г. Краснодар |
|
16 августа 2023 г. |
Дело N А32-23099/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при ведении протокола помощником судьи Зубко А.Н., с участием в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции, от заявителя - индивидуального предпринимателя Сухарева Игоря Борисовича (ОГРНИП 304550428500046) - Бакалова Е.И. (доверенность от 26.04.2023), в отсутствие заинтересованного лица - администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, третьего лица - Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Сухарева Игоря Борисовича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 по делу N А32-23099/2022, установил следующее.
ИП Сухарев И.Б. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к муниципальному образованию город-курорт Сочи в лице департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 15.02.2022 N 1835/21.01-17, об отказе в размещении рекламной конструкции "VITEK" в нежилом помещении с кадастровым номером 23:49:0302024:1441 по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, Курортный проспект, 92/5; возложении на заинтересованное лицо обязанности выдать заявителю разрешение на установку рекламной конструкции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края.
Решением от 10.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.05.2023, в удовлетворении заявления отказано. Руководствуясь положениями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), судебные инстанции указали, что правилами размещения и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, утвержденными решением Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 25.03.2021 N 25 определены и утверждены типы и виды рекламных конструкций, допустимых к установке на территории муниципального образования. При рассмотрении документов, представленных предпринимателем, и в заявлении указан тип рекламной конструкции - световые объемные буквы, вместе с тем, такой тип рекламной конструкции Правилами не предусмотрен. Размещение спорной рекламной конструкции над уровнем кровли располагает ее за пределами строительного объема здания. В соответствии с Правилами крышная рекламная конструкция - тип рекламной конструкции, размещаемой полностью или частично выше уровня карниза, на крыше здания, строения и сооружения, выполненной по индивидуальному проекту. Согласно полученной информации, Управление государственной охраны объектов культурного наследия, капитальный объект недвижимости, зарегистрированный по адресу: г. Сочи, Курортный проспект, д. 92/5, расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (далее - ЗРЗ-2) объекта культурного наследия регионального значения согласно приказу администрации Краснодарского края от 27.05.2019 N 76-кн "Об утверждении предмета охраны, границ территории и зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Здания и сооружения санатория "Металлург"", 1956 г., Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, Курортный проспект, 92" (далее - приказ N 76-кн). По данным Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечня выявленных объектов культурного наследия, списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, материалов архива управления по адресу: г. Сочи, Хостинский район, Курортный проспект, 92/5, с кадастровым номером земельного участка 23:49:0302024:1960, объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия, объекты, обладающие признаками объектов культурного наследия, не значатся, однако рассматриваемый земельный участок расположен в границах исторического поселения город Сочи и в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-2) объекта культурного наследия регионального значения "Здания и сооружения санатория "Металлург"", 1956 г., Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, Курортный проспект, 92. Объект культурного наследия принят на государственную охрану решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 31.08.1981 N 540 "О дополнении списка памятников истории и культуры Краснодарского края". Приказом N 76-кн утвержден предмет охраны, границы территории и зоны охраны объекта культурного наследия, согласно которому в границах ЗРЗ-2 объекта культурного наследия запрещается установка на крышах зданий средств инженерно-технического обеспечения и рекламных конструкций и отдельно стоящих рекламных конструкций. Размещение спорной рекламной конструкции в испрашиваемом помещении, фактически отвечающем всем своим критериям понятию кровли, не отвечает требованиям в историческом поселении регионального значения градостроительного регламента. Нежилое помещение заявителя общей площадью 201 кв. м расположено на двадцать первом этаже жилого дома по адресу: г. Сочи, Курортный проспект, 92/5, является открытой, не имеющей над собой крышу, площадкой, огороженной стенами разной высоты; площадка расположена над уровнем кровли. Оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает права заявителя.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение от 10.02.2023 и постановление апелляционного суда от 05.05.2023 отменить, заявленные требования удовлетворить, указывая, что заявителем фактически испрашивалось разрешение на продление срока эксплуатации установленной в 2011 году рекламной конструкции.
При подаче заявления о продлении срока разрешения на эксплуатацию рекламной конструкции предприниматель вынужден использовать единственно возможную форму подачи заявления "на установку и размещение" рекламной конструкции, так как Правилами размещения и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования город-курорт Сочи иная форма заявления (на продление разрешения) не предусмотрена. Спорное помещение не может отвечать признакам кровли. Помещение, в котором размещена реклама, спроектировано и сформировано органами технической инвентаризации как объект, имеющий специальное назначение "площадка для размещения рекламы". К заявлению о выдаче разрешения предприниматель приложил проект каркаса рекламной конструкции "VITEK" на площадке для размещения рекламы (нежилое помещение с кадастровым номером 23:49:0302024:1441) "Идеал Хаус", Сочи, Курортный проспект 92/5. Запрет, установленный приказом N 76-кн, не распространяется на рассматриваемую рекламную конструкцию. Помещение (площадка для размещения рекламы) огорожена стенами разной высоты; стены расположены выше площадки, которая по отношению к стенам является полом. Кровля части здания расположена выше уровня расположенной в помещении рекламной конструкции. Здание по адресу: г. Сочи, Курортный проспект, 92/5 действительно находится в зоне регулируемой застройки-2, однако, само здание не является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры). Рекламная конструкции более 10 лет находится на одном месте (в том числе в настоящее время), не требует никаких работ. В материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на принадлежащее заявителю помещение, в отношении которого отсутствуют какие-либо ограничения на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций.
Администрация в отзыве указала на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов, подчеркнув, что нежилое помещение общей площадью 201 кв. м расположено на двадцать первом этаже жилого дома по адресу:
г. Сочи, Курортный проспект, 92/5, является открытой, не имеющей крышу, площадкой, огороженной стенами разной высоты; площадка расположена над уровнем кровли.
