Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Порядку
Положение
об оказании услуг ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в Карачаево-Черкесской Республике
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Концепцией развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 N 3711-р, и Методическими рекомендациями по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2018.
1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность по оказанию услуг ранней помощи детям и их семьям в Карачаево-Черкесской Республике (далее - ранняя помощь) в организациях, оказывающих услуги ранней помощи, устанавливает перечень услуг ранней помощи для детей и их семей, требования к процессу их предоставления, продолжительности, условиям и формам предоставления услуг ранней помощи.
1.3. Услуги ранней помощи предоставляются в целях:
улучшения функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях (далее - ЕЖС);
повышения качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;
повышения компетентности родителей, других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
включения ребенка в среду сверстников, расширения социальных контактов ребенка и семьи;
оказания содействия ребенку при адаптации в образовательной организации.
1.4. Услуги ранней помощи оказываются в государственных и негосударственных организациях (их структурных подразделениях) системы здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
В целях оказания услуг ранней помощи детям и их семьям рекомендуется включать в штатное расписание организаций, оказывающих услуги ранней помощи, или приглашать для работы в рамках межведомственного и сетевого взаимодействия следующих специалистов, из которых формируется междисциплинарная команда специалистов:
педагог-психолог;
учитель-дефектолог;
учитель-логопед;
педагог дополнительного образования;
социальный педагог;
воспитатель;
врач-специалист;
администратор службы (кабинета) ранней помощи.
Деятельность специалистов организаций, оказывающих услуги ранней помощи, регламентируется должностными инструкциями, разработанными на основе профессиональных стандартов и отраслевых квалификационных характеристик должностей специалистов.
В случае отсутствия в организации, оказывающей услуги ранней помощи, врача-педиатра и (или) врача-специалиста, иных специалистов, необходимых для обеспечения междисциплинарного подхода, родителями (законными представителями) представляется медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка и (или) заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
В структуре службы (кабинета) ранней помощи для повышения эффективности работы рекомендуется создать кабинет ранней помощи.
В кабинетах ранней помощи:
оборудуется рабочее место специалиста в сфере ранней помощи (куратора случая);
проводится первичный прием и обработка первичного обращения родителей (законных представителей);
осуществляются сбор и изучение анамнеза ребенка, анализ информации об условиях жизни и о семье ребенка, получаемых ребенком и семьей медицинских, психологических, педагогических и социальных услугах;
проводится анализ медицинской документации (при наличии);
проводится анализ индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (при наличии);
осуществляется ведение учета детей целевой группы и их семей;
организуется информационный обмен по детям целевой группы и их семьям;
1.5. Услуги ранней помощи детям и их семьям предоставляются при соблюдении следующих принципов:
Бесплатности (услуги ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей (законных представителей);
доступности (услуги ранней помощи доступны для потребителей);
регулярности (услуги ранней помощи в рамках индивидуальной программы ранней помощи (далее - ИПРП) предоставляются потребителям на регулярной основе в течение всего времени ее действия);
открытости (информация об услугах ранней помощи открыта для родителей, других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц);
семейноцентрированности (специалисты организаций, оказывающих услуги ранней помощи, содействуют вовлечению родителей и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в процесс ранней помощи, в том числе в оценочные процедуры, составление и реализацию ИПРП, а также оценку ее эффективности);
индивидуальности (услуги ранней помощи предоставляются в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и семьи);
функциональной направленности (услуги ранней помощи направлены на формирование компетенций ребенка в ЕЖС);
естественности (услуги ранней помощи оказываются преимущественно в этичности (услуги ранней помощи предоставляются детям и их семьям в уважительной манере, с учетом их индивидуальных, семейных, религиозных и этнокультурных особенностей, ценностей, установок, мнений, приоритетов);
командной работы (услуги ранней помощи предоставляются междисциплинарной командой специалистов из разных областей знаний о ребенке и семье);
компетентности (услуги ранней помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию и соответствующие компетенции в области ранней помощи);
научной обоснованности (при оказании услуг ранней помощи специалисты используют научно обоснованные методы и технологии ранней помощи).
1.6. При получении услуг ранней помощи должны соблюдаться права детей и их семей.
1.6.1. Дети целевой группы имеют право на:
получение всех услуг ранней помощи, указанных в ИПРП;
получение услуг ранней помощи в тех ЕЖС, в которые ребенок вовлечен;
получение услуг ранней помощи в уважительной и отзывчивой манере;
получение услуг ранней помощи с опорой на ресурсы функционирования ребенка и его интересы;
обеспечение поддерживающих влияний среды при получении услуг ранней помощи ребенком с учетом специфики ограничений его жизнедеятельности.
