г. Краснодар |
|
29 августа 2023 г. |
Дело N А61-3280/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при ведении протокола помощником судьи Зубко А.Н., с участием в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания, от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Южная промышленная компания" (ИНН 2364001364) - Халлаева Т.Р. (доверенность от 20.06.2022), заинтересованных лиц: администрации главы Республики Северная Осетия - Алания и Правительства Республики Северная Осетия - Алания - Гамосова А.М. (доверенность от 07.07.2022), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания, администрации местного самоуправления Ирафского района Республики Северная Осетия - Алания, извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южная промышленная компания" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 по делу N А61-3280/2022, установил следующее.
ООО "Южная промышленная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением о признании незаконным решения Правительства Республики Северная Осетия - Алания (далее - правительство), выраженного в распоряжении от 02.08.2022 N 463-р, об отказе в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 15:04:0030202:18; 15:04:0030202:19; 15:04:0030202:21; 15:04:0030202:22 категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; возложении на правительство обязанности в месячный срок, со дня принятия судебного решения, издать акт о переводе указанных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (с учетом изменения предмета заявленных требований - т. 2, л. д. 1 - 3).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (далее - минимущества), Министерство природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания (далее - минприроды), администрация местного самоуправления Ирафского района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация Ирафского района).
Решением от 15.02.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.06.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды установили, что перевод земельных участков из одной категории в другую обоснован экономической целесообразностью их использования в хозяйственной деятельности (добыча облицовочных диоритов) на основании лицензии, что не является достаточным основанием для совершения испрашиваемых действий. Сама по себе добыча полезных ископаемых является исключительным случаем, обусловливающим перевод земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. Вместе с тем наличие лицензии не свидетельствует о таком исключительном случае. Кроме того, действия по изменению категории земельного участка являются регистрационными, а внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) дополнительных сведений, как то изменение категории земельного участка, при наличии запрета на их совершение, невозможно. К ходатайству общества о переводе земель в испрашиваемую категорию приложена копия проекта рекультивации земельных участков, разработанного ООО "Севосгеология" и утвержденного в 2019 году. При этом данный проект основан на недействующем постановлении Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" (далее - постановление от 23.02.1994 N 140), признанном утратившим силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - постановление от 10.07.2018 N 800); на момент обращения заявителя за переводом земель действовал новый национальный стандарт ГОСТ Р 59057-2020 "Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2020 N 709-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации". Более того, спорные земельные участки входят в границы Задалеского сельского поселения муниципального образования Ирафский район Республики Северная Осетия - Алания, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения (зона, на которую градостроительные регламенты не установлены). Мероприятия по размещению на спорных земельных участках объекта пользования недрами (добыча облицовочных диоритов) документами местного значения не предусмотрены. Общество не представило доказательств приведения в соответствие документов территориального планирования и документации по планировке территории, необходимых для принятия правительством решения о переводе земельных участков в испрашиваемую категорию. Желание заявителя осуществлять добычу полезных ископаемых на основании лицензии не свидетельствует о наличии исключительного случая, установленного статьей 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ). Представленный обществом в суд апелляционной инстанции проект рекультивации земельных участков 2023 года является новым доказательством, поэтому не принят апелляционной коллегией. При этом суды отметили, что общество не лишено возможности после устранения недостатков документации повторно обратиться с таким ходатайством в уполномоченный орган.
