г. Краснодар |
|
30 августа 2023 г. |
Дело N А32-46634/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от лица, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Завгороднего Н.Е. (доверенность от 05.06.2023), в отсутствие представителя заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дзюба Елены Эдуардовны (ОГРНИП 314237108600015), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования Кущевский район, извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2023 по делу N А32-46634/2022, установил следующее.
ИП глава КФХ Дзюба Е.Э. (далее - предприниматель, глава КФХ) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным бездействия по непредставлению ответа на заявление о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:17:0102003:6 общей площадью 828 154 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, с/о Кущевский, в собственность, от 09.09.2021 и 27.10.2021; возложении на департамент обязанности заключить с предпринимателем договор купли-продажи данного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Кущевский район Краснодарского края (далее - администрация).
Решением от 07.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.05.2023, заявление удовлетворено частично: признано незаконным бездействие департамента по нерассмотрению по существу заявлений предпринимателя от 09.09.2021 и 27.10.2021 о предоставлении в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:17:0102003:6 общей площадью 828 154 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, с/о Кущевский; на департамент возложена обязанность в течение 20 дней с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявления предпринимателя от 09.09.2021 и 27.10.2021 как одно заявление и принять предусмотренные частью 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) решения;
в удовлетворении остальной части заявления отказано. Суды установили, что заявитель оспаривает бездействие департамента по непринятию какого-либо решения в отношении двух заявлений от 09.09.2021 и 27.10.2021, ссылаясь на неполучение ответа. Департамент пояснил, что в заявлениях главы КФХ не указана цель использования земельного участка, ввиду чего в адрес представителя заявителя - Савченко С.М. направлены заказные письма с уведомлениями от 20.09.2021 N 52-32-15-43126/21 (дата направления 21.09.2021, почтовый идентификатор 35001461019224) и 10.11.2021 N 52-32-15-51918/21 (дата направления 11.11.2021, почтовый идентификатор 35001461032186) о возврате заявлений, которые возвращены отправителю ввиду неполучения адресатом. Порядок оказания государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края установлен приказом департамента от 14.11.2017 N 2892 "Об утверждении административного регламента предоставления Департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края" (далее - приказ от 14.11.2017 N 2892; административный регламент). Абзацем 9 пункта 3.5.2 раздела 3.5 приложения к приказу от 14.11.2017 N 2892 закреплена возможность направления в адрес представителя заявителя письма о возврате заявления. Кроме того, в приложении 1 к административному регламенту представлена рекомендуемая форма заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, пунктом 2.2 которой указана "цель использования земельного участка". В письме от 10.11.2021 N 52-32-15-51918/21 о возвращении заявления департамент разъяснил, что цели использования земельных участков предусмотрены статьей 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае". Между тем, суды указали, что приложение N 1 к административному регламенту содержит рекомендуемую, а не обязательную форму заявления. Пункт 2.2 данного приложения не раскрывает, что именно следует указать в качестве цели использования земли. Из содержания заявлений предпринимателя от 09.09.2021 и 27.10.2021 очевидно, что заявитель просил предоставить земельный участок в собственность в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, предусматривающим продажу участка для ведения сельскохозяйственного производства. Учитывая установленный частью 5 статьи 39.17 Земельного кодекса двадцатидневный срок рассмотрения заявлений, главе КФХ должно стать известно о бездействии департамента в октябре-ноябре 2021 года, тогда как в суд заявитель обратился 15.09.2022 (штамп на конверте): спустя почти год с момента начала бездействия. Однако, приняв во внимание, что департамент все-таки рассмотрел заявления и возвратил их в адрес представителя предпринимателя (который их не получил), суды расценили возврат уполномоченного органа как бездействие по нерассмотрению заявлений.
В кассационной жалобе департамент просит решение от 07.03.2023 и постановление апелляционного суда от 29.05.2023 отменить в части удовлетворения требований, принять новый судебный акт, указывая, что заявления о предоставлении земельного участка направлены в департамент 09.09.2021 и 27.10.2021, а обращение о признании незаконным бездействия департамента по рассмотрению заявлений поступило в арбитражный суд 15.09.2022, с пропуском процессуального срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления. Судами не приняты во внимание фактически совершенные департаментом действия по направлению в адрес обратившегося лица писем о возврате поступивших заявлений (с указанием причин возврата). Признание незаконным бездействия департамента в качестве способа защиты своих прав является ненадлежащим (ввиду отсутствия нарушения), что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Порядок оказания государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края установлен приказом департамента от 14.11.2017 N 2892. Абзацем 9 пункта 3.5.2 раздела 3.5 приложения к административному регламенту предусмотрена возможность направления в адрес представителя заявителя письма о возврате заявления. Кроме того, в качестве приложения 1 к административному регламенту представлена рекомендуемая форма заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, пунктом 2.2 которой указана "цель использования земельного участка". Данная рекомендуемая форма заявления разработана в соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса. Приказ от 14.11.2017 N 2892, административный регламент и рекомендуемая форма заявления размещены на официальном сайте департамента в информационно-коммуникационной сети "Интернет", а также в справочных правовых системах "Консультант плюс" и "Гарант".
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлены.
