Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 ноября 2003 г. N КА-А40/9324-03
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 41 по г.Москве (далее - МИМНС N 41) обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ООО "РИСП" к административной ответственности по ч.4 ст. 14.17 КоАП РФ в виде штрафа в размере 75000 руб. с конфискацией алкогольной продукции.
Решением суда первой инстанции от 07.08.03 (с учетом определения от 29.09.03 об исправлении описки) на общество наложено административное наказание в виде штрафа в размере 75000 руб. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Апелляционная инстанция постановлением от 01.10.03 оставила без изменения указанное судебное решение.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "РИСП" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные. По мнению общества, Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не предусмотрена необходимость лицензирования деятельности по импорту сырья, к которому относятся виноматериалы. В связи с чем считает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель ООО "РИСП" поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель МИМНС N 41 возражал против ее удовлетворения, считая обжалованные акты суда первой и апелляционной инстанции соответствующими законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В ходе проведенной сотрудниками МИМНС N 41 проверки легальности оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции был установлен факт закупки ООО "РИСП" импортных виноматериалов без соответствующей лицензии. Результаты проверки зафиксированы в акте от 17.06.03 N 11-05/477, протоколе об административном правонарушении от 17.06.03 N 11-05/15ю, на основании которых налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч.4 ст. 14.17 КоАП РФ в виде штрафа в размере 75000 руб. с конфискацией алкогольной продукции согласно описи товара к акту N 11-05/477 на сумму 11339359 руб. 30 коп.
В соответствии с названной нормой КоАП РФ административным правонарушением признается промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Правовые основы промышленного производства и оборота указанной выше продукции установлены Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно п.1 ст. 18 данного Закона лицензированию подлежит импорт, хранение и поставка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
В п.2, 3 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.98 N 727, предусмотрена необходимость получения лицензии на импорт виноматериалов и иной пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 1,6 процента. Также указано, что лицензия является официальным документом, разрешающим и определяющим условия осуществления данной деятельности.
По утверждению ООО "РИСП" оно осуществляет импорт не виноматериалов, а сырья для дальнейшего изготовления виноматериалов, что не требует получения лицензии.
Понятие виноматериалов для целей применения вышеупомянутого Федерального закона дано в абз.12 ст.2 этого Закона, согласно которому виноматериалом признается сырье для изготовления вина, полученное в результате спиртового брожения виноградного сусла, виноградной мезги либо плодового сока с добавлением или без добавления этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта не более 22,5 процента объема готовой продукции.
Указание в Федеральном законе от 22.11.95 N 171-ФЗ отдельного понятия "виноматериалы" не свидетельствует о том, что эта продукция не относятся к числу спиртосодержащей пищевой продукции.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.00 "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с последующими изменениями и дополнениями) к пищевым продуктам относятся продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье; пищевые добавки и биологически активные добавки. В этой же статье определено, что продовольственное сырье - сырье растительного, животного, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.
В связи с чем Арбитражный суд г.Москвы пришел к правильному выводу о том, что деятельность по импорту спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалов) в целях использования ее в качестве сырья для собственного производства подлежит лицензированию и отсутствие соответствующей лицензии образует состав административного правонарушения.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют доводы апелляционной жалобы, оценивались судом и правомерно отклонены как не свидетельствующие о допущенной по делу судебной ошибке.
Предусмотренных ст.288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд постановил:
Решение от 07.08.03 (с учетом определения от 29.09.03 об исправлении описки) и постановление апелляционной инстанции от 01.10.03 Арбитражного суда г.Москвы по делу А40-28285/03-96-321 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "РИСП" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 ноября 2003 г. N КА-А40/9324-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании