г. Краснодар |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А32-34846/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Вторая пятилетка" (ИНН 2341012881, ОГРН 1062341001568) - Есипенко Н.В. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования Ленинградский район (ИНН 2341000075, ОГРН 1022304295496) и третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), администрации Новоуманского сельского поселения Ленинградского района Краснодарского края (ИНН 2341012391, ОГРН 1052323074088), публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вторая пятилетка" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 по делу N А32-34846/2022, установил следующее.
ООО "Вторая пятилетка" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Ленинградский район (далее - администрация) в установлении вида разрешенного использования "Сельскохозяйственное использование (1.0)" в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:19:1101000:259 площадью 249 602 кв. м, расположенного в границах ЗАО "Вторая Пятилетка", участок 1, секция 19, контур 26 (СТФ N 2) (далее - спорный участок), принадлежащего обществу на праве аренды по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 12.05.2008 N 1900003262; утверждении вида разрешенного использования "Сельскохозяйственное использование (1.0)" спорного участка, принадлежащего обществу на праве аренды по договору от 09.04.2021 N 2 передачи прав и обязанностей по договору находящегося в государственной собственности аренды земельного участка от 12.05.2008 N 1900003262, с имеющимися в ЕГРН на момент рассмотрения искового заявления уникальными характеристиками данного объекта недвижимого имущества; возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) обязанности внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании названного земельного участка путем замены записи о действующей уникальной характеристике объекта в графе: "Виды разрешенного использования" - "Для сельскохозяйственного производства", "Для эксплуатации зданий и сооружений животноводческой фермы" на запись - "Сельскохозяйственное использование (1.0)".
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены управление, администрация Новоуманского сельского поселения Ленинградского района Краснодарского края и ПАО "Россети Кубань".
Решением суда от 09.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.05.2023, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования; приняв на себя права и обязанности по договору аренды земельного участка, общество как арендатор выразило согласие на использование спорного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что испрашиваемый обществом вид разрешенного использования земельного участка "Сельскохозяйственное использование (1.0)" включает в себя выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Суды не учли, что спорный участок отнесен к категории "земли сельскохозяйственного назначения", а не к категории "земли населенных пунктов", расположен в зоне "СХ-2" - "для сельскохозяйственного производства", за границами населенных пунктов Новоуманского сельского поселения Ленинградского района Краснодарского края; размер спорного участка соответствует требованиям Правил землепользования и застройки в части параметров площади, установленных виду разрешенного использования - "сельскохозяйственное использование 1.0", как расположенного за пределами населенного пункта. Администрация неправомерно отказала в изменении на аналогичный вида разрешенного использования спорного участка, который по всем параметрам согласуется с Правилами землепользования и застройки, а также удовлетворит интересы всех хозяйствующих субъектов, в том числе участвующих в деле лиц. Для эксплуатации зданий и сооружений расположенного на спорном участке животноводческого комплекса необходима организация санитарно-защитной зоны, площадь которой определяется в соответствии с нормативами и классом опасности объекта, исходя из проектной численности размещаемого поголовья животных. Однако объекты капитального строительства фактически отсутствуют (разрушены), привязка вида разрешенного использования участка "для эксплуатации животноводческой фермы" к виду разрешенного использования отсутствующих объектов капитального строительства неправомерна.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление, администрация Новоуманского сельского поселения Ленинградского района Краснодарского края, ПАО "Россети Кубань" не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, считает, что решение суда и постановление суда апелляционной инстанции надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, спорный участок находится в государственной неразграниченной собственности и относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для эксплуатации зданий и сооружений животноводческой фермы.
Согласно сведениям из ЕГРН в границах спорного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:19:1101000:874, 23:19:1101000:653, 23:19:1101000:884, 23:19:1101000:871, 23:19:1101000:879, 23:19:1101000:872, 23:19:1101000:880, 23:19:1101000:876, 23:19:1101000:882, 23:19:1101000:885, 23:19:1101000:889, 23:19:1101000:888, 23:19:1101000:870, 23:19:1101000:871, 23:19:1101000:873, 23:19:1101000:881, 23:19:1101000:885, 23:19:1101000:877, 23:19:1101000:875, 23:19:1101000:886, 23:19:1101000:883, 23:19:1101000:887, 23:19:1101000:878, 23:19:0000000:1444.
