Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
приказом Министерства образования
Чувашской Республики
от 01.02.2024 N 141
(приложение N 3)
Положение
о предметных комиссиях Чувашской Республики по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования
1. Общие положения
1.1. Предметные комиссии Чувашской Республики по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее - ПК) создаются в целях проверки экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования (далее - ГИА) по соответствующим учебным предметам.
1.2. ПК в своей работе руководствуется:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2085 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11 августа 2022 г. 871 "Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 октября 2022 г., регистрационный N 70648);
приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11 июня 2021 г. N 805 "Об установлении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 сентября 2021 г., регистрационный N 64829);
приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 г. N 233/552 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 мая 2023 г., регистрационный N 73314) (далее - Порядок ГИА-11);
приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 г. N 232/551 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 мая 2023 г., регистрационный N 73292) (далее - Порядок ГИА-9);
нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор);
нормативными правовыми актами Чувашской Республики;
иными нормативными правовыми актами по вопросам организации и проведения ГИА;
настоящим Положением.
2. Структура и состав ПК
2.1. ПК создаются по следующим учебным предметам: русскому языку, математике (в том числе математике (профильный уровень), литературе, физике, биологии, химии, географии, истории, обществознанию, информатике, иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский, китайский), родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации.
2.2. ПК создается по соответствующему учебному предмету для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА-9) и (или) государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА-11).
2.3. ПК по каждому учебному предмету создает Министерство образования Чувашской Республики не позднее чем за 1 месяц до начала ГИА.
2.4. Кандидатуры председателей ПК определяются и представляются на согласование в Рособрнадзор Министерством образования Чувашской Республики в соответствии с письмом-запросом Рособрнадзора.
2.5. Формирование составов ПК организуется председателем ПК по соответствующему учебному предмету. Не позднее чем за один месяц до начала проведения ГИА председатель ПК представляет в Министерство образования Чувашской Республики предложения по персональному составу ПК для утверждения.
2.6. ПК по соответствующему учебному предмету прекращает свою деятельность с момента утверждения Министерством образования Чувашской Республики нового состава ПК по соответствующему учебному предмету.
2.7. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.
2.8. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям (далее - эксперты):
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта педагогической работы в соответствующей предметной области в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ (в том числе письменных, устных, практических и лабораторных) по соответствующему учебному предмету, полученного в течение последних трех лет.
Специалист, не прошедший квалификационные испытания в текущем году, не допускается к включению в состав ПК, а также не может принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.
Состав ПК по каждому учебному предмету формируется с учетом отсутствия у экспертов, предполагаемых для включения в состав предметной комиссии по соответствующему учебному предмету, конфликта интересов.
2.9. Министерство образования Чувашской Республики по представлению председателя ПК утверждает перечень дополнительных средств и материалов (непрограммируемый калькулятор, словари, учебники, программное обеспечение рабочих мест с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" и т.п.), допустимых к использованию экспертами в помещениях ПК во время оценивания работ.
2.10. В помещениях ПК могут присутствовать:
члены ГЭК;
аккредитованные общественные наблюдатели;
должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, должностные лица Министерства образования Чувашской Республики.
2.11. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет Региональный центр обработки информации Чувашской Республики (далее - РЦОИ).
2.12. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, соответствующее решение принимает председатель ПК и (или) руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.
2.13. В период организации и проведения ГИА ПК осуществляет проверку развернутых ответов участников экзаменов ГИА, в том числе устных ответов участников ГИА и ответов, выполненных на компьютере.
2.14. В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
2.15. Министерство образования Чувашской Республики обеспечивает организацию видеонаблюдения и видеозаписи в помещениях ПК.
3. Полномочия и функции председателя ПК
3.1. Председатель ПК в период подготовки к ГИА:
имеет право участвовать в ежегодных мероприятиях федерального уровня по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ГИА;
обеспечивает организационное и методическое сопровождение ежегодного обучения (обучающих семинаров по согласованию подходов к оцениванию) экспертов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций в предыдущие годы;
не позднее чем за 14 дней до начала обработки экзаменационных материалов по соответствующему учебному предмету формирует и согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК для планирования назначения экспертов на проверку экзаменационных работ;
согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов, проводящих проверку бланков, распознанных как пустые;
согласует с руководителем РЦОИ форму и состав данных, получаемых из РЦОИ в период проведения проверки, а также после завершения проверки развернутых ответов участников экзаменов.
3.2. Председатель ПК обеспечивает контроль условий работы ПК, в том числе дополнительных средств и материалов для экспертов, а также необходимого программного обеспечения для работы ПК.