1.6.2. Родители (законные представители) детей целевой группы имеют право на:
Получение информации о перечне услуг ранней помощи и перечне организаций, оказывающих услуги ранней помощи;
отказ от оценочных процедур, составления ИПРП и получения услуг ранней помощи;
получение услуг ранней помощи в уважительной и отзывчивой манере;
своевременное прохождение с ребенком оценочных процедур, разработку и утверждение ИПРП в течение 30 дней с момента проведения оценки, если ее результаты соответствуют критериям составления ИПРП;
получение услуг ранней помощи в соответствии с ИПРГТ без взимания платы;
участие в оценочных процедурах, составлении ИПРП, реализации ИПРП, во внесении изменений в ИПРП, в промежуточной (не реже чем 1 раз в 3-4 месяца) и итоговой оценке эффективности ИПРП;
получение открытой информации о ходе и результатах проведения оценочных процедур, целях и задачах ИПРП, сроках, объемах, исполнителях, порядке реализации ИПРП, результатах оценки эффективности реализации ИПРП;
своевременное получение предварительного уведомления о любых изменениях в реализации ИПРП, а также о необходимости проведения промежуточной или итоговой оценки ее эффективности;
строгое соблюдение конфиденциальности документации, которая содержит персональные данные;
ознакомление с документацией, связанной с оказанием услуг ранней помощи ребенку и семье, в том числе с результатами проведения оценочных процедур, ИПРП, протоколами приемов;
обращение к администрации с целью разрешения конфликтных ситуаций.
1.7. Организации, оказывающие услуги ранней помощи, обязаны разместить на своих официальных Интернет-сайтах следующую информацию:
Положение об организации (подразделении), предоставляющей услуги ранней помощи;
перечень услуг ранней помощи; порядок получения услуг ранней помощи; график работы.
1.8. Услуги ранней помощи при наличии кадровых и технических возможностей предоставляются организациями, оказывающими услуги ранней помощи, в следующих формах:
на дому;
в организации, оказывающей услуги ранней помощи;
в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
в организации здравоохранения в случае нахождения ребенка на длительном стационарном лечении;
в очной или дистанционной форме;
индивидуально, в том числе при консультировании родителей; с семьей;
в группе, в том числе в детско-родительских группах.
1.9. Услуги ранней помощи предоставляются с учетом потребностей ребенка и семьи на основании разработанной ИПРП, а также без разработки ИПРП в виде консультаций.
1.10. Услуга ранней помощи может оказываться одновременно двумя специалистами разного профиля при работе в группе или с семьей.
2. Требования к оказанию услуг ранней помощи
2.1. Порядок оказания услуг ранней помощи должен соблюдаться при всех формах предоставления услуг ранней помощи и включать следующие этапы:
обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, оказывающую услуги ранней помощи;
прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи;
определение нуждаемости ребенка в ранней помощи (первичный прием, междисциплинарный консилиум);
в случае невыявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи - предоставление консультации по развитию ребенка;
в случае выявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи вне ИПРГТ - оказание таких услуг;
в случае выявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи в рамках ИПРП:
проведение оценочных процедур для составления ИПРП;
разработка ИПРП;
реализация ИПРП;
промежуточная и (или) итоговая оценка результативности реализации ИПРП;
пролонгация или завершение реализации ИПРП;
содействие переходу ребенка в образовательную организацию.
2.1.1. В организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся организациями, оказывающими услуги ранней помощи, этапы обработки первичного обращения родителей (законных представителей), приема документов и заключения договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи пропускаются.
2.2. Обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в организации, оказывающей услуги ранней помощи, должна включать:
регистрацию обращения;
информирование о порядке предоставления услуг ранней помощи;
информирование о правах детей целевой группы и их семей (по запросу);
предоставление информационных ресурсов об организациях, оказывающих услуги ранней помощи (по запросу);
запись на первичный прием.
2.3. Прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи осуществляются по записи в течение пяти рабочих дней с момента первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, оказывающую услуги ранней помощи.
Родители (законные представители) представляют в организацию, оказывающую услуги ранней помощи, следующие документы:
документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя);
документы, подтверждающие законное представительство интересов ребенка (сотрудник организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняющий функции по непосредственному уходу за ребенком, его воспитанию и развитию (воспитатель), действует на основании доверенности на представление интересов ребенка, выданной организацией-опекуном);
копию свидетельства о рождении ребенка (представляется с предъявлением оригинала);
а также при наличии:
выписку из истории развития ребенка по форме 112/у, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030;
справку, подтверждающую факт наличия инвалидности;
копию индивидуальной программы реабилитации и абилитации (далее - ИПРА) ребенка-инвалида.
2.4. Определение нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи осуществляется на основании заключения междисциплинарного консилиума по результатам первичного приема.
2.4.1. Первичный прием в форме проведения оценочных процедур проводится по предварительной записи.