В кассационной жалобе общество просит решение от 15.02.2023 и постановление апелляционного суда от 05.06.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая, что законодательство не предусматривает автоматической, безусловной и безотлагательной государственной регистрации изменений категории земель в отношении земельных участков после принятия решения о переводе в другую категорию. Осуществление действий по государственной регистрации приостанавливается в случае поступления акта уполномоченного органа о наложении ареста или запрете на совершение определенных действий до снятия ареста или запрета. На дату принятия правительством оспариваемого решения ограничения на регистрационные действия сняты не были, однако, на момент принятия обжалуемого решения судебный акт суда общей юрисдикции не вступил в законную силу. При рассмотрении настоящего спора суд должен был исходить из того, что обеспечительные меры налагаются судом и другими органами в безотлагательном порядке без полноценного и всестороннего исследования обстоятельств дела и оценки доказательств, в целях соблюдения баланса интересов сторон. Между тем, для принятия решения о переводе земель из одной категории в другую законодательством отводится два месяца, следовательно, если с периодичностью в 2 месяца против заявителя будут предприниматься подобные ограничения, - он будет лишен возможности осуществлять свою хозяйственную деятельность до окончания срока действия лицензии. Вывод апелляционного суда об отсутствии у общества утвержденного проекта рекультивации земельных участков как необходимого условия их перевода из одной категории земель в другую для недропользования неправомерен, поскольку какого-либо несоответствия представленного обществом проекта рекультивации действующим нормативам, не установлено (не ссылалось на такое несоответствие и правительство). Само по себе перечисление в справочном разделе проекта отдельных устаревших нормативных актов не означает, что содержание проекта не отвечает требованиям актуальных норм, которые в части, использованной в спорном проекте, по сути, не отличаются от действовавших ранее. Несоблюдение правительством порядка и сроков рассмотрения обращения заявителя привело к тому, что последний не может приступить к осуществлению лицензионной деятельности более года. Апелляционный суд также неправомерно отказал в приобщении к делу доработанного проекта рекультивации земельных участков 2023 года, посчитав его новым доказательством. Вывод суда второй инстанции о несоответствии испрашиваемого целевого назначения земельных участков документам территориального планирования также не обоснован. Требуемое изменение целевого назначения принадлежащих обществу земельных участков не будет противоречить документам территориального планирования сельского поселения.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлены.
На основании статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи.
В судебном заседании представитель общества на удовлетворении кассационной жалобы настаивал. Представитель администрации главы Республики Северная Осетия - Алания и правительства возражал против удовлетворения жалобы, считая выводы судебных инстанций основанными на доказательствах и нормах закона.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд (арбитражный суд, организующий проведение судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи) не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установили суды, общество зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 06.02.2009 с основным видом деятельности - добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев (08.11).
Земельные участки с кадастровыми номерами 15:04:0030202:18; 15:04:0030202:19; 15:04:0030202:21 и 15:04:0030202:22 имеют категорию - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположены - 1,5 км северо-восточнее с. Донифарс, принадлежат на праве собственности обществу, что подтверждается свидетельствами о праве собственности от 19.06.2012 серии 15 АБ N 019601, 019604, 019602, 019603 (т. 1, л. д. 20 - 23).
Свою деятельность общество осуществляло на основании лицензии на пользование недрами серии ВЛК N 80187 (ТР), выданной минприроды 01.11.2019 сроком до 01.11.2022.
Согласно пункту 1 лицензионного соглашения, являющегося приложением N 1 к лицензии, обществу предоставлено право недропользования в целях разведки и добычи облицовочных диоритов на Донифарском месторождении в Ирафском районе Республики Северная Осетия - Алания (т. 1, л. д. 11 - 19).
Министерство экономического развития Республики Северная Осетия - Алания (уполномоченный орган) и общество (участник) заключили договор от 10.11.2020 N 2 об осуществлении деятельности в зоне приоритетного экономического развития промышленного типа на территории Задалеского сельского поселения (с. Донифарс и Ахсарисарского сельского поселения (с. Ахсарисар) муниципального образования Ирафский район Республики Северная Осетия - Алания) в целях реализации проекта "Строительство карьера по добыче и переработке облицовочного диорита на Донифарском месторождении в Ирафском районе РСО - Алания" (т. 1, л. д. 51 - 60).
Согласно пункту 1.2 договора от 10.11.2020 N 2 общество как участник осуществляет следующие виды деятельности: добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев (08.11); добыча полезных ископаемых, не включенных в другие группировки (08.9); резка, обработка и отделка камня (23.70).
Администрация Ирафского района обратилась в правительство с письмом от 29.03.2022 N 771 с просьбой о переводе спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в целях осуществления обществом предпринимательской деятельности по недропользованию согласно лицензии от 01.11.2019 серии ВЛК N 80187 ТР и договору от 10.11.2020 N 2 (т. 1, л. д. 41, 42).
Общество также обратилось в правительство с заявлением от 09.02.2022 N 02-004 о переводе спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в испрашиваемую категорию (т. 1, л. д. 39, 40).
Распоряжением от 02.08.2022 N 463-р правительство отказало заявителю в переводе рассматриваемых земельных участков (т. 1, л. д. 122, 123).