3.3. Председатель ПК на этапе проверки развернутых ответов участников ГИА должен:
получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания развернутых ответов, ознакомиться с полученными критериями, подготовиться к семинару по согласованию подходов к оцениванию;
обеспечить присутствие в помещениях ПК только допущенных лиц;
провести оперативный семинар по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом (продолжительностью не менее часа), опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутыми ответами, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне (возможно проведение повторного оперативного согласования подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию);
получить у руководителя РЦОИ необходимое количество комплектов критериев для экспертов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам;
распределить экспертов по рабочим местам;
выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;
осуществлять консультирование экспертов по вопросам проверки и оценивания экзаменационных работ;
обеспечить комфортную рабочую атмосферу в ПК;
решать вопросы, возникающие у экспертов, в рамках своей компетенции;
контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и осуществлять оперативный обмен бланками-протоколами и бланками-копиями с РЦОИ;
организовать взаимодействие с РЦОИ в случае, если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, и передать в РЦОИ данный комплект с протоколом проверки;
передать в РЦОИ бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, для переназначения другим экспертам;
представлять председателю ГЭК информацию о случаях, выявленных при проверке ответов (в том числе устных ответов) участников экзаменов, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка ГИА-11, Порядка ГИА-9;
контролировать качество работы экспертов ПК, направлять председателю ГЭК представление об отстранении от работы в ПК экспертов, нарушающих требования порядка проведения ГИА, игнорирующих в процессе проверки согласованные подходы к оцениванию работ, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки.
3.4. Председатель ПК обеспечивает учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов.
3.5. По завершении работы ПК председатель ПК должен:
сдать в РЦОИ все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки;
по завершении проверки получить в РЦОИ пакет документов о результатах работы ПК (количество экзаменационных работ, проверенных каждым экспертом, количество экзаменационных работ, отправленных на третью проверку, информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания).
3.6. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами председатель ПК должен:
получить от председателя апелляционной комиссии Чувашской Республики по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее - апелляционная комиссия) апелляционный комплект участника экзамена до заседания апелляционной комиссии;
получить в РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;
до заседания апелляционной комиссии организовать работу экспертов ПК по установлению правильности оценивания заданий с развернутым и (или) устным ответом, и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом;
представить в апелляционную комиссию на рассмотрение апелляции кандидатуры экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющих опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, но не являющихся экспертами ПК, проверявшими экзаменационные работы данных апеллянтов ранее, и передать им вышеуказанные материалы;
узнать у ответственного секретаря апелляционной комиссии дату, место и время заседания апелляционной комиссии, а также о присутствии на заседании апелляционной комиссии апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
направить экспертов ПК, назначенных на рассмотрение апелляции и принимавших участие в работе по установлению правильности оценивания развернутых и (или) устных ответов, и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутым и (или) устным ответом апеллянтов, на заседание апелляционной комиссии в указанное время (в случае присутствия на заседании апелляционной комиссии апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей));
передать председателю апелляционной комиссии апелляционные комплекты документов и заключения экспертов ПК после проведения экспертами ПК соответствующей работы по установлению правильности оценивания экзаменационной работы в тот же день;
оперативно передавать в уполномоченную Рособрнадзором организацию (ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений") информацию об обнаружении некорректных (по мнению председателя ПК) заданиях с обязательным указанием номера варианта КИМ (или номера КИМ), номера задания и содержания замечания.
4. Полномочия экспертов ПК
4.1. Во время работы экспертам ПК запрещается:
самостоятельно изменять рабочие места;
иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
копировать и выносить из помещений для работы ПК экзаменационные работы, критерии оценивания, бланки-протоколы;
разглашать информацию, содержащуюся в указанных выше материалах;
без уважительной причины покидать аудиторию;
переговариваться с другими экспертами, если речь не идет о консультировании с председателем ПК или с экспертом, назначенным по решению председателя ПК, консультантом.
4.2. На подготовительном этапе эксперты ПК должны:
пройти обучение по программе дополнительного профессионального образования, включающей в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ (в том числе письменных и устных) по соответствующему учебному предмету (не реже чем один раз в три года;
подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями Порядка проведения ГИА-9 и Порядка проведения ГИА-11;
заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем ПК;
непосредственно перед проверкой работ участвовать в проводимом председателем ПК оперативном семинаре по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом.
Эксперты, не прошедшие инструктаж, и (или) не участвующие в оперативном семинаре по согласованию подходов к оцениванию, к проверке развернутых ответов не допускаются.
4.3. Во время проверки развернутых ответов эксперты ПК должны:
по указанию председателя ПК занять рабочие места в предоставленных аудиториях;
получить рабочие комплекты для проверки и критерии оценивания;
соблюдать дисциплину во время работы;
обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом, если возникли вопросы или проблемы при оценивании экзаменационных работ.
4.4. Эксперты ПК должны оформлять бланки-протоколы в соответствии со следующими правилами:
заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
не использовать для заполнения бланка-протокола карандаш (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного;
оценивать экзаменационную работу, в которой пустое (не заполненное участником экзамена) место погашено "Z", в установленном порядке в соответствии с критериями оценивания;
поставить знак "X" в полях бланка-протокола, соответствующих позициям оценивания выполнения заданий, ответ на которые участник экзамена не внес в бланк ответов N 2 (дополнительный бланк ответов N 2);
поставить в соответствующее поле (поля) бланка-протокола соответствующий критериям оценивания балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, если участник экзамена приступал к выполнению задания;
поставить в соответствующее поле бланка-протокола номер выбранного участником экзамена альтернативного задания, если участник экзамена выполнял альтернативное задание;
поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю ПК для передачи на обработку после завершения заполнения бланка-протокола.