На основании постановления главы муниципального образования Ленинградский район от 06.05.2008 N 657 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Инвестземстрой" земельного участка в аренду" между администрацией муниципального образования Ленинградский район (арендодатель) и ООО "Инвестземстрой" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 12.05.2008 N 1900003362 (далее - договор N 1900003362) сроком действия до 06.05.2057; спорный участок предоставлен для эксплуатации зданий и сооружений животноводческой фермы.
По договору купли-продажи от 09.04.2021 N 39 с ООО "Инвестземстрой" общество приобрело в собственность расположенное на спорном участке недвижимое имущество, в том числе здание (свинарник-откормочник СТФ N 2 Литер Ш, ш) с кадастровым номером 23:19:1101000:870; здание (свинарник-откормочник СТФ N 2 Литер Е) с кадастровым номером 23:19:1101000:871; здание (свинарник-откормочник СТФ N 2 Литер С, с, с1) с кадастровым номером 23:19:1101000:872; здание (свинарник-откормочник СТФ N 2 Литер Л, л) с кадастровым номером 23:19:1101000:873; здание (свинарник-откормочник СТФ N 2 Литер П) с кадастровым номером 23:19:1101000:874; здание (свинарник-откормочник СТФ N 2 Литер Ц) с кадастровым номером 23:19:1101000:875; здание (свинарник-откормочник СТФ N 2 Литер Р, р) с кадастровым номером 23:19:1101000:876; здание (свинарник- откормочник СТФ N 2 Литер Н) с кадастровым номером 23:19:1101000:877; здание (свинарник-откормочник СТФ N 2 Литер Щ, щ, щ1) с кадастровым номером 23:19:1101000:878; здание (свинарник-откормочник СТФ N 2 Литер Т, т, т1) с кадастровым номером 23:19:1101000:879; здание (свинарник-откормочник СТФ N 2 Литер Д) с кадастровым номером 23:19:1101000:880; здание (свинарник-откормочник СТФ N 2 Литер Ж) с кадастровым номером 23:19:1101000:881; здание (свинарник-откормочник СТФК N 2 Литер Ч, ч, ч1) с кадастровым номером 23:19:1101000:882; здание (свинарник-откормочник СТФ N 2 Литер В, в) с кадастровым номером 23:19:1101000:883; здание (свинарник-откормочник СТФ N 2 Литер К, к, к1, к2) с кадастровым номером 23:19:1101000:884; здание (свинарник-откормочник СТФ N 2 Литер М, м) с кадастровым номером 23:19:1101000:885; здание (весовая СТФ N 2 Литер У, У1) с кадастровым номером 23:19:1101000:886; здание (весовая СТФ N 2 Литер Б, Б1) с кадастровым номером 23:19:1101000:887; здание (санпропускник СТФ N 2 Литер А) с кадастровым номером 23:19:1101000:888; здание (кормоцех СТФ N 2 Литер О, о) с кадастровым номером 23:19:1101000:889.
По договору от 09.04.2021 N 2 права и обязанности арендатора по договору N 1900003362 переданы обществу.
Общество обратилось в администрацию с заявлением об изменении вида разрешенного использования спорного участка.
Письмом от 27.06.2022 N 4973 администрация отказала в изменении вида разрешенного использования спорного участка со ссылкой на то, что для вида разрешенного использования "Сельскохозяйственное использование" минимальная (максимальная) площадь земельного участка составляет 5 тыс. - 100 тыс. кв. м, в то время как площадь спорного участка (249 602 кв. м) не соответствует предельным размерам для испрашиваемого вида разрешенного использования.
Полагая незаконным формализованный в письме от 27.06.2022 N 4973 отказ администрации, общество обратилось в арбитражный суд.
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип использования земель в соответствии с установленным для них целевым назначением, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7 Кодекса). Земли по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе категорию земель сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Кодекса). В составе земель сельскохозяйственного назначения помимо сельскохозяйственных угодий выделяются земли, занятые зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Кодекса). Сельскохозяйственные угодья, представляющие собой пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1 статьи 79 Кодекса).
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территории муниципального образования в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Последние включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков. Для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2, часть 6 статьи 30 Кодекса).
Таким образом, градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования не устанавливаются не для всех земель сельскохозяйственного назначения, а только для включенных в их состав сельскохозяйственных угодий. Земельные участки в составе сельскохозяйственных угодий не могут использоваться для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а вид их разрешенного использования не может быть изменен. Изменение разрешенного использования возможно только после перевода таких земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
При этом по смыслу положений пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 8 - 10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации правомерно возведенные до утверждения правил землепользования и застройки объекты капитального строительства и земельные участки под ними, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования без ограничения срока. Исключение составляют случаи, когда такое использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 26.03.2020 N 631-О, от 30.06.2020 N 1491-О, приведенные положения призваны обеспечить стабильность ранее сложившихся земельных и имущественных отношений. Изменения градостроительного регламента должны быть уравновешены необходимыми гарантиями для лиц, которые на законных основаниях приобрели права на земельные участки до принятия и вступления в силу указанных изменений. Эти лица вправе рассчитывать на уважение государством их правового статуса, неразрывно связанного с правовым режимом земельных участков.
Суды указали, что согласно сведениям ЕГРН на основании постановления главы муниципального образования Ленинградский район от 17.05.2007 N 523 "Об утверждении границ и площади земельного участка в границах ЗАО "Вторая пятилетка"" спорный участок поставлен на кадастровый учет 17.08.2007, установлен вид разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации зданий и сооружений животноводческой фермы".
В связи с тем, что при подготовке проекта границ спорного участка его местоположение и конфигурация определены неверно, постановлением администрации муниципального образования Ленинградский район от 29.10.2013 N 1331 утверждена схема расположения спорного участка; установлен вид разрешенного использования - "для эксплуатации зданий и сооружений животноводческой фермы".
Суды установили, что спорный участок образован до утверждения классификатора видов разрешенного использования и Правил землепользования и застройки Новоуманского сельского поселения Ленинградского района (утверждены решением Совета Новоуманского сельского поселения Ленинградского района от 27.01.2014 N 2 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Новоуманского сельского поселения Ленинградского района" (с изменениями от 25.03.2021 N 21)).
Согласно сведениям информационной системы обеспечения и планирования градостроительной деятельности спорный участок распложен в границах кадастрового квартала 23:19:1101000, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, территориальная зона - СХ-2 (зона объектов сельскохозяйственного назначения), ограничения - полностью в границах санитарно-защитной зоны; частично - в границах охранной зоны воздушной линии электропередачи ВЛ-10 Кв пт-1 ОТ пс 35/10 Кв "2-ая Пятилетка", с входящим ВЛ и ТП"; частично - в границах охранной зоны воздушной линии электропередачи ВЛ-10 Кв пт-13 от ПС 35/10Кв "2-ая Пятилетка", с входящим ВЛ и ТП; частично - в границах охранной зоны трансформаторной подстанции "КТП Пт -13-310".
Суды правильно указали, что законодателем разграничена процедура изменения разрешенного использования земельного участка и процедура установления соответствия вида разрешенного использования федеральному классификатору.
Статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) признается действительным разрешенное использование земельного участка, установленное до дня утверждения классификатора, вне зависимости от соответствия ему (часть 11). По заявлению правообладателя земельного участка уполномоченный орган обязан принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования, установленным классификатором. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка (часть 13).
Суды отметили, что, исходя из части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с Классификатором представляет собой выявление в Классификаторе и установление земельному участку наиболее близкого аналога его текущего разрешенного использования, которое правообладатель участка имеет право сохранять неограниченно долго на основании части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Установление соответствия между видами разрешенного использования земельных участков согласно части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ не должно приводить к фактическому изменению вида разрешенного использования земельного участка в обход установленных процедур. При установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка федеральному классификатору этот вид не изменяется.
Публичные власти лишь дополнительно подтверждают юридический факт легальности прежнего вида разрешенного использования, не предусмотренного в федеральном классификаторе, но установленного ранее, до его вступления в силу, прежний вид разрешенного использования не изменяется, но уточняется (при изменении вида разрешенного использования прежний его вид изменяется на иной вид, который функционально отличается от прежнего вида). То есть в пределах своих полномочий орган местного самоуправления не устанавливает новый и не изменяет ранее установленный вид разрешенного использования земельного участка, а приводит его в соответствие с действующим классификатором. Аналогичным образом в рамках данной процедуры орган местного самоуправления не изменяет вид разрешенного использования земельного участка в зависимости от фактического использования земельного участка (устанавливает соответствие).