Согласно протоколу заседания Республиканской межведомственной комиссии по вопросам использования и охраны земель на территории Республики Северная Осетия - Алания от 19.07.2022 N 2-33 отказ в переводе земельных участков кадастровыми номерами 15:04:0030202:18; 15:04:0030202:19; 15:04:0030202:21 и 15:04:0030202:22 из одной категории в другую мотивирован тем, что на указанные земельные участки постановлением от 03.06.2022 судебный пристав-исполнитель Владикавказского городского отдела судебных приставов в рамках исполнительного производства от 15.04.2022 N 85114/22/15005-ИП объявил запрет на совершение регистрационных действий, по исключению из госреестра, а также регистрации ограничений и обременений в отношении названных земельных участков общества путем наложения ареста (т. 1, л. д. 124, 125; т. 2, л. д. 4, 5).
Считая распоряжение правительства от 02.08.2022 N 463-р не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 данного кодекса).
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 198 Кодекса).
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган, который принял данное решение, совершил действия (допустил бездействие).
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) закреплено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности и иного специального назначения выделены в самостоятельные категории земель (пункты 1 и 3 части 1 статьи 7).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также для этих целей. В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункты 1, 2 статьи 77 Земельного кодекса).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством, целей (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса).
Пунктом 4 статьи 78 Земельного кодекса запрещено использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.
Пункт 1 статьи 79 Земельного кодекса определяет понятие сельскохозяйственные угодья как пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), которые в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии со статьей 1 Закона N 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом, настоящим законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую предусмотрены в статье 2 Закона N 172-ФЗ, согласно которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1). Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации (часть 2). Часть 3 данной статьи Закона N 172-ФЗ закрепляет, что в ходатайстве заинтересованным лицом указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которой входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которой предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на его рассмотрение (часть 1 статьи 3 Закона N 172-ФЗ). По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
На основании пункта 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Постановлением правительства от 30.03.2007 N 83 "О Республиканской межведомственной комиссии по вопросам использования и охраны земель на территории Республики Северная Осетия - Алания" утвержден Порядок рассмотрения обращений о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 1 Порядка заинтересованные в переводе земельных участков лица подают на имя председателя правительства ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, которые направляются на рассмотрение Республиканской межведомственной комиссии по вопросам использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения и лесов, находящихся в собственности Республики Северная Осетия - Алания. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются необходимые сведения, а также для рассмотрения ходатайства необходим определенный перечень документов, часть из которых запрашиваются комиссией в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно (пункты 2, 3 Порядка). По результатам рассмотрения ходатайства комиссия в течение двух месяцев со дня его поступления готовит проект постановления правительства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию либо акт правительства об отказе в переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (пункт 5). Ходатайство, не подлежащее рассмотрению, возвращается в течение 30 дней со дня его поступления заинтересованному лицу. Отказ в рассмотрении ходатайства о переводе земель из одной категории в другую направляется заявителю в письменном виде с обязательным указанием причин отказа (пункт 4 Порядка).
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона N 172-ФЗ одним из оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую является установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) к документам территориального планирования муниципальных образований относятся: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с указанным законом сведений.
В соответствии с пунктом 5 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.06.2021 N П/0241, сведения в реестры ЕГРН вносятся при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, внесении сведений об объектах реестра границ, внесении дополнительных сведений, если внесение таких сведений не является государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией прав.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, являются дополнительными сведениями об объекте недвижимого имущества, вносятся в ЕГРН и подлежат государственному кадастровому учету.
На основании пункта 37 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом.
В соответствии с частью 6 статью 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 данной статьи, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста или запрета.
По делу установлено, что испрашиваемая цель перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения обусловлена использованием рассматриваемых участков в хозяйственной деятельности общества (добыча облицовочных диоритов) на основании лицензии.