4.5. При проверке предположительно пустых бланков ответов N 2 эксперты ПК должны:
получить инструктаж у руководителя РЦОИ (назначенного им сотрудника РЦОИ) и у председателя ПК о выполнении проверки предположительно пустых бланков ответов N 2;
просматривать с экрана изображения предположительно пустых бланков ответов N 2;
при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ГИА приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, удостоверить, что изображение заполнено;
при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостовериться, что изображение не заполнено.
4.6. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами эксперты ПК должны:
получить от председателя ПК апелляционный комплект участника экзамена, подавшего апелляцию, и критерии оценивания данной работы;
до заседания апелляционной комиссии рассмотреть экзаменационную работу апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание данной экзаменационной работы;
дать письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом с обязательным указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый ими балл;
узнать у председателя ПК дату, место и время заседания апелляционной комиссии и прибыть в указанное время;
в случае возникновения у апеллянта или у апелляционной комиссии вопросов по оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения;
в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий необходимо сообщить об этом председателю ПК.
5. Организация проверки развернутых ответов
Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы
5.1. Развернутые ответы участников экзаменов оцениваются двумя экспертами ПК независимо друг от друга.
По результатам первой и второй проверок эксперты ПК, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГИА с развернутым ответом. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки развернутых ответов участников экзаменов, который после заполнения передается в РЦОИ.
5.2. В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.
Третий эксперт назначается автоматизировано из числа экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.
Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены автоматизировано при распечатке бланка-протокола.
5.3. Распределение работ участников экзаменов между экспертами ПК, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ГИА с развернутым ответом, а также определение необходимости проверки работы третьим экспертом осуществляются автоматизировано с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ.
5.4. Проверку развернутых ответов участников экзаменов эксперты ПК осуществляют, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в ПК подходами к оцениванию развернутых ответов.
В случае возникновения у эксперта затруднения в оценивании экзаменационной работы эксперт ПК может получить консультацию у председателя ПК или консультирующего эксперта, назначенного председателем ПК.
5.5. На протяжении периода работы ПК председатель ПК и (или) его заместитель фиксирует у себя номера работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов при оценивании (на основании работ, проверенных собственноручно и (или) работ, номера которых выписывали эксперты в процессе оценивания) для проведения анализа работы ПК.
5.6. При проведении межрегиональной перекрестной проверки изображения экзаменационных работ участников экзаменов, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами ПК в общей очереди работ участников экзаменов. При этом экспертам ПК не предоставляется информация о том, экзаменационные работы из какого субъекта Российской Федерации были назначены на проверку экспертам ПК.
5.7. При выходе эксперт ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, председателю ПК.
5.8. При выявлении экспертом случаев, свидетельствующих о нарушении или возможном нарушении участником экзамена порядка проведения ГИА (выявлен факт выполнения экзаменационной работы несамостоятельно, наличие предположительно разных почерков, решение заданий разных вариантов, текст работы совпадает с текстом в других работах или опубликованных источниках и т.п.) эксперт уведомляет об обнаруженном факте председателя ПК. Совместно с председателем ПК (при необходимости, с другими экспертами, обнаружившими указанные факты) составляется акт с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов.
Председатель ПК направляет служебную записку с приложением указанного акта председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения.
Эксперт, обнаруживший указанные факты, оценивает работу в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов, в том числе устных, ответов, кроме случаев, указанных в критериях оценивания развернутых ответов.
5.9. В случае невозможности экспертом оценить развернутые ответы участника экзамена по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.), эксперт уведомляет об этом председателя ПК.
5.10. Проверка развернутых ответов участников экзаменов считается завершенной, когда все экзаменационные работы проверены экспертами необходимое количество раз, а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы в РЦОИ.
6. Организация работы ПК при перепроверках результатов ГИА
6.1. До 1 марта следующего года по поручению Рособрнадзора или по решению ГЭК ПК могут проводить перепроверку отдельных экзаменационных работ участников экзаменов.
6.2. По решению Министерства образования Чувашской Республики ПК проводит перепроверку отдельных экзаменационных работ участников экзаменов. Перепроверку проводят эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данные работы, имеющие опыт первой, второй, третьей проверки в текущем году.
6.3. Комплект документов для перепроверки содержит:
копии бланков ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов N 2;
копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
6.4. Председатель ПК получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).
6.5. Эксперты ПК осуществляют перепроверку полученных экзаменационных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
6.6. Оформленные протоколы перепроверки председатель ПК передает в ГЭК для утверждения в течение одного календарного дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.