Представитель департамента в судебном заседании на удовлетворении кассационной жалобы настаивал. Иные лица явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Изучив материалы дела, выслушав представителя департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, управление муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район Краснодарского края (арендодатель) и ООО "Сельскохозяйственная компания "Влад"" (арендатор) заключили договор от 28.01.2009 N 8817000081 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 82,8154 га, с кадастровым номером 23:17:0102003:6, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, Кущевское сельское поселение, для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 10 лет (т. 1, л. д. 15 - 22).
2 февраля 2009 года ООО "СК "Влад"" и глава КФХ заключили договор о передаче прав и обязанностей на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 82,8154 га, с кадастровым номером 23:17:0102003:6, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, Кущевское сельское поселение (т. 1, л. д. 30 - 32).
3 февраля 2009 года ООО "СК "Влад"" прекратило свою деятельность, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 13.04.2022, в связи с чем договор о передаче прав и обязанностей от 02.02.2009 не зарегистрирован (т. 1, л. д. 33 - 35).
23 ноября 2015 года управление муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район Краснодарского края (далее - арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор аренды N 1701004869 земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения, площадью 828 154 кв. м, с кадастровым номером 23:17:0102003:6, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, Кущевское сельское поселение, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, сроком с 06.04.2015 по 06.03.2016. В дальнейшем договор не перезаключался вследствие запрета регистрационных действий на спорный земельный участок; предприниматель продолжил пользоваться землей и вносить арендные платежи.
Приказом департамента от 06.04.2021 N 652 проведены торги на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:17:0102003:6, находящегося в государственной собственности Краснодарского края. Согласно протоколу о результатах аукциона от 16.06.2021 N 2 победителем признан предприниматель (т. 1, л. д. 56 - 59).
25 июня 2021 года департамент (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключен договор аренды N 0000008019 земельного участка с кадастровым номером 23:17:0102003:6 земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, на 10 лет (т. 1, л. д. 60 - 64).
В целях выкупа земельного участка заявитель направил в адрес департамента заявление от 09.09.2021 в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (т. 1, л. д. 114, 115). Заявление получено департаментом 14.09.2021, однако, ответ в адрес заявителя не поступил.
27 октября 2021 года предприниматель повторно направил в адрес департамента заявление в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (т. 1, л. д. 118, 119).
Полагая, что со стороны департамента имеет место незаконное бездействие, выразившееся в ненаправлении ответа на заявления предпринимателя от 09.09.2021 и 27.10.2021, глава КФХ обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
На основании части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в арбитражный суд с таким требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Суды установили, что в ответ на заявления главы КФХ департамент в адрес представителя заявителя - Савченко С.М. направил заказные письма с уведомлениями от 20.09.2021 N 52-32-15-43126/21 (дата направления 21.09.2021, почтовый идентификатор 35001461019224) и 10.11.2021 N 52-32-15-51918/21 (дата направления 11.11.2021, почтовый идентификатор 35001461032186) о возврате заявлений, которые не получены адресатом.
В обоснование направления ответов в адрес представителя заявителя департамент сослался на приказ от 14.11.2017 N 2892.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), которым урегулированы отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением участками из земель сельскохозяйственного назначения, установлены правила и ограничения, применяемые к обороту таких участков. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у уполномоченных органов отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства при использовании такого участка, вправе приобрести земельный участок в собственность в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса установлена возможность продажи без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим лицам по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с ними при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В статье 39.16 Земельного кодекса приведен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса. Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащий исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного кодекса, и направить принятое решение заявителю.
Согласно части 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее, чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Кодекса, установили, что заявитель обратился за предоставлением земельного участка в собственность в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, предусматривающим продажу земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства. В заявлениях от 09.09.2021 и 27.10.2021 приведены необходимые сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса, ввиду чего у департамента не имелось оснований для возврата заявлений предпринимателя, что свидетельствует о незаконном бездействии государственного органа по нерассмотрению по существу данных заявлений.
В порядке восстановления нарушенного права заявителя суды, руководствуясь частью 4 статьи 201 Кодекса, обязали департамент в течение 20 дней с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявления предпринимателя от 09.09.2021 и от 27.10.2021 как одно заявление и принять соответствующее решение (часть 5 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически сводятся к несогласию департамента с установленными по делу обстоятельствами и оценкой доказательств, которые были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую оценку.
Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием отмены решения и апелляционного постановления, суд округа не установил.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2023 по делу N А32-46634/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Кодекса, установили, что заявитель обратился за предоставлением земельного участка в собственность в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, предусматривающим продажу земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства. В заявлениях от 09.09.2021 и 27.10.2021 приведены необходимые сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса, ввиду чего у департамента не имелось оснований для возврата заявлений предпринимателя, что свидетельствует о незаконном бездействии государственного органа по нерассмотрению по существу данных заявлений.
В порядке восстановления нарушенного права заявителя суды, руководствуясь частью 4 статьи 201 Кодекса, обязали департамент в течение 20 дней с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявления предпринимателя от 09.09.2021 и от 27.10.2021 как одно заявление и принять соответствующее решение (часть 5 статьи 39.17 Земельного кодекса).
...
Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием отмены решения и апелляционного постановления, суд округа не установил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 августа 2023 г. N Ф08-8734/23 по делу N А32-46634/2022