г. Краснодар |
|
28 августа 2023 г. |
Дело N А32-39001/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дорошенко Олега Васильевича (ИНН 233302191344, ОГРНИП 304233306500046) - Зафирова С.В. (доверенность от 01.12.2020), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Чугуновой В.В. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие третьих лиц: министерства природных ресурсов Краснодарского края, администрации муниципального образования Темрюкский район, Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, публичного акционерного общества "Газпром", публичного акционерного общества "Россети Кубань", администрации Краснострельского сельского поселения Темрюкского района, общества с ограниченной ответственностью "Биопотенциал", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дорошенко Олега Васильевича на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023 по делу N А32-39001/2021, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дорошенко О.В. (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), в котором просил:
- восстановить срок обжалования письма департамента от 21.05.2021 N 52-32-15-20464/21 в связи с уважительностью причин его пропуска, а также в связи с поздним получением данного письма (03.08.2021);
- признать действия департамента, приведенные в письме от 21.05.2021 N 52-32-15-20464/21, незаконными;
- признать действия департамента, приведенные в письме от 11.06.2021 N 52-32-15-24462/21, незаконными.
- признать незаконным отказ в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:335, изложенный в письме от 21.05.2021 N 52-32-15-20464/21;
- признать незаконным отказ в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:498, приведенный в письме от 11.06.2021 N 52-32-15-24462/21;
- возложить на департамент обязанность повторно рассмотреть заявление главы хозяйства о предоставлении земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в аренду на срок 49 (сорок девять) лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровым номером 23:30:0000000:498, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, в границах с/х "Радуга", участок N 1, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 7 489 989 кв. м, цель использования: для сельскохозяйственного производства и заявление о предоставлении земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в аренду на срок 49 (сорок девять) лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровым номером 23:30:0000000:335, расположенным по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, в 1,5 км юго-западнее х. Белый, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 24 556 кв. м, цель использования: для сельскохозяйственного производства.
постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные инстанции установили, что на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0000000:498 расположены одноэтажный каменный многоквартирный жилой дом с хозпостройкой ориентировочной площадью 172,7 кв. м, одноэтажный жилой дом с хозпостройками ориентировочной площадью 120 кв. м, кирпичное сооружение, три металлических вагончика и навесы на блочных основаниях; сооружение из металлопрофиля; строение из блоков 1700 кв. м. Наличие на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, служит препятствием для предоставления земельного участка в порядке 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). В соответствии с информацией, представленной Кубанским бассейновым водным управлением в письме от 17.08.2020 N 06-09/940ГВР, на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0000000:498 расположены водные объекты, а именно ерик Подстепной и каналы без названия. Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом, собственником и иными правовыми актами. Следовательно, наличие водных объектов в границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:498 препятствует его предоставлению в аренды (пункт 24 статьи 39.16 Земельного кодекса). Актами обследования от 13.04.2021 N 110 и от 12.10.2021 N 4 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0000000:498 расположено хуторское кладбище ориентировочной площадью 7000 кв. м. Доступность мест погребения неопределенному кругу лиц обеспечивают нормы Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле". Кроме того, в границах данного участка расположена дорога с асфальтобетонным покрытием. Территория общего пользования не может быть предоставлена в пользование конкретному лицу. Названные обстоятельства препятствуют предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:498, поэтому основания для признания незаконным отказа департамента, приведенного в письме от 11.06.2021 N 52-32-15-24462/21, отсутствуют. Отказ департамента в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:335, приведенный в письме от 21.05.2021 N 52-32-15-20464/21, мотивирован, в частности, содержанием документов территориального планирования, согласно которым в границах данного земельного участка частично расположены существующие очистные сооружения хозяйственно-бытовой канализации. В рамках дела N А32-9713/2022 рассматриваются требования департамента к ООО "Биопотенциал" об истребовании части земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:335 путем его освобождения от очистных сооружений. Учитывая нахождение на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0000000:335 на момент рассмотрения департаментом заявления главы хозяйства очистных сооружений, принадлежащих иному лицу, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа департамента, приведенного в письме от 21.05.2021 N 52-32-15-20464/21.
