г. Краснодар |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А32-43571/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю - Степановой С.О. (доверенность от 21.12.2022), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Анапское производственное предприятие ""Меркурий-2"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 по делу N А32-43571/2021, установил следующее.
ООО "Анапское производственное предприятие ""Меркурий-2"" (ИНН 2301000801, ОГРН 1022300517326, далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 01.07.2021 N 132, вынесенного заместителем главного государственного инспектора г-к Анапа по использованию и охране земель Кишинек А.А. в отношении общества по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 09.11.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования город-курорт Анапа.
Решением суда от 25.04.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.06.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, соблюдением срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить. По мнению подателя жалобы, суды нарушили нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Общество указывает на допущенные процессуальные нарушения при производстве дела об административном правонарушении. Заявитель считает, что осуществляемый вид разрешенного использования соответствует одному из видов разрешенного использования земельных участков и вспомогательному виду разрешенного использования, установленных для территориальной зоны, в которой расположен спорный земельный участок. Кроме того, по мнению подателя жалобы, управление неверно произвело расчет суммы штрафа.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в ФГИС "ЕГРН", земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:1476, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Анапа, имеет вид разрешенного использования: проектирование и строительство берегозащитных сооружений, категория земель - земли населенных пунктов, площадью 22 401 кв. м.
При административном обследовании земельного участка 31.05.2021 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:1476 используется не в соответствии с разрешенным использованием, а именно: используется для размещения пляжной инфраструктуры и осуществления коммерческой деятельности. Нарушения зафиксированы в акте административного обследования объекта от 31.05.2021 N 61 с приложением фотоматериалов
Государственным инспектором по использованию и охране земель в г-к Анапа Ильиных И.А. 16.06.2021 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель в г-к Анапа Кишенек А.А. 01.07.2021 в отношении общества вынесено постановление о назначении административного наказания N 132, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде 700 тыс. рублей административного штрафа.
Несогласие с указанным постановлением административного органа послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 71, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 2.1, 4.5, 8.8, 25.1 КоАП РФ, статьями 7, 42, 65, 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Суды установили, что согласно сведениям от 31.05.2021, содержащимся в ФГИС "ЕГРН", земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:1476, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Анапа, имеет вид разрешенного использования: проектирование и строительство берегозащитных сооружений, категория земель - земли населенных пунктов, площадью 22 401 кв. м. Собственником земельного участка является муниципальное образование город-курорт Анапа, 14.09.2018 передан в аренду на основании договора от 10.07.2018 N 01-09/1033. Арендатором является общество.
На момент проведения обследования 31.05.2021 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0000000:1476 расположены следующие объекты: одноэтажный объект (трансформаторная подстанция) с эксплуатируемой кровлей; некапитальный объект (медицинский пост); одноэтажное некапитальное строение (кафе); некапитальные сооружения (детская площадка, батут); 13 некапитальных одноэтажных строений (беседки) коммерческого назначения; элементы благоустройства пляжа (мусорные контейнеры, деревянные навесы, шезлонги, раздевалки, биотуалеты); некапитальная металлическая конструкция (шатер); некапитальное одноэтажное сооружение, эксплуатируемое как "Школа по обучению плаванию", о чем свидетельствуют рекламные вывески, расположенные на фасадах объектов.
Исходя из части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, статей 7 и 42 Земельного кодекса правовой режим земель определяется целевым назначением земельного участка, состоящим из двух элементов: 1 - принадлежность земельного участка к определенной категории земель;
2 - принадлежность земельного участка к виду разрешенного использования применительно к соответствующей категории земель. Нарушение одного из указанных элементов влечет нецелевое использование земельного участка и нарушение его правового режима, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Зона рекреационного назначения (Р) предназначена для обеспечения условий сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства зеленых насаждений, обеспечение их рационального использования.
Основные виды разрешенного использования для данной зоны: Санаторная деятельность (код 9.2.1); Гидротехнические сооружения (код 11.3); Обеспечение внутреннего правопорядка (код 8.3); Отдых (рекреация) (код 5.0); Земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0); Улично-дорожная сеть (код 12.0.1); Религиозное использование (код 3.7); Благоустройство территории (код 12.0.2); Общее пользование водными объектами (код 11.1).
Вспомогательные виды разрешенного использования: общее пользование водными объектами - 11.1. Условно разрешенные виды использования не устанавливаются.
Приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 об утверждении видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому разрешенное использование земельного участка - гидротехнические сооружения (код 11.3 вида разрешенного использования).
Фактическое использование обследуемого земельного участка соответствует виду разрешенного использования - предпринимательство (код 4.0 вида разрешенного использования: размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1-4.10).
Разрешенный вид использования данных земельных участков - проектирование и строительство берегозащитных сооружений не предусматривает размещения на его территории пляжной инфраструктуры и осуществления коммерческой деятельности.
Предпринимательскую, торговую и иную деятельность осуществляет юридическое лицо - общество.
Поскольку на момент проверки спорный земельный участок использовался обществом не в соответствии с видом разрешенного использования, суды признали доказанным наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Факт совершенного административного правонарушения подтверждается актом административного обследования объекта от 31.05.2021 N 61 с приложением фотоматериалов, протоколом об административном правонарушении от 16.05.2021, иными материалами дела об административном правонарушении.
Вина общества как субъекта административного правонарушения заключается в неисполнении указанных требований земельного законодательства, а также в непринятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Обществом не представлены доказательства, подтверждающие, что юридическое лицо приняло все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм и правил действующего законодательства.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Апелляционный суд рассмотрел и отклонил довод заявителя о нарушении права общества на защиту, поскольку он опровергается материалами дела. Административным органом в полной мере соблюден порядок привлечения лица к административной ответственности, соблюдены все требования КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден. Событие административного правонарушения наступило 31.05.2021, что следует из акта административного обследования объекта N 61. Учитывая изложенное, установленный годичный срок давности привлечения общества к ответственности не истек к моменту вынесения управлением оспариваемого постановления от 01.07.2021 (пункт 37 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.07.2023). Ошибочные выводы судов о двухмесячном сроке давности привлечения общества к ответственности по статье 8.8 КоАП РФ не привели к принятию незаконного по существу спора судебного акта.
Суды оценили представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса и сделали вывод об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющей применить в рассматриваемом случае положения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, с учетом положений статей 286, 287 Кодекса не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Вопреки доводам общества размер административного штрафа определен верно исходя из санкции, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ для юридических лиц.
Иные доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 по делу N А32-43571/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющей применить в рассматриваемом случае положения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, с учетом положений статей 286, 287 Кодекса не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Вопреки доводам общества размер административного штрафа определен верно исходя из санкции, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ для юридических лиц.
Иные доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 сентября 2023 г. N Ф08-8604/23 по делу N А32-43571/2021