования Чувашской Республики (для формирования приказа о составе ПК на текущий год).
5.8. Информация о результатах квалификационного испытания и присвоенном экспертам статусе вносится в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
5.9. Эксперты ПК, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав ПК и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников экзаменов в текущем году.
6. Анализ работ ПК
6.1. По окончании проведения ГИА и проверки экзаменационных работ участников экзаменов проводится анализ работы ПК.
6.2. Анализ работы ПК проводится на основании информации, предоставленной РЦОИ, а также Рособрнадзором и уполномоченными Рособрнадзором организациями.
6.3. В целях обеспечения проведения анализа работы ПК группе экспертов, анализирующих работу ПК, предоставляется доступ к КИМ на территории РЦОИ.
Экспертам ПК запрещается копировать и выносить из помещений, в которых осуществляется работа с КИМ, экзаменационные работы, критерии оценивания, КИМ.
Экспертам ПК запрещается разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.