В кассационной жалобе глава хозяйства, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы считает, что департамент без предусмотренных законом оснований отказал в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0000000:335 и 23:30:0000000:498. Факт включения в состав данных участков территорий общего пользования не доказан. При этом в пункте 4 статьи 39.8 Земельного кодекса указано, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к объекту общего пользования и его береговой полосе. Суды не исследовали вопрос о нахождении на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0000000:498 жилых домов, не установили их характеристики, вопрос о назначении по делу судебной экспертизы не обсудили. Факт наличия на этом участке водных объектов, автомобильной дороги и кладбища не доказан. Судебный спор по делу N А32-9713/2022 не может служить основанием для признания соответствующим закону отказа департамента. Факт нахождения на участке с кадастровым номером 23:30:0000000:335 очистных сооружений, принадлежащих ООО "Биопотенциал", не доказан и не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления главы хозяйства.
Департамент представил отзыв, в котором указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В заседании представитель главы хозяйства на удовлетворении кассационной жалобы настаивал. Представитель департамента поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, субъекту Российской Федерации (Краснодарский край) на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: с кадастровым номером 23:30:0000000:498 площадью 7 489 989 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах с/х "Радуга", участок N 1, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства; с кадастровым номером 23:30:0000000:335 площадью 24 556 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в 1,5 км юго-западнее х. Белый, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (т. 1, л. д. 16 - 96).
Глава хозяйства обратился в департамент с заявлениями о предоставлении в аренду на 49 лет указанных земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.
Письмом от 21.05.2021 N 52-32-15-20464/21 департамент сообщил главе хозяйства об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:335. Отказ мотивирован следующими обстоятельствами: по информации, содержащейся в выписке из ЕГРН от 12.05.2021, земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:335 согласно приказу министерства природных ресурсов Краснодарского края от 15.05.2017 N 587 "О резервировании земель для государственных нужд Краснодарского края в целях создания особо охраняемой природной территории регионального значения природного парка "Анапская пересыпь"" является зарезервированным для государственных нужд; согласно документам территориального планирования в границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:335 частично расположены существующие очистные сооружения хозяйственно-бытовой канализации; в соответствии с генеральным планом Краснострельского сельского поселения Темрюкского района, утвержденным решением Совета муниципального образования Темрюкский район от 27.06.2013 N 272 (в редакции от 24.07.2018 N 493), земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:335 расположен на существующей производственной территории агропромышленного комплекса; согласно Правилам землепользования и застройки Краснострельского сельского поселения Темрюкского района, утвержденным решением Совета муниципального образования Темрюкский район от 29.11.2013 N 296 (в редакции от 27.10.2020 N 18), земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:335 расположен в территориальной зоне производственных и коммунально-складских объектов III класса опасности (П-3); испрашиваемый земельный участок расположен в границах документации по планировке территории (проект территории и проект межевания) для размещения линейного объекта "ВЛ 500 кВ Кубанская - Тамань", утвержденной приказом Минэнерго России от 09.07.2015 N 465; с учетом письма Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0000000:335 расположен водоем без названия (т. 1, л. д. 13 - 15).
Письмом от 11.06.2021 N 52-32-15-24462/21 департамент сообщил главе хозяйства об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:498. Отказ мотивирован следующими обстоятельствами: по информации, содержащейся в выписке из ЕГРН от 19.05.2021, земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:498 согласно приказу министерства природных ресурсов Краснодарского края от 15.05.2017 N 587 "О резервировании земель для государственных нужд Краснодарского края в целях создания особо охраняемой природной территории регионального значения природного парка "Анапская пересыпь"" является зарезервированным для государственных нужд; согласно Правилам землепользования н застройки Краснострельского сельского поселения Темрюкского района, утвержденным решением Совета муниципального образования Темрюкский район от 29.11.2013 N 296 (в редакции от 27.10.2020 N 18), участок расположен в зонах: "СХ-2" - зона сельскохозяйственного назначения, "ИТ-1" - зона инженерной инфраструктуры; испрашиваемый земельный участок расположен в границах документации по планировке территории (проект территории и проект межевания) для размещения линейного объекта "ВЛ 500 кВ Кубанская - Тамань", утвержденной приказом Минэнерго России от 09.07.2015 N 465; согласно документам территориального планирования, в границах участка расположены: газопровод разводящий проектируемый; проектируемая высоковольтная линия электропередачи (500 кВ); существующая высоковольтная линия электропередачи (500 кВ); полигон для временного хранения и сортировки ТБО проектируемый, усовершенствованная свалка ТБО проектируемая; в границах участка проходят линейные объекты - линии электропередачи: две ВЛ 220 кВ, ВЛ 500 кВ, что подтверждается актом обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 13.04.2021 N 110; согласно данному акту обследования в границах участка расположены здания, строения, сооружения, в том числе: два одноэтажных жилых дома, один из которых многоквартирный жилой дом; с учетом письма Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов на участке расположены каналы без названия и водоем без названия, предположительно образованный в русле пересыхающего водотока без названия, ерик Подстепной, что подтверждено актом обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль" (т. 3, л. д. 225 - 228).