Суды указали, что Правилами землепользования и застройки Новоуманского сельского поселения Ленинградского района, утвержденными решением Совета Новоуманского сельского поселения Ленинградского района от 27.01.2014 N 2 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Новоуманского сельского поселения Ленинградского района" (с изменениями от 25.03.2021 N 21) установлены основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Для вида разрешенного использования земельного участка "сельскохозяйственное использование" предусмотрена минимальная (максимальная) площадь земельного участка 5 тыс. - 100 тыс. кв. м.
Согласно пункту 9 Обзора судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.
Установив, что площадь спорного участка составляет 249 602 кв. м, что не соответствует предельным размерам испрашиваемого вида разрешенного использования, суды признали правоверным отказ администрации.
Вместе с тем, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований, суды не сослались на соответствующие критериям относимости и допустимости доказательства, которые с необходимой степенью достоверности свидетельствовали бы об относимости спорного участка к сельскохозяйственным угодьям (пашням, сенокосам, пастбищам, залежам, землям, занятым многолетними насаждениями). Обстоятельства, исключающие распространение действия градостроительного регламента на спорный участок, в обжалуемых судебных актах не отражены.
Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412, установлен такой вид использования как сельскохозяйственное использование (код 1.0), предполагающий ведение сельского хозяйства и включающий виды разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
Однако данные обстоятельства суды не учли, неполно оценив доводы и доказательства, представленные обществом в обоснование своей позиции, поддержав формальный подход администрации к разрешению поставленного обществом вопроса об установлении вида разрешенного использования "Сельскохозяйственное использование (1.0)" в отношении спорного участка, на котором расположены принадлежащие обществу на праве собственности утратившие функциональное назначение здания (ввиду их разрушения) животноводческой фермы, имеющие при этом кадастровые номера и зарегистрированные в ЕГРН.
Суды не учли, что по смыслу части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ по заявлению общества администрации надлежало установить соответствие разрешенного использования спорного участка виду разрешенного использования, установленному классификатором. Исполнение администрацией указанной обязанности не зависело ни от использованной обществом формы заявления, ни от наличия такого вида разрешенного использования в действующем градостроительном регламенте конкретной территориальной зоны, ни от относимости участка к какой-либо категории земель. Соответствующий правовой подход отражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2020 N 301-ЭС20-10890.
Общество как правообладатель спорного участка, не включающего пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, то есть не относящегося к сельскохозяйственным угодьям, вправе было потребовать от администрации принятия решения об установлении соответствия между существующим разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования, установленным классификатором. Для принятия такого решения перевод земельного участка в иную категорию земель не требуется. Отказ администрации в принятии такого решения при определенных обстоятельствах может быть признан не соответствующим приведенным нормативным положениям и нарушающим права и законные интересы общества.
Кроме того, суды не учли, что в силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Спорный участок сформирован до принятия решения Совета Новоуманского сельского поселения Ленинградского района от 27.01.2014 N 2 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Новоуманского сельского поселения Ленинградского района" (с изменениями от 25.03.2021 N 21), которыми для вида разрешенного использования земельного участка "сельскохозяйственное использование" предусмотрена минимальная (максимальная) площадь земельного участка (5 тыс. - 100 тыс. кв. м).
Доказательства того, что использование спорного участка с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в материалы дела не представлены и судами не исследованы.
Поскольку решение суда и постановление суда апелляционной инстанции приняты по неполно установленным и исследованным обстоятельствам дела, представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой или апелляционной инстанций либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, оценить доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применить нормы права к установленным по делу обстоятельствам и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 по делу N А32-34846/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество как правообладатель спорного участка, не включающего пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, то есть не относящегося к сельскохозяйственным угодьям, вправе было потребовать от администрации принятия решения об установлении соответствия между существующим разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования, установленным классификатором. Для принятия такого решения перевод земельного участка в иную категорию земель не требуется. Отказ администрации в принятии такого решения при определенных обстоятельствах может быть признан не соответствующим приведенным нормативным положениям и нарушающим права и законные интересы общества.
Кроме того, суды не учли, что в силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 сентября 2023 г. N Ф08-6805/23 по делу N А32-34846/2022