В соответствии с "СП 17.13330.2017. Свод правил. Кровли. Актуализированная редакция СНиП И-26-76", утвержденным приказом Минстроя России от 31.05.2017 N 827/пр, кровля представляет собой ограждающую конструкцию крыши. Объект капитального строительства, расположенный по адресу: г. Сочи, Курортный проспект, 92/5, в соответствии с приказом N 76-кн попадает в зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-2) объекта культурного наследия регионального значения "Здания и сооружения санатория "Металлург"", 1956 г., Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, Курортный просп., 92. Согласно приказу N 76-кн в границах ЗРЗ-2 объекта культурного наследия запрещается установка на крышах зданий средств инженерно-технического обеспечения и рекламных конструкций и отдельно стоящих рекламных конструкций. Кроме того, пунктом 7.13 приказа N 76-кн предусмотрены ограничения в части проведения работ по размещению информационных стендов, рекламных щитов, вывесок; разрешается размещение на фасадах зданий вывесок размером не более 0,6 х 2 м, информационных и рекламных объявлений размером не более 0,6 х 0,8 м. Предпринимателем планируется размещение рекламной конструкции "VITEK" (размер рекламного поля 19,3 м на 4,6 м).
На основании статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель предпринимателя, участвовавший в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены согласно статьям 121, 123 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 28.12.2021 в связи с окончанием срока действия предыдущего разрешения заявитель обратился в департамент архитектуры с заявлением о выдаче разрешения на размещение рекламной конструкции "VITEK" в принадлежащем предпринимателю нежилом помещении по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, Курортный проспект, 92/5, нежилое помещение 1.
Письмом от 15.02.2022.N 1835/21.01-17 департамент архитектуры отказал в выдаче запрошенного разрешения со ссылкой на наличие запрета на установку на крышах зданий средств инженерно-технического обеспечения и рекламных конструкций, введенного приказом N 76-кн.
Считая решение, изложенное в письме от 15.02.2022 N 1835/21.01-17, незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, данное лицо обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно части 6, пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
Нормами Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3). Распространение наружной рекламы с использованием электронных табло, монтируемых и располагаемых на конструктивных элементах сооружений, осуществляется владельцем рекламной конструкции - рекламораспространителем (часть 1 статьи 19). Установка и эксплуатация такой рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником сооружения, к которому она присоединяется (часть 5 статьи 19). Рекламные конструкции размещаются в соответствии с утверждаемой органом местного самоуправления схемой при их размещении на земельных участках любой формы собственности и на ином недвижимом имуществе, находящемся в региональной или муниципальной собственности (часть 5.8 статьи 19). Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления городского округа на основании заявления владельца рекламной конструкции (часть 9 статьи 19). Отказ в выдаче такого разрешения при несоответствии установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций допускается только в том случае, если такое место должно определяться схемой размещения рекламных конструкций (пункт 2 части 15 статьи 19).
Правилами размещения и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, утвержденными решением Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 25.03.2021 N 25 определены и утверждены типы и виды рекламных конструкций допустимых к установке на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В силу статьи 33 N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1). Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия (подпункт 7 пункта 2).
Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 6 Закон N 73-ФЗ).
Частью 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя: установление ответственности за изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; контроль за состоянием объектов культурного наследия. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом. Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления (пункт 1, 3 статьи 60 Закона N 73-ФЗ).
Согласно пункту 10 статьи 20 Закона N 3223-КЗ размещение информационных конструкций, вывесок в историческом поселении регионального значения осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом в границах территории исторического поселения регионального значения.
В силу пункта 1 статьи 35.1 N 73-ФЗ не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.
Приказом N 76-кн утвержден предмет охраны, границы территории и зоны охраны объекта культурного наследия, согласно которому в границах ЗРЗ-2 объекта культурного наследия запрещается установка на крышах зданий средств инженерно-технического обеспечения и рекламных конструкций и отдельно стоящих рекламных конструкций.
Согласно пункту 10 статьи 20 Закона N 3223-КЗ размещение информационных конструкций, вывесок в историческом поселении регионального значения осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом в границах территории исторического поселения регионального значения.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9 и 65 Кодекса).
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии (недоказанности заявителем) оснований для удовлетворения заявления. Суды при разрешении спора установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0302024:1960 расположен в границах исторического поселения города Сочи, в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-2) объекта культурного наследия регионального значения "Здания и сооружения санатория "Металлург"", 1956 г., Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, Курортный просп., 92". Объект культурного наследия принят на государственную охрану решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 31.08.1981 N 540 "О дополнении списка памятников истории и культуры Краснодарского края". Размещение рекламной конструкции в испрашиваемом помещении, фактически подпадающем по понятие кровли, не отвечает требованиям в историческом поселении регионального значения градостроительного регламента. При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемым решением, изложенным в письме от 15.02.2022 N 1835/21.01-17, обоснованно отказано в размещении рекламной конструкции "VITEK" в нежилом помещении с кадастровым номером 23:49:0302024:1441 по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, Курортный проспект, 92/5.
Оснований не согласиться с выводами судов предыдущих инстанций суд округа не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Доводы, изложенные ответчиком в кассационной жалобе, дублируют доводы, заявленные в апелляционном суде, которые проверены судом второй инстанции и отклонены с указанием в постановлении мотивов их непринятия.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 по делу N А32-23099/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 6 Закон N 73-ФЗ).
Частью 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя: установление ответственности за изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; контроль за состоянием объектов культурного наследия. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом. Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления (пункт 1, 3 статьи 60 Закона N 73-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 августа 2023 г. N Ф08-7747/23 по делу N А32-23099/2022