Глава хозяйства, полагая, что отказы, приведенные в названных письмах департамента, не соответствуют закону, обратился с заявлением в суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Статьей 39.6 Земельного кодекса определены основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Договор аренды может быть заключен без проведения торгов при предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 данного Кодекса).
Статьей 39.18 Земельного кодекса определен порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Вопросы предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса. Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
В силу пункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 271 Гражданского кодекса собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Приведенные законоположения направлены на реализацию основополагающего принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Согласно пункту 5 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 данного Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
В силу пункта 24 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9 и 65 Кодекса).
Приведенные в оспариваемых отказах доводы уполномоченного органа о наличии в границах испрашиваемых участков объектов иных лиц, что исключает возможность предоставления в аренду участков испрашиваемой площадью и конфигурацией, подтверждены документально. Письмом администрации муниципального образования Темрюкский район от 16.04.2021 уполномоченный орган уведомлен о нахождении на части участка с кадастровым номером 23:30:0000000:335 существующих очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации (т. 3, л. д. 34, 35), а в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:498 - о нахождении в его границах зданий и сооружений (т. 3, л. д. 37). Актами обследования участков данная информация подтверждена (т. 3, л. д. 41 - 70; т. 4, л. д. 5 - 13). С учетом содержания названных актов суды также указали на необходимость уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:498 в целях сохранения свободного доступа к объектам общего пользования. Поскольку уполномоченный орган доказал наличие предусмотренных пунктами 4 и 24 статьи 39.16 Земельного кодекса оснований для отказа в предоставлении участков в аренду, суды правомерно отказали в удовлетворении заявления главы хозяйства (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Приведенные в кассационной жалобе доводы, касающиеся фактических обстоятельств данного спора и доказательственной базы по делу, не могут являться основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами представленных доказательств и сделанными на их основании выводами об обстоятельствах дела. Переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств дела в суде кассационной инстанции не допускается.
С учетом изложенного условия для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы главы хозяйства отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на главу хозяйства в соответствии с правилами статьи 110 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023 по делу N А32-39001/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенные в оспариваемых отказах доводы уполномоченного органа о наличии в границах испрашиваемых участков объектов иных лиц, что исключает возможность предоставления в аренду участков испрашиваемой площадью и конфигурацией, подтверждены документально. Письмом администрации муниципального образования Темрюкский район от 16.04.2021 уполномоченный орган уведомлен о нахождении на части участка с кадастровым номером 23:30:0000000:335 существующих очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации (т. 3, л. д. 34, 35), а в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:498 - о нахождении в его границах зданий и сооружений (т. 3, л. д. 37). Актами обследования участков данная информация подтверждена (т. 3, л. д. 41 - 70; т. 4, л. д. 5 - 13). С учетом содержания названных актов суды также указали на необходимость уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:498 в целях сохранения свободного доступа к объектам общего пользования. Поскольку уполномоченный орган доказал наличие предусмотренных пунктами 4 и 24 статьи 39.16 Земельного кодекса оснований для отказа в предоставлении участков в аренду, суды правомерно отказали в удовлетворении заявления главы хозяйства (часть 3 статьи 201 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 августа 2023 г. N Ф08-7265/23 по делу N А32-39001/2021