г. Краснодар |
|
24 августа 2023 г. |
Дело N А53-23006/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Посаженникова М.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антоновым А.Г., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области (судья Колесник И.В.), от заинтересованного лица Министерства финансов Ростовской области - Лиманского М.А. (доверенность от 09.01.2023), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства труда и социального развития Ростовской области - Антонцева Р.А. (доверенность от 12.01.2023), в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Донавто", третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации города Волгодонска, муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства", Департамента труда и социального развития администрации города Волгодонска, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу N А53-23006/2022, установил следующее.
ООО "Донавто" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (далее - министерство финансов) о взыскании убытков в размере 2 641 801 рубля 37 копеек (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечены администрация города Волгодонска, муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства" (далее - департамент городского хозяйства), Департамент труда и социального развития администрации города Волгодонска (далее - департамент труда), министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство труда).
Решением от 13.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.05.2023, суд взыскал с Ростовской области в лице министерства финансов за счет казны Ростовской области в пользу общества в возмещение убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан федерального регистра, за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 2 641 801 рубль 37 копеек и 36 209 рублей в возмещение судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что в данном случае обществом оказаны услуги по перевозке льготной категории граждан, включенных в федеральный регистр, на городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Волгодонске. С учетом установленных тарифов на перевозку пассажиров и фактического количества перевезенных льготных категорий граждан величина компенсации, исходя из стоимости единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ), не приводит к полному возмещению понесенных обществом расходов по перевозке льготной категории граждан. Расчет выпадающих доходов определен обществом как разница произведения числа перевезенных граждан льготной категорий федерального регистра по ЕСПБ, по данным департамент городского хозяйства и департамента труда на полную стоимость проезда в общественном транспорте (20 рублей), и суммы полученного возмещения.
В кассационной жалобе министерство финансов просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требования. Министерство указало, что возмещение и финансирование расходов общества в спорном периоде осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения" (далее - постановление N 232) и заключенными с обществом договорами. По мнению министерства, общество приняло на себя обязательства по перевозке граждан по ЕСПБ на условиях, указанных в заключенных с департаментом договорах и, в силу статьи 309, части 1 статьи 310, части 3 статьи 320, части 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, не вправе изменять их самостоятельно и несет коммерческие риски, связанные с исполнением обязательств.
Отзыв на кассационную жалобу в суд кассационной инстанции не поступил.
В судебном заседании представители министерства финансов и министерства труда поддержали доводы кассационной жалобы, просили судебные акты отменить, в удовлетворении заявленного обществом требования отказать.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автобусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Волгодонске.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную оплату услуги за проезд по тарифам, установленным администрацией города Волгодонска в общественном городском транспорте, общество оказывало услуги по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте.
В соответствии с договором на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска от 27.09.2011 N 7 (далее - договор N 7), заключенного департаментом городского хозяйства (заказчик) и обществом (перевозчик), заказчик поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров и багажа автобусами маршрутам регулярных перевозок города Волгодонска, перечень которых содержится в приложении N 1 к договору.
Согласно пункту 2.4.14 договора N 7 общество обязано осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и города Волгодонска.
Департаментом труда и обществом заключен договор от 17.01.2020 N 11 (далее - договор N 11), согласно которому перевозчик осуществляет перевозку граждан по ЕСПБ на городском пассажирском транспорте общего пользования, а департамент труда возмещает расходы перевозчику за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.
Пунктом 1.2 договора N 11 определено, что численность перевезенных граждан определяется согласно ежемесячно направляемым департаменту отчетам о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан, согласно методики распределения, установленной пунктом 6.1.3 приложения N 1 к постановлению N 232.
Согласно пункту 1.3 договора N 11 возмещение расходов производится из расчета стоимости ЕСПБ в размере 276 рублей в месяц на каждого гражданина, по количеству фактически перевезенных перевозчиком граждан, купивших ЕСПБ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных ЕСПБ в пределах средств, поступивших от их продажи на счет департамента городского хозяйства.
В соответствии с пунктом 2.1 договора N 11 перевозчик обязуется в течение срока действия договора осуществлять бесплатную перевозку граждан в городском и пригородном (внутрирайонном) транспорте, при предъявлении ЕСПБ с удостоверением МСЭ.
Департамент городского хозяйства обязуется возмещать перевозчику расходы по перевозкам граждан по ЕСПБ на основании подписания актов сверки о фактическом возмещении расходов при наличии средств на счете (пункт 2.2 договора).
Пунктом 4.1 договора N 11 предусмотрено, что договор вступает в силу с момента подписания сторонами, распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020 и действует до 31.12.2020, а в части исполнения обязательств -
до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств.
В 2020 году общество оказывало услуги по бесплатному проезду льготной категории граждан федерального регистра на городском пассажирском транспорте общего пользования в городе Волгодонске. Обществом и департаментом труда ежемесячно составлялись отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, и имеющих ЕСПБ.