2.4.2. Информация, полученная на первичном приеме, должна быть оформлена протоколом первичного приема и содержать;
персональные данные о ребенке и семье (ФИО, дата рождения, возраст);
состав семьи;
данные о рождении и здоровье ребенка (вес и гестационный возраст при рождении, установленные диагнозы, состояние слуха и зрения);
предмет беспокойства родителей в развитии или поведении ребенка;
сильные стороны развития ребенка, отмечаемые родителями; язык общения с ребенком в семье;
сведения о получаемых ребенком и семьей психологических, педагогических и социальных услугах;
ожидания и запросы родителей;
заключение о наличии или об отсутствии у ребенка ограничений жизнедеятельности, основанное на сопоставлении результатов первичной оценки развития и функционирования ребенка с нормативом для данного возраста;
готовность семьи к участию в реализации ИГТРП (в случае, если есть показания для ее разработки);
решение о нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи;
рекомендации родителям.
2.4.3. Протокол первичного приема оформляется по форме согласно приложению 1 к Положению.
2.4.4. Результаты первичного приема подлежат обсуждению на междисциплинарном консилиуме организации, оказывающей услуги ранней помощи, на котором утверждается решение о предоставлении ребенку и семье услуг ранней помощи.
2.4.5. К критериям разработки ИПРП относятся наличие у ребенка в возрасте до 3 лет ограничений жизнедеятельности и отсутствие противопоказаний к ее разработке.
2.4.6. Наличие ограничения жизнедеятельности определяется при первичном приеме, в том числе с учетом ИПРА ребенка-инвалида (при ее наличии), и утверждается решением междисциплинарного консилиума.
2.4.7. Противопоказанием к разработке ИПРП является устойчивая декомпенсация функции организма ребенка, препятствующая участию ребенка в получении услуг ранней помощи в рамках ИПРП. В таких случаях услуги ранней помощи ребенку и семье могут быть предоставлены без разработки ИПРП.
2.4.8. В случае если состояние ребенка не соответствует критериям разработки ИПРП, но ребенок относится к группе риска, то родителям (законным представителям) должно быть предложено проведение до 10 консультаций с мониторингом функционирования ребенка в течение года с согласованной частотой их проведения.
2.5. При принятии междисциплинарным консилиумом решения о разработке ребенку ИПРП для него определяется ведущий специалист.
2.6. Проведение оценочных процедур для разработки ИПРП планируется ведущим специалистом на основе рекомендаций междисциплинарного консилиума.
2.6.1. Оценочные процедуры для разработки ИПРП проводятся в течение 30 рабочих дней с даты заключения с родителями (законными представителями) договора об оказании услуг ранней помощи (далее - договор).
2.6.2. Оценочные процедуры для разработки ИПРП проводятся ведущим специалистом или командой специалистов с согласия родителей (законных представителей) и (или) других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц при взаимодействии с ними исходя из потребностей ребенка и семьи с учетом выявленных ограничений жизнедеятельности.
2.6.3. Ведущий специалист обсуждает с родителями (законными представителями) и (или) другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами результаты углубленной оценки и определяет совместно с ними цели ИПРП и те ЕЖС, в которых планируется реализация ИПРП.
2.7. Разработка ИПРП осуществляется ведущим специалистом совместно с родителями с учетом мнения специалистов, привлекаемых к проведению оценочных процедур и реализации ИПРП, в течение 30 рабочих дней с даты заключения договора.
2.7.1. ИПРП составляется на срок не менее 6 месяцев и не более 12 месяцев, пересматривается регулярно не реже одного раза в 3 месяца и может быть пролонгирована при отсутствии критериев ее завершения.
2.7.2. ИПРП оформляется по форме согласно приложению 2 к Положению.
2.8. Промежуточная и итоговая оценка результативности реализации ИПРП должна проводиться не реже одного раза в 3 месяца с использованием тех методов и методик, которые использовались для оценки при составлении ИПРП, а также включать в себя оценку удовлетворенности родителей (законных представителей), других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц полученными услугами.
2.9. Реализация ИПРП завершается в следующих случаях:
Отказ родителей (законных представителей) от получения услуг ранней помощи;
ребенок и (или) семья больше не нуждаются в услугах ранней помощи в связи с достижением целей ИПРП;
ребенок поступил в детский сад и успешно осваивает образовательную программу;
ребенок достиг возраста 3 лет (в случае отсутствия необходимости пролонгации ИПРП);
ребенок достиг возраста 7 лет (в случае пролонгации ИПРП после достижения возраста 3 лет);
при возникновении иных причин, создающих непреодолимые препятствия для продолжения реализации ИПРП.
2.10. Специалисты организации, услуг ранней помощи, должны оказывать содействие переходу ребенка в образовательную организацию, в том числе:
помогают семье в сборе и оценке информации, необходимой для принятия решения о выборе образовательной организации;
предоставляют семье услуги пролонгированного консультирования в период адаптации ребенка в образовательной организации сроком до 6 месяцев (по запросу семьи).
2.11. В случае пролонгированного оказания услуг ранней помощи вне реализации ИПРП специалисты ведут журнал пролонгированного консультирования родителей вне реализации индивидуальной программы ранней помощи по форме согласно приложению 3 к Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.