г. Краснодар |
|
25 августа 2023 г. |
Дело N А32-31824/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Сороколетовой Н.А., при участии в судебном заседании от Министерства экономики Краснодарского края (ИНН 2308120720, ОГРН 1062308024382) - Коваль Я.В. (доверенность от 20.12.2022), в отсутствие Бабкина Александра Сергеевича (ИНН 231201322540), общества с ограниченной ответственностью "Басик" (ИНН 2310125003, ОГРН 1072310007483), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства экономики Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 по делу N А32-31824/2022, установил следующее.
Министерство экономики Краснодарского края (далее - министерство) обратилось с заявлением о привлечении Бабкина А.С. к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО "Басик" (далее - общество) в размере 396 240 рублей.
Решением от 07.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.05.2023, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты, ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности по обязательствам общества.
В судебном заседании представитель министерства повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2021 по делу N А32-6226/2021 принято заявление министерства о признании общества банкротом, определением от 22.03.2022 производство по заявлению прекращено на основании абзаца 8 пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве в связи с отсутствием у должника имущества и денежных средств, достаточных для финансирования процедуры банкротства, и отсутствием согласия кредитора на финансирование процедуры банкротства.
Министерство обратилось с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности Бабкина А.С., ссылаясь на неподачу им заявления о признании общества банкротом и непринятие мер по розыску имущества должника.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61.14 Закона о банкротстве правом на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 61.11 настоящего Федерального закона, после прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, обладает заявитель по делу о банкротстве в случае прекращения производства по делу о банкротстве по указанному ранее основанию до введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Согласно пункту 4 статьи 61.14 Закона о банкротстве правом на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 61.12 настоящего Федерального закона, после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, или возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом обладают конкурсные кредиторы, работники либо бывшие работники должника или уполномоченные органы, обязательства перед которыми предусмотрены пунктом 2 статьи 61.12 настоящего Федерального закона.
По мнению министерства, Бабкин А.С. обязан был обратиться с заявлением о признании общества банкротом не позднее 01.01.2019, так как в 2018 году должник имел непогашенные обязательства на сумму более 10 млн рублей.
Согласно пункту 2 статьи 61.12 Закона о банкротстве размер субсидиарной ответственности руководителя равен совокупному размеру обязательств должника (в том числе по обязательным платежам), возникших в период со дня истечения месячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве, и до дня возбуждения дела о банкротстве.
Доказательства того, что после возникновения у ответчика обязанности обратиться в суд с заявлением о признании общества банкротом у него появились новые обязательства перед конкурсными кредиторами, в материалах дела отсутствуют. Возбуждение исполнительных производств в отношении должника в 2019 году не свидетельствует о возникновении у него в 2019 году обязательств перед новыми кредиторами. Задолженность перед министерством возникла из договора от 23.12.2014, претензия о необходимости возврата субсидии направлена обществу 12.12.2018.
При таких обстоятельствах суды не установили оснований для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности по правилам статьи 61.12 Закона о банкротстве.
Как установили суды, в рамках исполнительного производства вынесено постановление о заведении розыскного дела в отношении имущества общества; судебный пристав-исполнитель предоставил информацию о том, что Бабкин с 2017 года не владеет информацией о местонахождении транспортных средств, передвижения части транспортных средств зафиксированы в марте - апреле 2021 года, розыск транспорта продолжается. Доказательства, свидетельствующие о том, что транспортные средства находятся у ответчика, отчуждены ответчиком третьим лицам либо утрачены по вине ответчика, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что министерство не доказало наличие оснований для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности по обязательствам общества. Основания для иной оценки установленных судами обстоятельств спора у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Указание судов на то, что общество является действующим юридическим лицом и у министерства не утрачена возможность взыскания задолженности с общества, не является основанием для отмены судебных актов, поскольку основанием для отказа в удовлетворении заявления министерства послужила недоказанность оснований для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности, не тот факт, что общество является действующим юридическим лицом. Закон о банкротстве предусматривает для заявителя в деле о банкротстве возможность обращения с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц вне рамок дела о банкротстве после прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 по делу N А32-31824/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 61.12 Закона о банкротстве размер субсидиарной ответственности руководителя равен совокупному размеру обязательств должника (в том числе по обязательным платежам), возникших в период со дня истечения месячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве, и до дня возбуждения дела о банкротстве.
Доказательства того, что после возникновения у ответчика обязанности обратиться в суд с заявлением о признании общества банкротом у него появились новые обязательства перед конкурсными кредиторами, в материалах дела отсутствуют. Возбуждение исполнительных производств в отношении должника в 2019 году не свидетельствует о возникновении у него в 2019 году обязательств перед новыми кредиторами. Задолженность перед министерством возникла из договора от 23.12.2014, претензия о необходимости возврата субсидии направлена обществу 12.12.2018.
При таких обстоятельствах суды не установили оснований для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности по правилам статьи 61.12 Закона о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 августа 2023 г. N Ф08-8092/23 по делу N А32-31824/2022