Мотивом оспариваемого отказа послужило то обстоятельство, что на момент обращения заявителя на земельные участки был наложен арест судебным приставом-исполнителем Владикавказского городского отдела судебных приставов в рамках исполнительного производства от 15.04.2022 N 85114/22/15005-ИП; регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 15:04:0030202:18; 15:04:0030202:19; 15:04:0030202:21 и 15:04:0030202:22 запрещены до снятия ареста (т. 2, л. д. 4, 5).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы (проект рекультивации ООО "Севосгеология", лицензия на пользование недрами от 01.11.2019 серии ВЛК N 80187, договор от 10.11.2020 N 2 об осуществлении деятельности в зоне приоритетного экономического развития промышленного типа на территории Задалеского сельского поселения, правила землепользования и застройки Задалеского сельского поселения, утвержденные решением Собрания представителей муниципального образования Ирафский район от 29.12.2017 N 36/7 "Об утверждении правил землепользования и застройки Задалеского сельского поселения Ирафского района Республики Северная Осетия - Алания", графические материалы), суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления. Судебные инстанции исходили из того, что внесение в ЕГРН дополнительных сведений (изменение категории земельного участка) до снятия мер по запрету на совершение регистрационных действий (ареста), невозможно. Представленный обществом проект рекультивации рассматриваемых участков (2019 года) основан на недействующих нормативах; на момент подачи заявления действовал новый национальный стандарт ГОСТ Р 59057-2020 "Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель". Согласно правилам землепользования и застройки Задалеского сельского поселения, утвержденным решением Собрания представителей муниципального образования Ирафский район от 29.12.2017 N 36/7 "Об утверждении правил землепользования и застройки Задалеского сельского поселения Ирафского района Республики Северная Осетия - Алания", земельные участки расположены в пределах границ Задалеского сельского поселения и относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения (зона, на которую градостроительные регламенты не устанавливаются). Испрашиваемое целевое назначение спорных земельных участков не соответствует схеме территориального планирования. Доказательств приведения в соответствие документов территориального планирования и документации по планировке территории, необходимых для принятия правительством решения о переводе земельных участков из одной категории в другую, не представлено.
Довод кассационной жалобы об отказе суда апелляционной инстанции приобщить к делу актуальный проект рекультивации земельных участков (2023 года), не является основанием для отмены судебных актов. Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными (пункт 2 статьи 268 Кодекса). Общество не привело уважительных причин невозможности представления данного доказательства в суд первой инстанции.
Суд округа также отмечает, что в порядке главы 24 Кодекса законность ненормативного правового акта проверяется судом по состоянию на дату принятия, с учетом тех документов, которыми располагал орган. Новые документы, дополнения могут явиться основанием для повторного обращения в уполномоченный орган за получением нового решения.
Положения статей 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими его положениями, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судами обстоятельств, а также иное толкование закона, не свидетельствует о судебной ошибке и не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены решения и апелляционного постановления, суд округа не установил.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 по делу N А61-3280/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы (проект рекультивации ООО "Севосгеология", лицензия на пользование недрами от 01.11.2019 серии ВЛК N 80187, договор от 10.11.2020 N 2 об осуществлении деятельности в зоне приоритетного экономического развития промышленного типа на территории Задалеского сельского поселения, правила землепользования и застройки Задалеского сельского поселения, утвержденные решением Собрания представителей муниципального образования Ирафский район от 29.12.2017 N 36/7 "Об утверждении правил землепользования и застройки Задалеского сельского поселения Ирафского района Республики Северная Осетия - Алания", графические материалы), суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления. Судебные инстанции исходили из того, что внесение в ЕГРН дополнительных сведений (изменение категории земельного участка) до снятия мер по запрету на совершение регистрационных действий (ареста), невозможно. Представленный обществом проект рекультивации рассматриваемых участков (2019 года) основан на недействующих нормативах; на момент подачи заявления действовал новый национальный стандарт ГОСТ Р 59057-2020 "Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель". Согласно правилам землепользования и застройки Задалеского сельского поселения, утвержденным решением Собрания представителей муниципального образования Ирафский район от 29.12.2017 N 36/7 "Об утверждении правил землепользования и застройки Задалеского сельского поселения Ирафского района Республики Северная Осетия - Алания", земельные участки расположены в пределах границ Задалеского сельского поселения и относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения (зона, на которую градостроительные регламенты не устанавливаются). Испрашиваемое целевое назначение спорных земельных участков не соответствует схеме территориального планирования. Доказательств приведения в соответствие документов территориального планирования и документации по планировке территории, необходимых для принятия правительством решения о переводе земельных участков из одной категории в другую, не представлено.
Довод кассационной жалобы об отказе суда апелляционной инстанции приобщить к делу актуальный проект рекультивации земельных участков (2023 года), не является основанием для отмены судебных актов. Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными (пункт 2 статьи 268 Кодекса). Общество не привело уважительных причин невозможности представления данного доказательства в суд первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 августа 2023 г. N Ф08-8105/23 по делу N А61-3280/2022