г. Краснодар |
|
10 августа 2023 г. |
Дело N А15-4886/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от заявителя государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Специальное предприятие гражданской обороны "Защита"" (ИНН 2309007830, ОГРН 1022301433626) - Рябич О.М. (доверенность от 07.08.2023), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (ИНН 0562044239, ОГРН 1020502629795), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Центр обеспечения деятельности по гражданской обороне, защите населения и территории Республики Дагестан от чрезвычайных ситуаций" (ИНН 0562075886, ОГРН 1090562002178), - Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан (ИНН 0572005870, ОГРН 1130572002032), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.02.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 по делу N А15-4886/2021, установил следующее.
Государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Специальное предприятие гражданской обороны "Защита"" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - антимонопольный орган, управление) о признании недействительными пунктов 1, 2 решения от 01.09.2021 N 005/06/106-2025/2021 и пункта 3 предписания от 01.09.2021 N 005/06/1062025/2021.
Решением суда первой инстанции от 22.03.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.05.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва предприятия, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан опубликовано извещение N 0103200008421002173 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта об оказании услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности списанного имущества гражданской обороны, противогазы в комплекте, утратившие потребительские свойства, код по ФККО 49110221524, в том числе ящиков их хранения.
ООО "Протон" обратилось в управление с жалобой на действия государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Центр обеспечения деятельности по гражданской обороне, защите населения и территории Республики Дагестан от чрезвычайных ситуаций" (далее - заказчик), выраженные в отсутствии включения в условия аукционной документации о предоставлении копии действующей лицензии сведений относительно территории, на которой будет оказываться услуга.
По результатам рассмотрения жалобы управлением принято решение от 01.09.2021 N 005/06/106-2025/2021, которым жалоба ООО "Протон" признана обоснованной, а также выдано предписание от 01.09.2021 N 005/06/1062025/2021.
Предприятие обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) в редакции, действующей в спорный период, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 99-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии включаются следующие сведения: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, лицензия подлежит переоформлению, в том числе в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в редакции, действующей в спорный период, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, о результатах рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Судебными инстанциями установлено и фактически не оспаривается лицами, участвующими в деле, что в аукционной документации отсутствовало требование о наличии в приложении к лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, утилизации отходов места оказания услуг.
При этом судебными инстанциями не учтено, что право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.
Исходя из этого, отсутствие в аукционной документации требования о наличии в приложении к лицензии места оказания услуг может повлечь за собой необоснованный допуск к участию в аукционе участников, не соответствующих установленным законодательством требованиям.
Судебными инстанциями не учтено, что срок на внесение изменений в лицензию относительно адресов осуществления деятельности может превышать срок оказания услуг, предусмотренный контрактом.
В этой связи спорные по данному делу обстоятельства правомерно квалифицированы антимонопольным органом как нарушение заказчиком предусмотренных законом требований.
Исходя из этого у антимонопольного органа имелись достаточные правовые основания для принятия оспариваемого решения и вынесения предписания.
Указанный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2018 N 301-КГ18-2640, а также от 08.11.2019 N 303-ЭС19-20744.
В соответствии с частью 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются, в том числе, нарушение либо неправильное применение норм материального права, под которыми понимается неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.02.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 по делу N А15-4886/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, о результатах рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
...
Судебными инстанциями не учтено, что срок на внесение изменений в лицензию относительно адресов осуществления деятельности может превышать срок оказания услуг, предусмотренный контрактом.
В этой связи спорные по данному делу обстоятельства правомерно квалифицированы антимонопольным органом как нарушение заказчиком предусмотренных законом требований.
Исходя из этого у антимонопольного органа имелись достаточные правовые основания для принятия оспариваемого решения и вынесения предписания.
Указанный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2018 N 301-КГ18-2640, а также от 08.11.2019 N 303-ЭС19-20744."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 августа 2023 г. N Ф08-7880/23 по делу N А15-4886/2021