г. Краснодар |
|
30 августа 2023 г. |
Дело N А63-19238/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Малыхиной М.Н., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., в отсутствие истца - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" (ОГРН 1022601958610, ИНН 2635060510), ответчика - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ОГРН 1102635006462, ИНН 2635134160), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2023 по делу N А63-19238/2022, установил следующее.
ГУП Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - управление) о взыскании 128 944 рублей 20 копеек задолженности за потребленную тепловую энергию на отопление с июля 2021 года по июнь 2022 года.
Решением суда от 16.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.05.2023, исковые требования удовлетворены. С управления в пользу предприятия взыскано 128 944 рубля 20 копеек задолженности, а также 4 868 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Суды пришли к выводу о том, что поскольку территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества Российской Федерации, оно обязано оплачивать полученную тепловую энергию и нести бремя содержания общедомового имущества пропорционально размеру занимаемой площади.
Управление обжаловало указанные судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Как указывает заявитель, управление осуществляет расходные операции в соответствии с бюджетным законодательством и может выполнять возложенные на него финансовые обязательства только в пределах доведенных распорядителем бюджетных средств лимитов финансирования. Поскольку лимиты бюджетных обязательств, выделенные на 2021 год, освоены в полном объеме, заключение договора теплоснабжения на 2021 в отношении спорного объекта недвижимости не представлялось возможным.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие возражало против удовлетворения жалобы, ссылалось на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Предприятие направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Управление, извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечило. Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предприятие является теплоснабжающей организацией, осуществляющей централизованную поставку коммунального ресурса - тепловой энергии в Ставропольском крае, в том числе в многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Ленина, 10.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 12.05.2022 N 99/2022/466654866 нежилое помещение (столовая) с кадастровым номером 26:24:040246:346 площадью 243 кв. м, расположенное по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Ленина, 10, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Ставропольского края, на основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432). На наличие иных лиц, за которыми в спорный период нежилое помещение было бы закреплено собственником на вторичном вещном праве, управление не указало.
29 сентября 2021 года письмом N 15/15-863 предприятие направило управлению оферту о заключении договора теплоснабжения.
Данный договор ответчиком не подписан. Управление сообщило, что заключение договора теплоснабжения на 2021 год в отношении спорного объекта невозможно, поскольку лимиты бюджетных обязательств, выделенные на 2021 год, освоены в полном объеме.
Ресурсоснабжающая организация в период с июля 2021 года по июнь 2022 года поставила в многоквартирный дом, в котором расположено принадлежащее Российской Федерации нежилое помещение, тепловую энергию на нужды отопления и рассчитало объем обязательств управления по оплате как равный 128 944 рублям 20 копейкам.
Неоплата задолженности в добровольном порядке послужила основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с иском.
Суды при разрешении спора руководствовались положениями статей 210, 216, 296, 539, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 153, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Положением N 432 и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства с соблюдением статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 названного Кодекса).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 названного Кодекса).
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, доля которых определяется долей данного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме.
Из пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 5.2 положения N 432, полномочия собственника в отношении федерального имущества от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В соответствии с пунктом 5.47 Положения N 432 Росимущество осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на финансовое обеспечение возложенных на агентство функций.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения N 432).
Управление в спорный период осуществляло полномочия собственника нежилого помещения, следовательно, в силу закона обязано нести расходы на оплату тепловой энергии, поставленной на принадлежащий Российской Федерации объект недвижимости.
Отсутствие выделенных лимитов бюджетных обязательств и финансирования на данные цели, равно как и отсутствие заключенного в письменной форме договора с предприятием не освобождают управление от возложенной законом на собственника помещений многоквартирного дома обязанности по оплате принятых энергетических ресурсов.
Доводов относительно методики и арифметики расчета, возражений по вмененному объему потребления, стоимости ресурса кассационная жалоба не содержит.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2023 по делу N А63-19238/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 5.2 положения N 432, полномочия собственника в отношении федерального имущества от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В соответствии с пунктом 5.47 Положения N 432 Росимущество осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на финансовое обеспечение возложенных на агентство функций.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения N 432)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 августа 2023 г. N Ф08-8451/23 по делу N А63-19238/2022