Полагая, что с учетом установленных тарифов на перевозку пассажиров и фактического количества перевезенных льготных категорий граждан величина компенсации, исходя из стоимости ЕСПБ, не приводит к полному возмещению понесенных обществом расходов по перевозке льготной категории пассажиров, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании убытков с Ростовской области в лице министерства финансов за счет казны Ростовской области.
Удовлетворяя заявленное обществом требование, суды, сославшись на положения статьи 16, пункта 1 статьи 15, статьи 784, пункта 5 статьи 790, статьи 1069, статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и указав, что ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела, пришли к выводу о том, что обществом правильно определен расчет выпадающих доходов (как разница произведения числа перевезенных граждан льготных категорий федерального регистра по ЕСПБ, по данным департамента городского хозяйства и департамента труда, на полную стоимость проезда в общественном транспорте (20 рублей) и суммы полученного возмещения), на сумму 2 641 801 рубль 37 копеек.
Вместе с тем, сделав вывод об обоснованности заявленного обществом требования о взыскании убытков в размере 2 641 801 рубля 37 копеек, суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), предусмотрено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 этой статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Постановлением N 232 утверждено Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления (далее - Положение о расходовании средств), которым установлен порядок расходования субвенций, представляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ростовской области, на осуществление, в числе прочего, полномочий в части предоставления мер социальной поддержки в денежном и (или) натуральном выражении, предусмотренных Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", Областным законом Ростовской области от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области", за исключением проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и на автомобильном транспорте пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщения.
Согласно пункту 4.1 Положения о расходовании средств администрации муниципальных образований заключают с поставщиками транспортных услуг муниципальные контракты о предоставлении транспортных услуг на очередной финансовый год.
Субвенции из бюджета Ростовской области, предназначенные для финансирования указанных льгот, направляются органам социальной защиты населения муниципальных образований, которые расходуют их на выплаты поставщикам транспортных услуг (пункт 5, подпункт 6.1 пункта 6 Положения о расходовании средств).
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
При осуществлении правового регулирования такого вида предпринимательской деятельности, как оказание услуг по перевозке пассажиров общим принципом регулирования правоотношений в названной сфере является необходимость соблюдения баланса между интересами пассажиров как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, которым должна быть обеспечена равнодоступность предлагаемых услуг, и интересами перевозчиков, эффективное функционирование которых предполагает возмещение им затрат на оказание таких услуг; пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса, закрепляющий возмещение транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета расходов, понесенных в связи с установлением на основании закона или иного правового акта льгот и преимуществ по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, направлен на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов; при этом все элементы правового механизма, обеспечивающего возмещение потерь в доходах перевозчика, в том числе порядок их возмещения, определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.09.2022 N 2101-О).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Таким образом, именно неисполнение обязанности по выплате компенсации, не полученной от потребителей платы, влечет возникновение убытков.
Согласно подпункту 6.1.3 пункта 6 Положения о расходовании средств, льготный проезд в соответствии с областными законами Ростовской области осуществляется по единому проездному талону, выдача которого производится органами социальной защиты населения бесплатно и без ограничения срока действия. Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно договорам, заключенным с транспортными организациями и отчетам общества.
Порядок компенсации, методика расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков установлен постановлением N 232, которое является действующим нормативным правовым актом и подлежало применению при рассмотрении данного дела.
Судебные инстанции установили, и обществом не оспаривается, что понесенные обществом расходы на перевозку льготной категории граждан федерального регистра в 2020 году возмещены обществу в соответствии с постановлением N 232 и условиями договоров (с которыми при их заключении согласилось общество) на основании представленных обществом актов.
Несоответствие закону норм постановления N 232, по которым обществу произведено возмещение расходов по перевозке в общественном транспорте федеральных льготников за спорный период, суды не установили.
Доказательства обращения общества к департаменту городского хозяйства за заключением дополнительных соглашений к договорам относительно возмещения недополученных доходов за предоставленный бесплатный проезд льготной категории граждан федерального регистра, общество не представило, а судебные инстанции - не установили.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, с учетом действующих в Ростовской области правил возмещения расходов транспортным организациям в связи с предоставлением услуг по перевозке обозначенной выше льготной категории граждан и отсутствием договорных отношений общества с уполномоченным органом о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан, основания для удовлетворения заявленного обществом требования отсутствовали.
Аналогичная правовая позиция сформирована Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251.
Поскольку судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, но неправильно применили нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу N А53-23006/2022 отменить в части удовлетворения требования общества с ограниченной ответственностью "ДонАвто" о взыскании с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет казны Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДонАвто" в возмещение убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан федерального регистра, за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 2 641 801 рубля 37 копеек и 36 209 рублей в возмещение понесенных судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "ДонАвто" в удовлетворении заявленного требования.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, с учетом действующих в Ростовской области правил возмещения расходов транспортным организациям в связи с предоставлением услуг по перевозке обозначенной выше льготной категории граждан и отсутствием договорных отношений общества с уполномоченным органом о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан, основания для удовлетворения заявленного обществом требования отсутствовали.
Аналогичная правовая позиция сформирована Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 августа 2023 г. N Ф08-7956/23 по делу N А53-23006/2022