г. Краснодар |
|
10 августа 2023 г. |
Дело N А53-13818/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) - Сурма Н.А. (доверенность от 30.05.2023), в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ОГРН 1022303274674,ИНН 2322001997), извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 по делу N А53-13818/2022, установил следующее.
ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - порт) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - дорога) о взыскании 33 761 432 рублей 04 копеек неустойки за просрочку доставки груза.
Решением от 15.02.2023, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 17.04.2023, иск удовлетворен в части, с ответчика в пользу истца взыскано 23 617 459 рублей 92 копейки неустойки, 191 672 рубля 74 копейки расходов по оплате государственной пошлины, в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе дорога просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на применение судами не подлежащей применению нормы права; непринятие во внимание того, что согласия/несогласия грузополучателя в акте общей формы на изменение срока доставки, определенного на станции отправления, действующее законодательство не предусматривает; нормы права не предусматривают необходимость представления грузополучателю для подписания актов общей формы об увеличении срока доставки грузов и порожних вагонов. В связи с наличием основания для увеличения срока доставки вагонов на основании пункта 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), истцом неправомерно заявлена и взыскана судами неустойка в размере 10 101 051 рубль 80 копеек.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, дорога и порт заключили договор от 05.07.2018 N 85/7т, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего порту, примыкающего к станции Туапсе - Сортировочная СКЖД стрелочным переводом N 207 к пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к пути N 5 парка "В", обслуживаемого локомотивом порта (собственными или арендованными).
По спорным транспортным железнодорожным накладным общество приняло груз к перевозке в адрес порта.
Ссылаясь на просрочку доставки груза, порт начислил 33 761 432 рубля 04 копейки неустойки, предусмотренной статьей 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Неуплата ответчиком пеней послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 33, 97 Устава, Правилами N 245, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства и доводы сторон, установили нарушение ответчиком срока доставки груза по спорным железнодорожным транспортным накладным на сумму 33 739 228 рублей 46 копеек (с учетом признания истцом необоснованности исковых требований на сумму 12 122 рубля 14 копеек ввиду наличия арифметической ошибки и начисления штрафа в размере 10 081 рубля 44 копеек из-за коммерческой непригодности вагона по накладной ЭЛ066200).
Оценивая соразмерность заявленной к взысканию неустойки с учетом заявленного обществом ходатайства о ее снижении, суды сочли возможным применить статью 333 Кодекса и уменьшили неустойку на 30% от суммы, подлежащей взысканию, которая составила 23 617 459 рублей 92 копейки.
Согласно статье 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
В соответствии со статьей 792 Кодекса перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно статье 33 Устава перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
В силу пункта 2 Правил N 245 дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений этих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.
По общему правилу, сформулированному в пункте 2.1 Правил N 245, нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки. Нормативный срок доставки изменяется в случаях, перечисленных в этих Правилах.
Отклоняя доводы ответчика относительно его несогласия с выводами судов в части взыскания 10 101 051 рубля 80 копеек неустойки со ссылкой на правомерность увеличения срока доставки грузов в связи с отставлением вагонов, перевозивших груз по спорным накладным, от движения в пути следования ввиду невозможности их приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя (порта), суды указали, что, поскольку представленные дорогой документы не подтверждают задержку вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя (не обосновывают объективную невозможность принятия вагонов станцией назначения ввиду действий (бездействия) грузополучателя), следовательно, дорога не доказала, что в процессе перевозки вагоны были задержаны в пути следования по причине неприема вагонов станцией назначения по вине грузополучателей.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, касающиеся фактических обстоятельств данного спора и доказательственной базы по делу, не могут являться основанием для отмены судебного акта в суде кассационной инстанции, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами представленных доказательств и сделанными на их основании выводами об обстоятельствах дела. Переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств дела в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом изложенного суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения решения и постановления по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 по делу N А53-13818/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 792 Кодекса перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно статье 33 Устава перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
...
В силу пункта 2 Правил N 245 дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений этих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.
По общему правилу, сформулированному в пункте 2.1 Правил N 245, нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки. Нормативный срок доставки изменяется в случаях, перечисленных в этих Правилах."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 августа 2023 г. N Ф08-7403/23 по делу N А53-13818/2022